Древний Рим

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Патриции и плебеи. Первые реформы «военной демократии». Установление республиканского строя. Расширение пределов Римского государства. В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Компетенции сената. Принципы замещения магистратур.

Содержание

1. Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период…….3
2. Республиканский Рим………………………………….……………………..…..6
2.1. Общественные отношения…………………………….…………..…….6
2.2. Государственный строй……………………………………………..…10
2.3. Государственные должности и замещения……………………...……13
3. Римская империя…………………………………………………………...……16
Список использованной литературы………………………………..……………22

Работа содержит 1 файл

Древний Рим.doc

— 104.50 Кб (Скачать)


2

 

План

 

 

1. Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период…….3

2. Республиканский Рим………………………………….……………………..…..6

2.1. Общественные отношения…………………………….…………..…….6

2.2. Государственный строй……………………………………………..…10

2.3. Государственные должности и замещения……………………...……13

3. Римская империя…………………………………………………………...……16

Список использованной литературы………………………………..……………22


1. Особенности государственного строя Древнего Рима

в царский период

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины.  Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив,  связанный  общим  происхождением,  общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди,  не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки,  чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди,  изгнанные  за  нарушение   родовых   обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.  Исконное же население, жившее родами, называлось  патрициями:

- патриции  действительно были  коренным  гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;

- в непосредственной связи с ними были  клиенты, которые получали от них землю,  скот, пользовались их защитой на суде и пр.  За это они должны были служить в военных отрядах своих  покровителей,  оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

- плебеи  стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к  «римскому народу»,  не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство  с  типичными чертами «военной демократии». Носителем верховной  власти  было  племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы  в  жизни  общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя,  занималось важнейшими судебными делами и пр.

Вторым органом  демократии был совет старейшин,  сенат. Его члены назывались «отцами».

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.  В период  между  смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы[1].

Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Туллий. Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входи­ли в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра­ждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооружен­ной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролета­рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен­турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий[2].

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу­рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнород­ственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной органи­зации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри­ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле­мен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не­сколько позднее по территориальным трибам также стали созы­ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен­ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ­лении в организации общественной власти в Риме территориаль­ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание  римской общины (куриатные комиции).  Оно принимало или отвергало предложенные ему  законопроекты,  избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос  о  смертной  казни, объявляло войну.

К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставле­но право на занятие и остальных государственных должностей.

В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея­ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распо­ряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Дел  непосредственного  управления, выработка законопроектов, заключение мир  входили в компетенцию римского совет  старейшин -  сенат. Он  состоял  из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную  аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода[3].

Военное предводительство,  верховные жреческие и некоторые  судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом.  Исторические предания  называют  первым  рексом римской общины Ромула,   всего насчитывают семь рексов.

 

2. Республиканский Рим

2.1. Общественные отношения

В 509 году до н.э. в Риме после изгна­ния последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсив­ного восходящего развития производства, приведшего к значитель­ным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении пра­вового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неук­лонно расширявшие границы Римского государства, превращав­шие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на сво­бодных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) не­которое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю стано­вилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собствен­ность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, тор­говцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленни­ков), составлявших большинство общества. К последним примыка­ла городская беднота - люмпен-пролетарии. В силу того, что раб­ство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, кото­рые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастер­ских, долгое время составляла основное содержание истории Рим­ской республики. Только со временем противоречие между раба­ми и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладав­шее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном соб­рании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в иму­щественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угне­тенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II в. до н.э. - более полу­миллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400000)[4]. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка ра­бов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее зна­чение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия дол­говой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатирова­лись в рудниках и государственных мастерских. Положение част­новладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в пе­риод расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интен­сифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовла­дельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работ­ников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: «…что приобретается через посредство раба - приобретается для госпо­дина»[5]. Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинте­ресованность рабов в результатах своего труда, что в свою оче­редь заставляло рабовладельцев искать более эффективные фор­мы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущест­ва хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), ко­торую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяй­ства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Дру­гой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Ко­лоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в эко­номическую зависимость от землевладельцев и, в конечном счете, прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свобод­ные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущест­во, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассмат­риваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил боль­шого распространения.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Поми­мо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оста­вались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрас­тает роль богатства в определении положения римского гражда­нина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрици­анские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Толь­ко они стали пополнять сенат и избираться на высшие государст­венные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сосло­вие, доступ в которое новому человеку был практически невозмо­жен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в ред­ких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рожде­нию, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивает­ся процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдель­ными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуостро­ва (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому поло­жению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право высту­пать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, поль­зовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были пре­доставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских гра­ждан, были перегрины. К ним относились свободные жители про­винций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам от­носились также свободные жители иностранных государств. Пере­грины не имели прав латинов, но получили имущественную пра­воспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

Информация о работе Древний Рим