Налогообложение в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

История налогов в Риме делится на два этапа: до покорения Македонии в 167 г. до н.э. и начала активной римской экспансии и после. Важнейшим видом прямого налога являлся трибитум — разновидность имущественного налога. В основе формирования налоговой обязанности лежала предварительная оценка имущества цензором. Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство, так называемый vicesimani hereditatum). Подоходно-имущественное обложение Рима.

Работа содержит 1 файл

Налогообложение в Др.Риме.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Налогообложение в Др.Риме.

Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.

Первоначально все государство состояло из города Рима и приле­гающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, по­скольку избранные магистраты исполняли свои должности безвоз­мездно, порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду обществен­ных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

Раннеримская налоговая система включала в себя собственно три вида налоговых платежей: трибутум, вектигалий и стипендий. Трибутум возник как имущественный налог с граждан Рима с позднейшей дифференциацией по провинциям. Вектигилий и стипендий возникли как различные формы пошлин, но с развитием налогообложения стипендий в итоге слился с вектигилием.

Считается, что история налогов в Риме делится на два этапа: до покорения Македонии в 167 г. до н.э. и начала активной римской экспансии и после. Будучи чрезвычайно милитаризированным государством, Рим постоянно нуждался в военных ассигнованиях, источником которых были доходы от общественных земель, таможенные пошлины и чрезвычайные налоги, так называемые tributum civium.

На втором этапе развития системы римского налогообложения римские граждане фактически освобождались от уплаты налогов, tributum civium исчезли, и основные средства поступали от жителей римских провинций, территорий, расположенных за пределами Италии.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взимались постоянно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной ад­министрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важ­ным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных
финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.

На протяжении римской истории неоднократно предпринимались попытки создать правильную и справедливую систему налогообложения, равномерно распределить налоговое бремя между различными римскими провинциями.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего на­логовой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 до Р.Х. — 44 до Р.Х.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была оп­ределена сумма, которую она должна была внести. Распределе­ние и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредст­венно, и значительные суммы не шли теперь в карманы откуп­щиков. Многие города получили налоговые льготы, но некото­рые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повыше­нием налогов.

Управление государственным хозяйством Рима сосредоточивалось в Сенате. Все деньги и ценности хранились в Эрариуме (находившемся под храмом Сатурна), и ни один расход из этой кассы не мог быть произведен иначе, как по сенатскому декрету. В основании всей налоговой системы лежало поимущественное и поголовное обложение, причем второе распространялось только на провинциалов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до Р.Х. — 14 н. э.), добившийся наибольших успехов в этом вопросе, создатель знаменитого ценза. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима дела­ли цензорам клятвенное заявление о своем имущественном со­стоянии и семейном положении. Еще тогда заклады­вались основы декларации о доходах. Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан.

Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налого­обложением. Были еще более сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установился строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более спра­ведливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого провели обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. Составили кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Производилась перепись иму­щественного состояния граждан. Переписью руководили наме­стники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обя­зан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты). Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Провинциальный ценз в Римской им­перии представлял собой следующее.

Важнейшим видом прямого налога являлся трибитум — разновидность имущественного налога. В основе формирования налоговой обязанности лежала предварительная оценка имущества цензором. Она осуществлялась один раз в пять лет. Для этой цели все граждане, разделенные на грибы, собирались в полном вооружении на Марсовом поле; здесь цензор осматривал оружие каждого. В цензорские таблицы заносилось имя гражданина, сведения о его происхождении, роде занятий и величине имущества. В соответствии с величиной имущества граждане делились на несколько классов. Оценка имущества основывалась на добросовестном показании граждан; обмана со стороны последних почти нечего было опасаться — это было время самых строгих нравов. Впрочем, государство всегда могло знать число своих граждан; для этого закон предписывал при рождении каждого ребенка жертвовать медную монету в храм Юноны, в случае его смерти — в храм Венеры, а при облачении юноши в мужскую тогу такую же монету жертвовали в храм Юности. За неверные показания гражданин лишался всех своих прав и продавался в рабство. Разделенные на классы граждане несли податную тяжесть без изменения пять лет. Каждый ценз проверял их имущественные отношения и, если того требовали обстоятельства, вел к составлению новых списков отдельным классам; богатые вносились в высшие разряды, обедневшие пречислялись к низшим. Ценз не давал, впрочем, представления о действительной стоимости имущества, потому что при оценке не вычитались долги. Кроме того, некоторые предметы цензоры оценивали по собственному усмотрению выше их стоимости в качестве противодействия роскоши. Граждане шестого класса, куда зачислялись имевшие имущество, стоимость которого не превышала 1,5 тысячи асс, были свободны от подати и военной службы. С каждой тысячи асс взимался налог один или два асса в случае, когда это вызывалось государственной необходимостью. Вдовы и сироты платили деньги, шедшие на покупку лошадей для военной службы.

