Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения и ее структуры

1.1Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.

1.2 Содержание основных понятий налогового права

1.3 Основные виды налогов

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих развитых стран

2.1 Общие принципы реформирования налоговых систем

2.2 Цели и задачи налоговых реформ

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

2.4 Рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России

Заключение

Библиографический список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая Таня.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Теоретические аспекты формирования системы  налогообложения и ее структуры

1.1Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы. 

1.2 Содержание основных понятий налогового права

1.3 Основные виды налогов 

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих развитых стран

2.1 Общие принципы реформирования налоговых систем

2.2 Цели и задачи налоговых реформ

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран                         

2.4 Рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России

Заключение

Библиографический список использованных источников               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

     Проблема  налогов — одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой системы. При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные.

     Таким образом, актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнения.

     В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

     Указанная цель исследования определила постановку следующих задач исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования системы    налогообложения и ее структуру.
  2. Провести сравнительный анализ налоговой системы России и ведущих развитых стран.
  3. Предложить рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России.

     Объект  исследования – налоговые системы России и развитых стран.

     Предмет исследования – сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих  развитых стран.

     По  вопросам налогообложения и налоговой  системы существует много различной  современной литературы. В данной курсовой работе использовалась нормативно-правовая литература, учебники, пособия, монографии.

     В процессе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение  и другие методы исследования.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические аспекты формирования системы  налогообложения  и ее структуры
 

     1.1 Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы. 

     Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия  налога, независимого от политического  и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников  по финансам и налогообложению определение  налога, которое в обобщенном виде выглядит как "обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый  государством", экономически верное, но, думается, недостаточно полное.

     Во-первых, данное понятие не устанавливает  безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических  лиц возмездно и не являющихся поэтому налогом. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Поэтому они носят принудительный и безвозмездный характер. В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются также налогами штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства.

     Во-вторых, данное понятие не устанавливает  цели взимания налоговых платежей.

     И наконец, в-третьих, не установлена  индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения  уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

     Наиболее  полное определение налога дано в  первой части Налогового кодекса  РФ. 

     Согласно  статьи 8 «Понятие налога и сбора» НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (2)

     Установленное в Налоговом кодексе определение  достаточно полно характеризует  понятие налога. Вместе с тем в  данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т. е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам. Кроме того, данное определение страдает еще  одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения. Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах. Естественно, что  денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов  в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и  мировая практика не исключают возможности  уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в  соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых. И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит Конституции РФ, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда. Таким образом, можно дать следующее понятие налога: "налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

     Исходя  из необходимости наиболее полного  удовлетворения потребностей государства  в финансовых ресурсах, а также  в целях выполнения налогами возложенных  на них функций государство устанавливает  совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную  систему. Налоговая система - это  совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства. Налоговая  система является важнейшим активным элементов рыночной экономики. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всей экономики государства.

     Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что  дало повод экономистам и социологам разработать ряд требований для  создания оптимальной системы. Наиболее важны среди них следующие:

     - распределение налогового бремени  должно быть равным, или, иными  словами, каждый должен вносить  свою «справедливую долю» в  государственные доходы;

     - налоги должны по возможности  не оказывать влияния на принятие  различными лицами экономических  решений, или такое влияние  должно быть минимальным (принцип  нейтральности налогообложения);

     - при использовании налоговой  политики для достижения социально-экономических  целей необходимо свести к  минимуму нарушение принципа  равенства и справедливости налогообложения;

     - налоговая структура должна способствовать  использованию налоговой политики  в целях стабилизации и экономического  роста страны;

     - налоговая система должна быть  справедливой, не допускать произвольного  толкования, быть понятной налогоплательщикам;

     - административные издержки по  управлению налогами и соблюдению  налогового законодательства должны  быть минимальны.

     Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для  оценки качества налоговой системы  страны. (9,с.63-70)  

1.2 Содержание  основных понятий налогового  права. 

     Под налогом в иностранных государствах так же, как и в России, понимается обязательное изъятие в бюджет или  иной государственный фонд части  дохода или имущества физических и юридических лиц. Формы и  правила такого изъятия должны быть определены законом. Элементами налога являются определяемые законодательными актами государства принципы, правила, категории, термины, применяемые для  организации взимания налога. К важнейшим  элементам налога относятся его  субъект, объект, источник, единица  обложения, налоговая база, налоговый  период, налоговая ставка и налоговые льготы. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Через них, эти элементы, в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения. Важно подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами мира. Эти элементы были присущи налогу с момента его зарождения.

     Говоря  о субъекте налога, важно отличать это понятие от понятия носителя налога. Субъект налога, или налогоплательщик, – это то лицо (юридическое или физическое), на которое, по закону, возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице.

     Объект  налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле–продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательно возникает обязанность по уплате налога.

     Нередко название налога вытекает из объекта  налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным источником налога – валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают, а, как правило, почти никогда.

Информация о работе Налогообложение