Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты формирования системы налогообложения и ее структуры

1.1Экономическое содержание налога. Понятие налоговой системы.

1.2 Содержание основных понятий налогового права

1.3 Основные виды налогов

2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и ведущих развитых стран

2.1 Общие принципы реформирования налоговых систем

2.2 Цели и задачи налоговых реформ

2.3 Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран

2.4 Рекомендации по использованию отдельных элементов налогообложения развитых стран в России

Заключение

Библиографический список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая Таня.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

     Одним из наиболее ярких свидетельств грубого  нарушения принципа нейтральности  налогов в отношении форм и  методов экономической деятельности является быстрое распространение (как правило, в абсурдных количествах) предприятий со специфическими функциями, особенностями регистрации или  сферами деятельности: банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями».

     К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения  в отношении форм и методов  экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной  статистики, большое число «бумажных  предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок, массовое уклонение  от уплаты налогов. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических  лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также  возможности по эффективному регулированию  предпринимательской деятельности в стране.

     К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы  можно отнести также принцип  доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его  заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который  был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых  органов предоставлять любую  информацию по вопросам регламентации  налоговой сферы любому лицу, пожелавшему  ее получить. В развитых странах  налоговые органы бесплатно показывают все источники права по налогам, дают разъяснения и необходимые  консультации. Плата может взиматься  лишь при предоставлении таких дополнительных услуг, как перевод информации на другой носитель, либо при составлении  тематических подборок, однако и эти  виды услуг, как правило, тоже бесплатны.

     Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов  цивилизованной страны. В ряде стран  действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким–либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

     Доступность информации о расходовании средств  налогоплательщиков – это такое  требование, которое не только выполняется, но даже перевыполняется в тех  странах, где правительство ощущает  ответственность перед своими гражданами. Хотя обеспечение доступа к информации о расходовании бюджетных средств, строго говоря, нельзя отнести к  принципам построения собственно налоговой  системы, информированность населения  о государственных расходах в  развитых странах всегда считалась  одним из основных средств повышения  эффективности работы исполнительной власти по сбору налогов. 

     2.2 Цели и задачи налоговых реформ 

     Анализ  действующих налоговых систем развитых стран подтверждает, что ни одной  стране не удается найти тот вариант  налогообложения, который устраивал  бы как государство, так и всех или большинство налогоплательщиков. Противоречия между возможностями  экономической системы, целями и  задачами политических партий, интересами международного экономического сотрудничества, неизбежно нарастая, приводят к тому, что прежние системы признаются неудовлетворительными и начинается их пересмотр.

     История XX в. показывает, что ни одной стране мира не удается на длительный период сохранять систему налогообложения  в неизменном виде. Налоговые реформы  позволяют снимать наиболее острые противоречия, приспосабливать налоговый  механизм к возникающим новым  ситуациям, изменять структуру налоговых  поступлений в отношении отдельных  видов и групп налогов, перераспределять поступления по звеньям налоговой  системы.

     К основным недостаткам действующих  налоговых систем в развитых странах, в том числе и России, можно  отнести следующие:

     - налоговые системы остаются сложными для понимания налогоплательщиков, налоговое законодательство в целом ряде стран не систематизировано. Нормы, регулирующие одни виды налогообложения, могут отличаться от норм, регулирующих другие виды налогов. Заполнение налоговых деклараций представляет собой труд, требующий досконального знания не только норм налогового права, но и достаточно сложного технического оснащения. Постоянно возрастает число лиц, которые не могут заполнить декларацию самостоятельно, а обращаются за помощью к специалистам. В ряде стран профессия налогового адвоката стала не только самостоятельной, но и массовой. Расчеты налогов и представление деклараций отнимают не только значительное время, но и связаны с возможными материальными потерями в результате ошибок и несоблюдения графиков;

     - число налогов, сборов, обязательных платежей в большинстве стран измеряется десятками, а с учетом платежей обязательного характера на региональном и местном уровне, нередко, превышает сотни. Сочетание сложности норм налогового права и большого числа налогов и иных платежей обязательного характера становится фактором, снижающим эффективность управления налоговой сферой, и вызывают многочисленные нарекания налогоплательщиков;

     - налогообложение доходов во многих странах характеризуется неравномерностью распределения налогового бремени, выражающегося в том, что налогоплательщики примерно с одним уровнем доходов и одного социального статуса платят разные налоги;

     - высокие предельные ставки налогов в налогообложении доходов приводят к потере стимулов к труду, росту оборотов теневой экономики, вывозу капитала и уходу производств в другие страны;