Трибутум делился на гражданский и провинциальный. Первый выступал в форме имущественного налога. Провинциальный имел доменный характер, специфическую форму оброка с завоеванных земель. Он применялся в двух видах: поземельном и личном.

 

Сведения о землевладении в Иудее, например, содержа­ли в себе:

• наименование отдельного подворья, к какой общине оно от­носится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями;

• количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие десять лет;

• сколько на участке имеется виноградных лоз;

• сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;

• сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;

• сколько приблизительно моргенов земли отводится под паст­бища;

• сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, спо­собные давать деловую древесину;

• пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить все сам. Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полно­мочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то он должен был привести уважи­тельные причины, по которым он это сделал. В противном слу­чае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Из состава трибутума впоследствии выделилась особая промысловая подать, пересматривающаяся, как и остальные, один раз в пять лет. Эту всеобщую подать платили все занимающиеся промыслами. Со временем на его основе возник еще один платеж, включающий отчисления абсолютно со всех лиц, в том числе и лиц, занимавшихся «низкими» промыслами (содержатели публичных домов, христиане, разносчики). Сбор с этих лиц, как оскорбляющих нравственное чувство, запрещалось вносить в государственную казну, и он шел на ремонт и постройку общественных театров, цирков и т. д.

Что касается распределения этого налога, то были заведены особые книги — матрикулы, куда записывалось всё, подлежащее платежу. Распределение осуществлялось не декурионом, а самими плательщиками или их уполномоченными, из чего следует, что налог был распределительный, а не долевой. Величина подати составляла 50-ю долю или 2%. Данный налог не пользовался популярностью в Риме, и император Анастасий в 501 году решил отменить его, как налог презренный, противный божеству и недостойный самих варваров.

К числу прямых налогов относилась и так называемая уринная подать (налог на отхожие места). Этот налог был введен императором Веспасианом как промысловый налог с лиц, содержащих уличные отхожие места. Доходы этих лиц формировались из платы за пользование отхожими местами и доходов, получаемых от садовников и цветочников при удобрении почвы.

Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство, так называемый vicesimani hereditatum).

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну деся­тую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фрук­товых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В 6 году н. э. император Август ввел налог с наследства, который был первым налогом с наследств, воспринятым затем многими налоговыми системами. Этим налогом облагалось любое наследство, достававшееся как родственникам, так и неродственникам в размере 1/20 цены или 5%. Налог носил целевой характер. Полученные средст­ва направлялись для пенсионного обеспечения профессиональ­ных солдат. Их ближайшие родственники были от данного на­лога освобождены. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Доходность этого налога была значительна. Известно, что в Риме при Августе укоренился обычай безбрачия, против которого государство издавало строгие законы; но они не были действенны. Имущество в результате безбрачия часто переходило в чужие руки; богатые холостые люди, избегавшие супружества, всегда были окружены толпой бедных друзей, которые терпели все капризы богатого патрона, чтобы получить после его смерти часть наследства (и действительно получали), причем в качестве неродственников тоже должны были вносить налог.

