Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Художественная литература появляется в Риме сравнительно поздно. Она возникает в середине 3 века до н. э. в процессе эллинизации римской культуры, когда Рим был уже окончательно сложившимся рабовладельческим полисом и успел распространить свою власть почти на всю Италию.

Работа содержит 1 файл

Культура Рима.docx

— 91.82 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антонюк Анастасия Васильевна

КСР

КУЛЬТУРА  РИМА (III В. ДО Н. Э. – II В. Н. Э.)

 

Преподаватель: Малюгин О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

Культура  Рима

Зарождение  и развитие римской литературы и  ораторства

Произведения  Плавта и Теренция

Художественная  литература появляется в Риме сравнительно поздно. Она возникает в середине 3 века до н. э. в процессе эллинизации римской культуры, когда Рим был уже окончательно сложившимся рабовладельческим полисом и успел распространить свою власть почти на всю Италию. Период распада родового строя и возникновение классового общества, сопровождавшийся в Греции литературным расцветом, для римской литературы прошел бесплодно. Замкнутое положение римской общины и ее консерватизм, идеологическое господство жречества, культурное влияние этрусков — все это тормозило в Риме V — IV вв. до н. э. идеологическое развитие в целом, становление литературы в частности. В особенности это отразилось на поэзии, которая в полной мере сохраняла еще фольклорный характер. 1

Фольклорными  истоками римской литературы являются культовые гимны, обрядовые песни, пословицы, поговорки. Первым римским поэтом считается Ливий Андроник, по происхождению грек из Тарента, привезенный в 272 г. до н. э. в качестве пленника в Рим. Он перевел сатурническим стихом (состоит из двух полустиший, по 3-4 повышения в каждом). Его младшим современником был Гней Невий, автор эпического произведения о первой Пунической войне и ряда трагедий. После второй Пунической войны появились произведения Энния, пользовавшегося долгое время славой одного из самых выдающихся поэтов. Его наиболее известным произведением были «Анналы», написанные впервые введенным им в римскую литературу гекзаметром.

В III в. До н. э. В Риме быстрыми темпами шло развитие театра. Выдающимся представителем римской комедии был Тит Макк, по прозвищу Плавт. Время его литературной деятельности относится к концу III и началу II в. до н. э. До наших дней дошли 20 комедий и одна пьеса в фрагментарном состоянии Плавта. Плавт работал в области «паллиаты», комедии с греческим сюжетом, переделывая для римской сцены греческие пьесы, главным образом произведения мастеров «новой» комедии, Менандра, Филемона и Дифила. Комедии Плавта представляют поэтому интерес не только с точки зрения римской литературы; они расширяют наши сведения и о самой новоаттической комедии.

Плавт – драматург с демократической направленностью. Поэт разделяет социальные симпатии и антипатии римского плебса, втягивающегося в новые формы хозяйственной жизни. В отличие от греческих подлинников, Плавт усиливает элементы буффонады и приближает свои пьессы к более примитивным формам комической игры. Плавт во многих своих комедиях рисует с большой любовью образ изворотливого раба и делает центральной фигурой многих комедий («Псевдол», «Вакхиды», «Эпидик», «Привидение» и др.). В комедии «Шкатулка» развивается тема «подкинутого и найденного ребенка». Движущие силы комедии «Пленники» - отцовское чувство, дружба, самопожертвование. «Амфитрион» - комедия с мифологическим сюжетом. В комедиях Плавта преобладает динамический темп, они строятся как чередование диалога с речитативом и арией и являются своего рода опереттами.

Плавт знал свою публику и знал сцену. Его пьесы представляли благодатный материал для актеров и долго пользовались успехом. Они вновь получили доступ к сцене в 14 в., в «ученой» и придворной комедии итальянских гуманистов, и стали затем основой для разнообразных передлок.2

Произведения  другого автора комедий – вольноотпущенника карфагенянина Публия Теренция Африканца – были рассчитаны на образованную публику.  Он написал всего 6 комедий, которые также являются обработками греческих пьес. «Андриянка», «Сам себя наказывающий», «Евнух», «Братья» основаны на произведениях Менандра; «Свекровь», «Формион» представляют собой переделки пьес Аполлодора Каристского. В отличие от демократического театра Плавта, комедии Теренция исходили из идеологических установок римской верхушки. Его ценили главным образом как стилиста за язящество и чистоту языка. «Свекровь привлекала внимание А. И. Островского, в его архиве был обнаружен неопубликованный перевод этой пьесы.

