Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется
Введение
1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения и ее структуры
1.1Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.
1.2 Содержание основных понятий налогового права
1.3 Основные виды налогов
2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих развитых стран
2.1 Общие принципы реформирования налоговых систем
2.2 Цели и задачи налоговых реформ
2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
2.4 Рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России
Заключение
Библиографический список использованных источников
Одним
из наиболее ярких свидетельств грубого
нарушения принципа нейтральности
налогов в отношении форм и
методов экономической
К
основным последствиям нарушения принципа
нейтральности налогообложения
в отношении форм и методов
экономической деятельности относятся:
искажение данных и материалов государственной
статистики, большое число «бумажных
предприятий», резкое увеличение доли
мнимых сделок, массовое уклонение
от уплаты налогов. Получая незначительные
суммы от регистрации новых юридических
лиц, государство теряет колоссальные
налоговые поступления, а также
возможности по эффективному регулированию
предпринимательской
К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. В развитых странах налоговые органы бесплатно показывают все источники права по налогам, дают разъяснения и необходимые консультации. Плата может взиматься лишь при предоставлении таких дополнительных услуг, как перевод информации на другой носитель, либо при составлении тематических подборок, однако и эти виды услуг, как правило, тоже бесплатны.
Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов цивилизованной страны. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким–либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.
Доступность
информации о расходовании средств
налогоплательщиков – это такое
требование, которое не только выполняется,
но даже перевыполняется в тех
странах, где правительство ощущает
ответственность перед своими гражданами.
Хотя обеспечение доступа к
2.2
Цели и задачи налоговых реформ
Анализ
действующих налоговых систем развитых
стран подтверждает, что ни одной
стране не удается найти тот вариант
налогообложения, который устраивал
бы как государство, так и всех
или большинство
История
XX в. показывает, что ни одной стране
мира не удается на длительный период
сохранять систему
К основным недостаткам действующих налоговых систем в развитых странах, в том числе и России, можно отнести следующие:
- налоговые системы остаются сложными для понимания налогоплательщиков, налоговое законодательство в целом ряде стран не систематизировано. Нормы, регулирующие одни виды налогообложения, могут отличаться от норм, регулирующих другие виды налогов. Заполнение налоговых деклараций представляет собой труд, требующий досконального знания не только норм налогового права, но и достаточно сложного технического оснащения. Постоянно возрастает число лиц, которые не могут заполнить декларацию самостоятельно, а обращаются за помощью к специалистам. В ряде стран профессия налогового адвоката стала не только самостоятельной, но и массовой. Расчеты налогов и представление деклараций отнимают не только значительное время, но и связаны с возможными материальными потерями в результате ошибок и несоблюдения графиков;
- число налогов, сборов, обязательных платежей в большинстве стран измеряется десятками, а с учетом платежей обязательного характера на региональном и местном уровне, нередко, превышает сотни. Сочетание сложности норм налогового права и большого числа налогов и иных платежей обязательного характера становится фактором, снижающим эффективность управления налоговой сферой, и вызывают многочисленные нарекания налогоплательщиков;
- налогообложение доходов во многих странах характеризуется неравномерностью распределения налогового бремени, выражающегося в том, что налогоплательщики примерно с одним уровнем доходов и одного социального статуса платят разные налоги;
- высокие предельные ставки налогов в налогообложении доходов приводят к потере стимулов к труду, росту оборотов теневой экономики, вывозу капитала и уходу производств в другие страны;
- несоблюдение принципов нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности обусловливает регистрацию значительного числа фиктивных компаний, усложнение экономических связей, создание специфических форм экономической деятельности, рост числа мнимых сделок;
- многочисленные льготы, предоставляемые действующим налоговым законодательством, часто теряют свою эффективность, переставая быть стимулом для каких–то полезных изменений, и становятся просто формой снижения налоговых обязательств для предпринимателей, на высоком уровне владеющих технологиями налогового планирования;
- в целом ряде стран налоговые эксперты в качестве существенного недостатка действующего налогового права выделяют проблемы терминологии. В странах, не относящихся к англоязычным, в последние десятилетия появилось огромное количество терминов либо не понятных населению страны, либо таких, применение которых порождает неоднозначность трактовок, путаницу и многократное расширение специального лексикона (профессионального сленга). Для преодоления этого явления в ряде стран предпринимаются активные меры, по масштабам и издержкам сопоставимые с коренными изменениями в налоговых системах.
В значительной мере направленность реформ определяется политическими факторами, целями и задачами политических партий, проводящих те или иные изменения в налоговой сфере.
Налоговые реформы национальных налоговых систем, ориентированные на унификацию налогообложения в рамках международных политических и экономических объединений во второй половине XX в., в наибольшей степени были характерны для стран Западной Европы. Можно отметить в этой связи реформы в странах Северного договора, Бенилюкса, но особый характер и размах реформы этого типа приобрели в странах Европейского сообщества. В гораздо меньшей степени реформы, ориентированные на цели международных экономических и политических объединений, были характерны для США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР.
Особую группу налоговых реформ составляют
реформы, направленные на изменение систем
подачи и обработки сведений налогового
характера. К таким реформам относятся:
унификация бланков налоговой отчетности,
предназначенных для механизированной
и электронной обработки; подача сведений
на электронных носителях информации;
разработка единых стандартов бухгалтерского
учета для юридических лиц и заполнения
отчетных документов; создание единых
систем учета налогоплательщиков; унификация
методов контроля за исполнением налоговых
обязательств. Изменения этого типа производились
во всех без исключения странах. Они либо
имели характер самостоятельных мероприятий,
либо объединялись с другими изменениями
налогового законодательства.
Для сравнения налоговой системы России и зарубежных стран рассмотрим более подробно налоговые системы таких стран как США, Канады, Германии и Франции.
Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).
Несмотря на законодательно
Реализацию отраслевого
Конкурентный потенциал
- прогрессивное налогообложение
доходов корпораций, которое предполагает
увеличение ставок налога на
прибыль при росте
- использование налогов на
Практическая реализация
- подоходный налог, за счет которого формируется более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же для налоговых доходов штатов;
- отчисления в фонды
Необходимо отметить и то, что в условиях переноса основного налогового бремени на население представляется объективно оправданной
сложная система исчисления соответствующего налогооблагаемого дохода,
включающая возможность исключения (полного или частичного) определенных видов доходов, скользящий необходимый минимум дохода, ряд индивидуальных (для отдельных категорий населения) налоговых льгот, а также специфическая шкала ставок налога, три ступени которой предполагают их повышение, а четвертая (для самых высоких доходов) – понижение с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.
При этом налогообложение
- налог на прибыль корпораций (около 9% доходов федерального бюджета и в среднем не более 5% доходов бюджетов штатов);
- налог на доходы от продаж и капитальных активов;
-
налог штатов на деловую