Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения и ее структуры

1.1Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.

1.2 Содержание основных понятий налогового права

1.3 Основные виды налогов

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих развитых стран

2.1 Общие принципы реформирования налоговых систем

2.2 Цели и задачи налоговых реформ

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

2.4 Рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России

Заключение

Библиографический список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая Таня.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

     ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные  налоги и таможенные пошлины и  сборы, что не характерно ни для одной  из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные  сборы и пошлины.

     Различия  между классификациями ОЭСР и  МВФ и классификациями СНС  и ЕСЭИС определяются тем, что  две первые системы подчинены  задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации  МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к  регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов.

     Преимущество  системы ОЭСР заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) выделяет группы «Прочих налогов» и «Других налогов  и сборов» самыми малочисленными притом, что сгруппированные в  разделы и подразделы, налоговые  поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми. 

    1. Сравнительная характеристика налоговой системы  России и ведущих развитых стран.
 

2.1 Общие  принципы реформирования налоговых  систем. 

     Вопросы налогообложения являются одними из основных во внутренней политике любого государства. Проекты налоговых изменений и реформ составляют весомую часть предвыборных программ ведущих политических партий. Совершенствование налоговых систем всегда выдвигается в качестве приоритетных задач любого правительства в развитых странах. Противоречие между потребностями увеличения налоговых доходов и необходимостью создания благоприятных условий для национального предпринимательства выступает основной причиной изменений в сфере налогообложения.

     Правильно организованная налоговая система  должна отвечать следующим основным принципам:

     -налоговое законодательство должно быть стабильно;

     -взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

     -тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

     -взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

     -способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

     -принцип не дискриминации, т.е. равенство налогоплательщиков перед законом;

     -издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

     -принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

     -принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

     -принцип соблюдения налоговой тайны.

     Рассмотрим  кратко содержание этих основных принципов.

     Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом  изменения в законодательство о  налогах не должны вноситься в  течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного  характера не могут проводиться  каждый год. Всеми крупными инвесторами  в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

     Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется в соответствии с действующими процедурами  по утверждению законов. В большинстве  стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем  финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких–либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

     Правовой  характер взаимоотношений государства  и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера  в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения  налогоплательщиков и государства  могут регулироваться только законами. Правительство имеет право лишь предлагать какие–либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

     Нарушения принципа правового характера взаимоотношений  налогоплательщиков и государства  выражаются в налоговом произволе  властей и могут проявляться  как на уровне актов центральных  органов исполнительной власти, так  и на уровне правотворчества органов  местного самоуправления.

     Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при  построении налоговой системы, но его  несоблюдение или частые грубые нарушения  приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении  налогового бремени не удавалось  и не удается ни одному государству  в мире.

     Вероятно, никто и никогда не создаст  налоговую систему, которая подходила  бы для всех налогоплательщиков и  всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к  тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении  тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся  по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

     Грубейшим нарушением принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени является уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

     Принцип соразмерности взимаемых налогов  с доходами налогоплательщиков заключается  не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для  нормальной жизнедеятельности и  расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные  периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих  поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

     Соблюдение  принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков является важной задачей государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой.

     Одним из важнейших принципов построения налоговых систем является принцип  равенства налогоплательщиков перед  законом. Про этот принцип можно  сказать, что он неуклонно соблюдается  в подавляющем большинстве развитых и богатых стран и практически  всегда нарушается в неразвитых и бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

     К наиболее грубым проявлениям налоговой  дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие–либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

     В налоговых законах некоторых  стран можно встретить упоминание о возможностях предоставления льгот  отдельным лицам. Подобное упоминание содержится в налоговых законах  Французской Республики. Правом предоставления льгот индивидуального характера  в этой стране наделены президент  и премьер-министр. Наряду с фиксацией этого права в законе следует длинный перечень тех случаев, когда даже они не имеют права предоставлять такие льготы. В отношении всех остальных должностных лиц действует однозначный и жесткий запрет на предоставление налоговых льгот индивидуального характера. Важно отметить, что сам факт предоставления подобной льготы является достаточным основанием для осуждения должностного лица на длительный срок по статье, предусматривающей получение взятки, при этом доказательств получения взятки не требуется.

