Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

1.Этрусская культура.

 

Составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземноморского мира.

  

      Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. В 1 тыс. до  н. на територии Средней и Северной Италии этруски еще до римлян создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты этих городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных  балок.

       Этрускам принадлежит  изобретение римских цифр. Латинский  алфавит, распространенный в большей  части Европы и мира, - этрусского  происхождения. 

       Археологические  раскопки позволили обнаружить  многочисленные памятники культуры  этрусков: гробницы с настенными  росписями, саркофаги, погребальные  урны, оружие, ювелирные изделия,  домашнюю утварь, терракотовую и  бронзовую скульптуру. Высокого  уровня достигла керамика, особенно  характерны зачерненные при обжиге  и покрытые лаком сосуды, имитирующие  изделия из металла. Для Изобразительного  искусства этрусков характерен реализм- стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи,   совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства. Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением расшифровать только некоторых слов, не расшифрованы.

       В этрусской  религии большое значение имело  искусство гадания по внутренностям  животных, полету птиц, толкование  различных знамений - необычных явлений  природы. Пантеон богов в общих  чертах соответствовал греческому, но этруски поклонялись также  множеству добрых и злых демонов. 

       Большое влияние  на этрусскую культуру оказали  греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII -VI вв. до н. э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается  в архитектуре, скульптуре, религии древнего Рима . Одно из них, латины, занимало Лаций - территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник город Рим - будущая столица громадной империи.

  

   2.Культура Рима в царский период.   

      Начало римской истории по традиции относят к 753 г. До н.э.,- времени основания города. Первый, царский, истории охватывает VIII-VIвв.до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков  римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием – внутренним двориком и.т.д.                                    Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов ,ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема – основателей города. Однако постепенно  под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов вчеловеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами. Сын Энея - Асканий Юл, бежавший с отцом с Трои,         Легенда о Рамуле и Реме. Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками – ахейцами Трои – города на севера -  западном побережье Малой Азии – Некоторым ее защитником во главе с Эннем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, на конец прибыли в Лаций, царь который принял их и отдал Энею в жены свою дочь. ( Это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме << Энеида >> ( 30 -19 до н. э. ). Сын Энея в последствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторое время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвин родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой.

       Лаптой, а сами  решили основать новый город  на том месте, где были когда-то  выброшены водами Тибра, - на Палатинском  холме. Однако вскоре братья  поссорились из-за того, чьим именем  назвать город, кому в нем  править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться *Римом  по имени Ромула, который стал  его первым царем. 

       Временем основания  .

       Наряду с богами  римляне продолжали почитать  и безличные силы. Расположенными  к людям считались мацы - души  умерших, гении - духи - покровители  мужчин, лары - хранители домашнего  очага и семьи, пенаты - покровители  дома и всего города. Злыми  духами считались ларвы - души  не погребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

       Уже в царскую  эпоху можно заметить некоторый  формализм в отношении римлян  к религии. Все культовые функции  были распределены между различными  жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись  понтифики, осуществлявшие надзор  за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов- предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламниы обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.

    3.Культура Рима в период  Республики.

  По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н. э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого (534/533- 510/509 до н. э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой.

       Период ранней  республики охватывает  VI - III вв до н.э. в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуостров .Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более к более высокой греческой культуре.  В IV в. До н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

       К IV в. до  н. э. относится зарождение  в Риме театра - по примеру этрусков  были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными  артистами. 

       В середине V в.  до н. э. в Риме были составлены  «Законы 12 таблиц», ставшие основой  дальнейшего развития римского  права. В них нашли отражение  особый строй римской семьи,  связь гражданства и землевладения,  утверждалось равенство граждан  перед законом. 

       С образованием  гражданской общины, республиканского  строя связано возникновение  римского ораторского искусства.  Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

       В эпоху ранней  Республики в основных чертах  складывается организация римского  войска с его прославленной  дисциплиной, во многом обусловившей  военные успехи Рима. Основной  единицей римской армии был  легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся  в разные периоды истории на  манипулы, центурии, когорты. В состав  легиона входили также конница  и вспомогательные войска. Для  размещения войск строились временные  и постоянные укрепленные военные  лагеря с четкой и простой  планировкой: две улицы, пересекавшиеся  под прямым углом. Весь лагерь  окружался рвом и валом, четверо  ворот постоянно охранялись вооруженными  воинами. Дисциплина в войске  поддерживалась с помощью суровых  наказаний и наград. Высшими наградами  были венок из дубовых листьев,  дававшийся за спасение жизни  римского гражданина, и золотой  венец - тому, кто первым поднимался  на стену вражеского города. Высшей  наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице  на вершину Капитолия. Перед  триумфатором шли пленные и  заложники, музыканты, замыкали  процессию воины-победители.

       Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось ( в начало III -конце I до н. э.).  С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 гг. до н. э.) или Цезаря (102 – 100 – 44гг.  до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

       В связи с  необходимостью идеологического  обоснования широкомасштабных завоевательных  войн в эпоху поздней Республики (начало III - конец Iвв. до н.э.) начинает складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделенным особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит общему делу - республике. ( От лат. res publica - букв. общественное дело. )

       Римская культура  позднереспубликанской эпохи представляла  собой соединение многих начал  (этрусского, исконно римского, италийского,  греческого), что обусловило эклектизма  многих ее сторон. (От греч. eklektikos - выбирающий. Механическое соединение  разнородных, часто противоположных  принципов, взглядов и т.п. )

       Начиная с Ill в. до н. э. особенно большое  влияние на римскую религию  начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, затем - всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги – Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

       Греческая  литература, наряду с народным итальянским творчеством, оказало сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Сначала римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одисею» Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д.Крупнейший римский писатель конца III – начала II в. до н.э. –Плавт ( сер III в. -184 г.до н.э. ). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций ( ок. 125 – 184 г. До н.э.), который в отличие от Плавта  старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью.                

         На новую,  более высокую ступень поднялась  римская поэзия в I в. до н.э.  Среди многих поэтов того времени  следует отметить Лукреция и  Катулла. Лукрецию ( 1-я пол. I в.  до н. э. ) принадлежит философская  поэма « О природе вещей», излагающая учение Эпикура. Катулл ( ок. 87 – 54 гг.до н.э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства , дружба, тонко передаются настроение и размышление самого автора. Особой популярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения Катулла.                                                                                            Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд  Катона Старшего ( 234 – 149 гг.до н. э. ) «О сельском хозяйстве ».Наиболее выдающимся позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицирон. Главное произведение Варрона ( 116 – 27 гг. до н.э. ) «Древности дел божеских и человеческих » - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко – литературные произведения,биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицирон  (106-43 до н. э.)был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы. 

Информация о работе Культура Древнего Рима