Весьма интересна процедура обсуждения и введения этого налога. Не являясь сторонником крутых мер, Август постепенно старался привести общество к осознанию необходимости его введения. Поскольку доходов на содержание армии не хватало, он предложил Сенату назначить особый налог с граждан. После длительных обсуждений решение так и не было принято. Наконец, Август устроил особую военную кассу, внеся за себя и Тиверия определенную сумму, и объявил, что будет делать этот взнос ежегодно. Так как частные лица и города не делали этого взноса, то появилась необходимость в постоянной подати. Август предложил, чтобы каждый сенатор письменно высказал свое мнение. Каждый из них предлагал свое, но все эти проекты, по мнению Августа, не годились. Тогда он принял решение, чтобы в эту кассу вносилось но 5% со всех наследств, за исключением незначительных и наследств, которые переходили к ближайшим родственникам. При этом он объявил, что нашел рекомендации относительно введения этого налога в бумагах Цезаря, авторитет которого был в глазах римлян чрезвычайно высоким. Налог этот взимался шесть лет, но римляне, считая его нарушением принципа права собственности, никак не могли с ним смириться, и неудовольствие дошло до того, что угрожало народным волнением. Тогда Август послал в Сенат требование указать другую подать, которая могла бы служить для удовлетворения экстраординарных расходов. Опять были внесены самые разные предложения и письменно представлены императору. Август мог судить но этим предложениям, что римляне согласятся скорее на любые другие налоги, чем на налог с наследства. Тогда он переложил этот налог на дома и земли и отправил оценщиков для описи недвижимого имущества городов и частных лиц, но при этом не обнародовал инструкций, которые были вручены этим оценщикам. Последнее Август сделал, чтобы внушить римлянам страх, что их имущество, в случае отказа от налога с наследства, будет обложено другими, более высокими сборами. Август грозил заставить римлян платить tributum provinciale, который до того вносился лишь жителями провинций и был довольно значительный. Римляне вынуждены были согласиться на налог с наследства, и этот налог, введенный Августом, вошел в общую податную систему римского государства.

Систему косвенных налогов Рима составляли вектигаль и порториум.

Вектигаль в широком смысле означал разнообразные косвенные сборы, по сути, представлявшие собой транзитную пошлину с товаров, перевозимых из одной местности в другую — через римское государство. Однако сюда включались и платежи, не имеющие транзитного характера: особая пошлина, взимаемая с отпущения рабов на свободу (5% от их рыночной стоимости), налог на соль, налог с оборота или акциз на внутреннее потребление (1 %), налог с оборота при торговле рабами (4%). Августом были введены новые таможенные пошлины по ввозимым и вывозимым товарам во всех провинциях (средняя ставка 5%). Акциз на соль уплачивали теперь только жители провинций, горожане были от него освобождены. Кроме того, незамужние женщины подлежали налогу в размере 1% с их имущества.

Порториум (от portus — гавань) означал платеж, схожий по характеру с таможенной пошлиной. Римляне взимали его, однако, не только в гаванях с привозимых товаров и на границах империи как с провоза, так и с вывоза. Порториум применяли и внутри государства; отдельные провинции были окружены цепью станций, где налог взимался с товаров по особому тарифу. Римляне знали потрориум с древнейшего времени своей истории. Ливии рассказывает, что еще в древнейшие времена патриции освобождали плебеев от уплаты порториума, чтобы обеспечить верность римского плебейского населения. Сбор порториума чаще всего отдавался государством на откуп отдельным компаниям или даже частным лицам. Откупщиками являлись римские граждане, но хранителями кассы, куда поступали таможенные сборы, были в большинстве случаев рабы.

При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается промысловый налог. Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценка и определение налоговых поступлений общин, контроль за срока­ми поступления налогов государство держало в своих руках че­рез органы фиска.

Система сбора налогов была во многом производна или даже сливалась с органами финансового управления в целом. Исполнителями решений Сената были квесторы, управлявшие Эрариумом (централизованным денежным фондом). Причем одно из его отделений (Эрариум санктум) рассматривалось как запасная казна, расходуемая только в крайних случаях.