     В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в завершились многолетние дебаты относительно того, должна ли платить подоходный налог королева – единственное лицо, прежде освобождавшееся от уплаты налогов. Одним из основных доводов в пользу привлечения главы государства к уплате налогов был тезис о том, что освобождение королевы от уплаты налогов является нарушением принципа равенства налогоплательщиков перед законом.

     Интересными представляются доводы, которые приводятся сторонниками жесткого соблюдения принципа не дискриминации налогоплательщиков. В отношении жалования государственных служащих часто возникают вопросы: «Зачем им нужно платить налоги? Они получают свое жалование из государственного бюджета. Можно просто заплатить им поменьше, а под налогообложение должны подпадать только их доходы из других источников. Зачем нужно перечислять деньги сначала из бюджета на жалование, а затем, вычитая из жалования, перечислять их в бюджет?» Довод против такого предложения существует только один: в этом случае государственные служащие будут подвергнуты дискриминации, т.е. они, не уплачивая налоги, не выполняя наряду со всеми остальными гражданами этой почетной обязанности, не смогут быть в полной мере равными в правах с другими гражданами. В этой логике находит свое проявление давно известная истина: равные права могут быть только при равной ответственности, а исключительные права в какой–либо сфере всегда влекут за собой либо исключительную ответственность, либо ущемление каких–то иных прав.

     Равные  права при равной ответственности  всегда стремятся получить солидные предприниматели и инвесторы, начиная  экономическую деятельность в другой стране. Наличие особого режима налогообложения  для предприятий с иностранными инвестициями или определенных специфических  льгот всегда настораживает иностранного инвестора. Даже в тех случаях, а  часто именно в тех случаях, когда  особый режим налогообложения выглядит более привлекательным по сравнению  с обычным режимом для национальных предприятий, инвестор ожидает либо особого режима контроля, либо запретов на определенные виды деятельности или  операции, либо того и другого вместе.

     Принцип сведения к минимуму издержек по сбору  налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса.

     С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также  существенные изменения, требующие  замены старых форм отчетности.

     Принцип нейтральности налогообложения  в отношении форм и методов  экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Любые  налоговые системы всегда влияют на принятие решений в экономике. Безусловно, является нормальной ситуация, когда налоги стимулируют приток капитала в передовые отрасли промышленности, создают барьеры для импорта, препятствуют перенаселению столиц или сверхкрупных городов, стимулируют снижение потребления одних видов продукции и в то же время выпуск и потребление других, становятся преградой для перемещения на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. Но налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретать оборудование, сырье, материалы, иностранную валюту, брать кредиты, создавать новые предприятия, объединения, ассоциации и фонды, проводить научные исследования, сдавать имущество в аренду или продавать его – все это и многое другое предприниматели должны делать, руководствуясь собственными целями и задачами, уровнем своих представлений и прогнозов, оценкой своих возможностей, но не в силу каких–либо особенностей или требований налогового законодательства. Выбор между индивидуальным, семейным предприятием, товариществом, кооперативом или акционерным обществом предприниматель должен делать на основе анализа собственных ресурсов и возможностей, преимуществ той или иной формы организации экономической деятельности, а не на основе того, что законодатель для разных форм предусмотрел значительные отличия по режимам налогообложения доходов. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе того или иного варианта организационной формы предприятия. При составлении условий договора стороны должны думать о том, чтобы договор помог им впоследствии быстро и эффективно разрешать те проблемы, которые могут возникнуть, а не о том, какой вид договора позволит экономить на уплате налогов. При подписании трудового соглашения (договора найма, контракта, договора подряда) человек должен думать о своей защищенности, правах, ответственности, о материальных последствиях для своей семьи в случаях гибели, увечья, временной нетрудоспособности, о размерах будущей пенсии, о возможностях защищать свои права и интересы в суде, а не о том, как можно «раздробить» свой доход или уменьшить размеры отчислений на социальное страхование.

Информация о работе Налогообложение