 

“Записки  о галльской  войне” Цезаря

Говоря  о римской литературе, нельзя не упомянуть великого Гая Юлия Цезаря (102/100 – 44 гг.), военного и политического деятеля. Из сочинений Цезаря сохранились «Комментарии», состоящие из двух отдельных работ: «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданских войнах». Став диктатором, Цезарь в 46 г. до н. э. по предложению александрийского математика и астронома Созигеня ввел «юлианский» календарь, в основу которого был положен солнечный год вместо лунного.  Деятельность Цезаря в Галлии вызывала недовольство  и его политические противники пользовались этим для того, чтобы восстановить против него общественное мнение. «Записки» должны были оправдать действия автора. Большой исторический интерес представляют картины общественного строя галлов и германцев. Они использованы Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» для характеристики родового общества. В настоящее время труд Цезаря служит обычно одним из первых подлинных памятников, к чтению которых приступают при обучении латинскому языку. Цель написания «записок о гражданской войне» - внушить читателю, что гражданская война произошла по вине противников Цезаря, он же сам все время имел мирные намерения и защищал попранные права республики и народа.

 

Творчество  Цицерона, Варрона и Саллюстия

Марк  Туллий Цицерон

Синтез  римской и греческой культур, органическое соединение греческой  духовности и римской гражданственности, утраченной в Греции, продолжил Цицерон  – римский оратор и писатель, честолюбивый политический деятель-тираноборец, один из последних погибших за нее защитников Римской республики. Цицерон внес огромный вклад в процесс зарождения римской философии.

Вершина политической деятельности Цицерона –  его консульство в 64/63 гг., когда он смело и красноречиво выступает против нового претендента в тираны – Катилины. Четыре речи Цицерона против Катилины – лучшие из его дошедших до нас пятидесяти восьми речей.

В 50-51 гг. Цицерон создает такие труды, как трактаты «Об ораторе», «О законах», «О государстве», в которых показывает себя упорным республиканцем. В это время Цицерон все еще ставит на первое место именно гражданственную функцию философии и науки.

Затем Цицерон создаёт такие шедевры, как трактаты «О природе богов», «О пределах добра и зла», «Академика», «О дружбе», «О старости», «Тускуланские беседы» в 5 частях: «О презрении к смерти», «О перенесении боли», «Об утешении печали», «Об остальных душевных волнениях», «О добродетели».

Поздний Цицерон не ограничивает себя общественной проблематикой и обращается  как таковой. Он ставит перед собой задачу - донести до римлян греческую философию.

Цицерон создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую  терминологию, которая будучи продолжена Сенекой и другими латиноязычными философами, вошла в средневековую латиноязычную культуру, а через нее и в новые национальные языки, вытеснив в ряде случаев исконную греческую терминологию.

Однако  Цицерон не был оригинальным мыслителем, он талантливый популяризатор и подражатель, о чем прямо писал своему корреспонденту Аттику. Но это не умаляет громадного значения Цицерона в истории философии. Без него объективная картина истории философии в Западной Европе была бы невозможна.

В Цицероне следует различать историческое лицо римского гражданина I в. до н. э. и внеисторического человека, которому ничто человеческое не чуждо, в том числе и страх, и прежде всего страх перед смертью. Цицерон—гражданин опирается на римскую героическую традицию с ее культом долга перед державой, с ее презрением к личной смерти и к физическим мучениям. В ряде мест своих сочинений он резко осуждает всякую расслабленность и малодушие и внушает, что потеря мужества постыдна, что необходимо выработать в себе высокий жизненный тонус и способность в нужную минуту к максимальному напряжению всех своих физических и психических сил.

В «Туксуланских беседах» Цицерон задает риторический вопрос: «Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?» Преодолеть страх перед смертью должна, согласно ему, философия. Для Цицерона главное дело в философии, ее предназначение – «возделывание души».

Обнаружив, что между философами нет согласия, Цицерон склоняется к умеренному пробабилическому скептицизму. Он много занимаеья историей Средней и Новой Академии, плодом чего у него работа – «Академика».

Цицерон одобряет «академический скептицизм»  и в трактате «О природе богов». Он говорит, что много еще есть в философии вещей, до сих пор не получивших объяснения, - и поэтому «мудро поступают академики, которые воздерживаются выражать одобрение вещам сомнительным».

Высоко  ценя философию как мудрость, как  знание добра и зла, возвышая образ  философа не как философоведа, а как мудреца, Цицерон утверждал, что «…никто из глупцов не может быть счастливым, нет мудреца, который был бы несчастен».

Марк  Теренций Варрон

Философские взгляды Варрона эклектичны, он близок к киникам, стоикам, пифагорейству. Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела. Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы.

