Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:56, контрольная работа
Составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др.
1.Этрусская культура.
Составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземноморского мира.
Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. В 1 тыс. до н. на територии Средней и Северной Италии этруски еще до римлян создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты этих городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.
Этрускам принадлежит
изобретение римских цифр. Латинский
алфавит, распространенный в
Археологические
раскопки позволили обнаружить
многочисленные памятники
В этрусской
религии большое значение
Большое влияние на этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII -VI вв. до н. э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии древнего Рима . Одно из них, латины, занимало Лаций - территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник город Рим - будущая столица громадной империи.
2.Культура Рима в царский период.
Начало римской истории по традиции относят к 753 г. До н.э.,- времени основания города. Первый, царский, истории охватывает VIII-VIвв.до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием – внутренним двориком и.т.д. Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов ,ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема – основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов вчеловеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами. Сын Энея - Асканий Юл, бежавший с отцом с Трои, Легенда о Рамуле и Реме. Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками – ахейцами Трои – города на севера - западном побережье Малой Азии – Некоторым ее защитником во главе с Эннем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, на конец прибыли в Лаций, царь который принял их и отдал Энею в жены свою дочь. ( Это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме << Энеида >> ( 30 -19 до н. э. ). Сын Энея в последствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторое время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвин родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой.
Лаптой, а сами
решили основать новый город
на том месте, где были когда-
Временем основания .
Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались мацы - души умерших, гении - духи - покровители мужчин, лары - хранители домашнего очага и семьи, пенаты - покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы - души не погребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др.
Уже в царскую
эпоху можно заметить
3.Культура Рима в период Республики.
По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н. э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого (534/533- 510/509 до н. э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой.
Период ранней республики охватывает VI - III вв до н.э. в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуостров .Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более к более высокой греческой культуре. В IV в. До н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
К IV в. до
н. э. относится зарождение
в Риме театра - по примеру этрусков
были введены сценические игры,
исполнявшиеся
В середине V в.
до н. э. в Риме были
С образованием
гражданской общины, республиканского
строя связано возникновение
римского ораторского
В эпоху ранней
Республики в основных чертах
складывается организация
Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось ( в начало III -конце I до н. э.). С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 гг. до н. э.) или Цезаря (102 – 100 – 44гг. до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.
В связи с
необходимостью
Римская культура
позднереспубликанской эпохи
Начиная с Ill в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, затем - всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги – Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.
Греческая литература,
наряду с народным итальянским творчеством,
оказало сильное воздействие на становление
и развитие римской литературы. Сначала
римскими писателями были греки, а первые
произведения на латыни были переводы
с греческого. Первым римским поэтом был
грек Ливий Андроник, переводивший на
латынь греческие трагедии и комедии,
«Одисею» Гомера. Переводы его были очень
вольными, они допускали включение новых
отрывков, изменение имен и т.д.Крупнейший
римский писатель конца III – начала II в.
до н.э. –Плавт ( сер III в. -184 г.до н.э. ). В
его комедиях нашли отражение римские
реалии, хотя герои носят греческие имена,
а действие происходит в греческих городах.
Несколько позже писал свои комедии Теренций
( ок. 125 – 184 г. До н.э.), который в отличие
от Плавта старался не использовать
римские сюжеты и ограничивался пересказом
греческих авторов, особенно Менандра.
Римская трагедия всегда была подражательной,
слабо связанной с реальной действительностью.
На новую,
более высокую ступень