Подоходно-имущественное обложение Рима предполагало учетно-оценочную систему контроля, в которой заметную роль играли рабы. Весьма примечательно, что в денежных делах, как в государственной, так и в частной практике, у римлян рабы играют выдающуюся роль. Верховное заведование государственным казначейством в Риме принадлежало квесторам, а счетоводство и хранение денежных сумм находилось в руках государственных рабов. Точно так же хранение кассы и сбор денег поручался всегда рабам. Отсюда понятно, почему в императорскую эпоху чиновники финансовой администрации были тесно связаны с домашними рабами императора. За сборщиками порториума наблюдали особые чиновники фиска — так называемые прокураторы. Прокураторы сдавали этот сбор на откуп и наблюдали за действиями откупщиков в пределах предоставленных им территорий. Налог взимался со всех предметов, назначенных для продажи. Исключены были из обложения предметы, назначенные для собственного употребления, а также все предметы, принадлежавшие фиску и интендантскому ведомству; налогом не облагались также солдаты и послы иностранных государств, причем послы — только при выезде из империи и только когда освобождались товары, приобретенные ими в пределах империи. Что касается размеров окладов, то они были различны в разных местах империи. В одном месте налог составлял 5% стоимости товара, в других, более отдаленных провинциях 2,5% (40-ю часть), в некоторых 2% (50-ю часть); в некоторых текстах кодекса Юстиниана налог носит название octava; это название заставляет предполагать, что он взимался еще в размере 12,5% стоимости товара.

Большую роль играли откупщики казенных сборов — публиканы. Это были обычно очень богатые люди. Откупной срок составлял обычно пять лет, и откупа отдавались с торгов. Постепенно Сенат утрачивал свое финансовое значение, и при Августе из эрариума была выделена касса эрариум милитаре, поступавшая в полное распоряжение цезарей и получившая название фиска. Она постепенно и поглотила народную казну — эрариум. Провинциальные казны тоже перешли в ведение лиц, назначаемых цезарем. У городов было отобрано их имущество. В итоге все финансовое управление сосредоточилось в руках цезарей и их чиновников. Главнейшими в области финансового управления явились декурионы.

Изменилась и процедура распределения налоговой обязанности. Император определял общую сумму сборов, а декурионы осуществляли раскладку по провинциям. Каждая провинция имела свою кассу. Совокупность последних и образовывала общую кассу. Долгое время в провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело в тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

За время существования Римской империи в ней сформировалась сложная налоговая система. Однако, как полагают исследователи, она была далека от совершенства. Главным ее недостатком было всевластие сборщиков и откупщиков, так называемых publicani, сформировавших особую касту и безнаказанно злоупотреблявших своим положением.

Основные налоги Римской империи, взимавшиеся в разных провинциях:

Сбор на содержание надзора за рынком, портовые пошлины при погрузке и выгрузке, дорожная пошлина, налог за закрепление сделки (налог с продаж), сбор за ярлык для ослов, налог на наследство, сбор за обмен и размен денег, сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати, сбор со скота, налог на владение рабами, налог в продовольственный фонд столицы, земельный налог, специальный налог на огороды, налог на вино, налог на пшеницу, налог на огурцы, сбор с рыботорговцев, сбор с банщиков, подушная подать, налог на доход от фиников, налог на доход с земли под постройкой, сбор на воздвижение статуй, сбор на содержание неимущих, сбор на содержание именитых гостей, сбор на содержание речной стражи, сбор на содержание гарнизона, сбор на содержание сторожевых вышек, сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.
36. Сбор на жалованье полиции.
37. Сбор на содержание и ремонт плотин.
38. Сбор на содержание сборщиков налогов.
39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.
40. Сбор на устройство зрелищ.
41. Сбор на содержание начальника района.
42. Сбор на благотворительность.
43. Налог на торговый оборот.
44. Налог на мыло.
45. Пошлины ввозные и вывозные.
46. Пошлины на пропуск в ворота.

 

 

Информация о работе Налогообложение в Древнем Риме