     - несоблюдение принципов нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности обусловливает регистрацию значительного числа фиктивных компаний, усложнение экономических связей, создание специфических форм экономической деятельности, рост числа мнимых сделок;

     - многочисленные льготы, предоставляемые действующим налоговым законодательством, часто теряют свою эффективность, переставая быть стимулом для каких–то полезных изменений, и становятся просто формой снижения налоговых обязательств для предпринимателей, на высоком уровне владеющих технологиями налогового планирования;

     - в целом ряде стран налоговые эксперты в качестве существенного недостатка действующего налогового права выделяют проблемы терминологии. В странах, не относящихся к англоязычным, в последние десятилетия появилось огромное количество терминов либо не понятных населению страны, либо таких, применение которых порождает неоднозначность трактовок, путаницу и многократное расширение специального лексикона (профессионального сленга). Для преодоления этого явления в ряде стран предпринимаются активные меры, по масштабам и издержкам сопоставимые с коренными изменениями в налоговых системах.

          В значительной мере направленность реформ определяется политическими факторами, целями и задачами политических партий, проводящих те или иные изменения в налоговой сфере.

     Налоговые реформы национальных налоговых  систем, ориентированные на унификацию налогообложения в рамках международных  политических и экономических объединений  во второй половине XX в., в наибольшей степени были характерны для стран  Западной Европы. Можно отметить в этой связи реформы в странах Северного договора, Бенилюкса, но особый характер и размах реформы этого типа приобрели в странах Европейского сообщества. В гораздо меньшей степени реформы, ориентированные на цели международных экономических и политических объединений, были характерны для США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР.

       Особую группу налоговых реформ составляют реформы, направленные на изменение систем подачи и обработки сведений налогового характера. К таким реформам относятся: унификация бланков налоговой отчетности, предназначенных для механизированной и электронной обработки; подача сведений на электронных носителях информации; разработка единых стандартов бухгалтерского учета для юридических лиц и заполнения отчетных документов; создание единых систем учета налогоплательщиков; унификация методов контроля за исполнением налоговых обязательств. Изменения этого типа производились во всех без исключения странах. Они либо имели характер самостоятельных мероприятий, либо объединялись с другими изменениями налогового законодательства.  

    1.  Сравнительная  характеристика налоговой системы  России и зарубежных стран
 

     Для сравнения налоговой системы  России  и зарубежных  стран  рассмотрим более подробно налоговые  системы таких стран как США, Канады, Германии и Франции.

     Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).

            Несмотря на законодательно установленные  широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.

            Реализацию отраслевого потенциала  рассматриваемой налоговой системы  (в силу отмеченной принципиальной  особенности экономики США) также  нельзя признать существенной. Она  ограничена различными нормами  ускоренной амортизации для конкретных  отраслей, а также достаточно  редкими (и представляющими собой  фактически исключение из общего  правила) налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям  в порядке компенсации за истощение  недр.

            Конкурентный потенциал системы  налогообложения США задействован  в весьма значительной степени  через два основных инструмента:

      - прогрессивное налогообложение  доходов корпораций, которое предполагает  увеличение ставок налога на  прибыль при росте налогооблагаемой  базы;

      - использование налогов на сверхприбыль, то есть специальных ставок  налога (которые могут достигать  90%) в случае, если прибыль хозяйствующего  субъекта значительно выше среднеотраслевой.

          Практическая реализация фискальной  функции в налоговой системе  США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:

       - подоходный налог, за счет  которого формируется более 40% доходов федерального бюджета  и примерно такая же для налоговых доходов штатов;

      - отчисления в фонды социального  страхования, которые в равных  долях делают наниматель (юридическое  лицо-субъект хозяйствования) и рабочие  (этот платеж населения составляет  более 15 % доходов федерального  бюджета).

            Необходимо отметить и то, что  в условиях переноса основного налогового бремени на население представляется объективно оправданной

сложная система исчисления соответствующего налогооблагаемого дохода,

включающая  возможность исключения (полного  или частичного) определенных видов  доходов, скользящий необходимый минимум  дохода, ряд индивидуальных (для  отдельных категорий населения) налоговых льгот, а также специфическая  шкала ставок налога, три ступени  которой предполагают их повышение, а четвертая (для самых высоких  доходов) – понижение с целью  предотвращения уклонения от уплаты налогов.

            При этом налогообложение юридических  лиц (хозяйствующих субъектов)  в рассматриваемой системе ограничено  применением таких налогов, как:

     - налог на прибыль корпораций (около  9% доходов федерального бюджета  и в среднем не более 5% доходов  бюджетов штатов);

     - налог на доходы от продаж  и капитальных активов;

     - налог штатов на деловую активность, определяемую размерами капитала  и оборотом.

Информация о работе Налогообложение