Основной  литературной работой Варрона считаются философско-нравственные «Менипповы сатиры» (лат. Saturae menippeae) в 150 книгах (каждой книге соответствует одна сатира; сохранился 591 короткий фрагмент из 96 книг; ни одной целостной сатиры Варрона реконструировать не удалось). Названы по своей специфической форме, заимствованной автором у кинического писателя Мениппа, которого Варрон высоко ценил. Собственно, от Варрона идёт название соответствующего жанра — мениппова сатира. Согласно Цицерону, написаны в юношеском возрасте.

Существует  составленный Иеронимом неполный каталог  произведений Варрона, на основании которого установлено, что Варрон написал свыше 70 произведений, общим числом свыше 600 книг. Он занимался, в частности, грамматикой, юриспруденцией, искусством, историей, историей литературы, теорией музыки.

Сохранились трактат «О сельском хозяйстве» («Res rusticae») в 3-х книгах, 5-10 книги работы «О латинском языке» («De lingua Latina»; всего было 25 книг). Это произведение основано на выводах его учителя Стилона.

Большое значение имела 9-томная энциклопедия Варрона «Disciplinae» (утеряна), отклики на которую можно найти у выдающихся учёных поздней античности и раннего Средневековья, среди которых Августин, Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский. По традиции считается, что энциклопедия Варрона состояла из грамматики, диалектики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии (астрологии), музыки (т.е. теории музыки), медицины и архитектуры, из чего делается вывод, что Варрон первым описал свободные искусства в виде цикла (правда, с добавлением медицины и архитектуры). Ныне достоверным считается, что Варрон — автор, как минимум, трактатов о музыке и землемерии (De mensuris, которое также трактуется как геометрия), следы остальных трактатов не прослеживаются. Независимо от того, входила ли «Музыка» в 9-томник или была написана как самостоятельный трактат (второе вероятней), Варрон может считаться первым римским теоретиком музыки.

Широко  известны его работы под общим  названием «Логисторики» («Logistorici»), состоящие из 76 книг в форме философских диалогов, основное содержание которых образуют этические рассуждения с примерами из мифологии и истории. Слово logistoricus — неологизм Варрона, его точное значение неизвестно. В одной из монографий «О философии» (De philosophia) автор представляет философию как учение о правильном образе жизни.

В исторических исследованиях выделяются «Человеческие  и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum») в 41 книге (труд утерян). Это энциклопедия истории римской культуры. Благодаря христианским писателям, прежде всего Августину, известно содержание второй части исследования (кн. 26 — 41), которую Варрон посвятил Цезарю. Ценные цитаты из «Древностей» и «Логисториков» также приводит Цензорин.

В книгах «О происхождении римского народа» (De gente populi Romani) и «О жизни римского народа» (De vita populi Romani) (та и другая в 4 томах) Варрон посвятил истории римлян и вкладу Рима в историю цивилизации.

В книге  «Образы» («Hebdomades vel de imaginibus»; 15 книг) Варрон представил 700 портретов великих личностей Греции и Рима. В ней он доказывал равноправное положение греческой и римской культур.

Велика  роль Варрона в становлении грамматики и лингвистики. Сохранились фрагменты трудов Варрона «История алфавита» («Historia litterarum»; 2 книги), «О происхождении латинского языка» («De origine linguae Latinae»; 3 книги) и некоторые другие фрагменты.

 

Гай Саллюстий Крисп

Саллюстий был сторонником не демократии, а  господства сената, но на расширенной  социальной базе, с привлечение среднезажиточных слоев. Саллюстий – автор монографий «Заговор Катилины», «Югуртинская война». Последнее произведение Саллюстия – «История» полностью не сохранилось. Саллюстий отражает классовую борьбу в Древнем Риме между плебсом и знатью. Отражая события восстания Спартака, описывая бесчинста восставших рабов, Саллюстий пишет, что «…не было ничего святого и неприкосновенного для гнева варваров и рабской их натуры».3

Кроме исторических сочинений, с именем Саллюстия  дошли до нас два письма его  к Цезарю («Duae epistolae ad Caesarem senem de republica») и «Декламация против Цицерона» («Declamatio in Ciceronem»); но в настоящее время эти сочинения признаются риторическими упражнениями последующего времени. Несмотря на значение трудов Саллюстия, он не находил единодушного признания в римской литературе.

Против  него высказывались самые резкие суждения вследствие разлада между  его прошлой небезупречной жизнью и нравственными размышлениями в его сочинениях; ему приписывались самые омерзительные пороки (напр. грамматиком Ленеем, а также в пасквильной речи «Declamatio in Sallustium»); его же, за несоответствие морали с жизнью, упрекают отцы церкви, как Лактанций, и позднейшие римские писатели, как Макробий и Симмах.

Информация о работе Культура Древнего Рима