Налоги субъектов РФ, их роль и проблемы взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Поэтому выбранная мною тема актуальна и в настоящее время, в связи с развитием рыночных отношений в государстве. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства.

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам "в целях защиты экономических  интересов Российской Федерации" (ст. 7 Закона о таможенном тарифе). 

Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и  компенсационные пошлины. Специальные  пошлины применяются в двух основных случаях: 

1) в качестве защитной  меры, если товары ввозятся на  таможенную территорию Российской  Федерации в количествах и  на условиях, наносящих или угрожающих  нанести ущерб отечественным  производителям подобных или  непосредственно конкурирующих  товаров; 

2) в качестве ответной  меры на дискриминационные и  иные действия, ущемляющие интересы  России, со стороны других государств. 

Специальная пошлина  во втором случае нередко называется реторсионной. Под реторсиями в международном  праве понимаются не связанные с  использованием вооруженных сил  правомерные принудительные меры, применяемые  государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого  государства. Цель применения реторсионных пошлин - прекращение недружелюбных  действий со стороны другого государства  и предотвращение их в будущем. 

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на российскую таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем  их нормальная стоимость в стране вывоза в момент осуществления импортной  операции, если ввоз таких товаров  наносит или угрожает нанести  материальный ущерб российским производителям подобных товаров либо препятствует организации производства подобных товаров в России. 

Определяя компенсационную  пошлину, российское таможенное законодательство учло опыт, накопленный международной  практикой тарифного регулирования, и четко определило сущностную характеристику компенсационной пошлины, позволяющую  отличать ее от антидемпинговой пошлины: "Компенсационные пошлины применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве и вывозе которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит  или угрожает нанести ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в  Российской Федерации" (ст. 10 Закона о таможенном тарифе). Таким образом, компенсационная пошлина представляет собой инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза  иностранных товаров, субсидируемых  в стране-экспортере прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно (применение системы дифференцированных налоговых  ставок, ускоренная амортизация, кредитование экспортеров на льготных условиях и  т. д.). 

2. Роль прямых  и косвенных налогов в формировании  бюджетов 
 

Бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это  имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и  расходов) на текущий (финансовый) год. 

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». 

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих  уровней: 

- федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов; 

- бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; 

- местные бюджеты. 

Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений. В России основную часть  доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%. 

К налоговым доходам  федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ. Федеральные налоги и  сборы устанавливаются НК РФ и  являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят: 

1) налог на добавленную  стоимость; 

2) акцизы; 

3) налог на прибыль; 

4) налог на доходы  физических лиц; 

5) государственная  пошлина; 

6) водный налог; 

7) сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими  ресурсами; 

8) единый социальный  налог; 

9) налог на добычу  полезных ископаемых. 

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых  доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным  бюджетом. 

Региональные налоги и сборы устанавливаются в  соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов  Федерации и обязательны к  уплате на территории соответствующих  субъектов. К ним относятся: 

1) налог на имущество  организаций; 

2) транспортный налог; 

3) налог на игорный  бизнес. 

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных  образований. К местным налогам  и сборам относятся: 

1) земельный налог; 

2) налог на имущество  физических лиц. 

Рассмотрим подробнее  основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений  в консолидированный бюджет РФ. 

Основное место  в Российской налоговой системе  занимают косвенные налоги, к которым  относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина. В составе доходов  бюджета они занимают определяющее место. 

Налог на добавленную  стоимость (НДС) - косвенный налог  на потребление, который взимается  практически со всех видов товаров  и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории РФ НДС введен в 1991 году. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к  уплате в бюджет, рассчитывается как  разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. 

Особенность данного  налога в том, что если в одном  месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить  в одном временном отрезке. В  противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог  с оборота по ставке 18%. 

Налогоплательщиками НДС признаются, как правило: 

- организации; 

- лица, являющиеся  плательщиками данного налога  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу; 

- индивидуальные  предприниматели. 

Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции: 

- реализация товаров  (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе реализация  предметов залога; 

- передача имущественных  прав; 

- передача на территории  РФ товаров (выполнение работ,  оказание услуг) для собственных  нужд, расходы на которые не  принимаются к вычету при исчислении  налога на прибыль организации; 

- выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления. 

Налоговым законодательством  РФ ряд товаров и услуг освобождены  от НДС. В ст. 149 НК РФ определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности: 

1) предоставление  в аренду арендодателем на  территории РФ помещений иностранным  гражданам или организациям, аккредитованным  в России. 

2) реализация товаров,  а также передача, выполнение, оказание, услуг для собственных нужд  на территории РФ: медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утвержденному  Правительством РФ, изделий медицинского  назначения, протезно-ортопедических  изделий, медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и  учреждениями, за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических  услуг. 

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки  от реализации товаров без учета  НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый  период - один квартал. 

Налогоплательщики с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и  налога с продаж, не превышающим 1 млн. руб. вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом. При реализации товаров выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара. 

Акцизы, как и НДС, - федеральный косвенный налог, выступающий  в виде надбавки к цене товара. В  настоящее время в доходах  федерального бюджета РФ они прочно удерживают третье место после НДС  и таможенных пошлин, удельный вес  их в общей сумме налоговых  поступлений составлял в 2001 году 19,2%, в 2002 - 18,3%. 

НК РФ определяет круг товаров облагаемых акцизами: спирт этиловый; алкогольная продукция (водка, вина, коньяки); пиво; табачные изделия; автомобили легковые и мотоциклы; бензин автомобильный; моторные масла для  двигателей; прямогонный бензин. 

Плательщиками акцизов  признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. 

Объектом обложения  акцизами признаются следующие операции: 

- реализация на  территории РФ лицами произведенных  ими подакцизных товаров, в  том числе передача прав собственности  на подакцизные товары на безвозмездной  основе; 

- реализация предметов  залога и передача подакцизных  товаров по соглашению о предоставлении  отступного или новации; 

- использование нефтепродуктов  для собственных нужд налогоплательщиками,  имеющими свидетельство на оптовую  или оптово-розничную реализацию; 

- получение нефтепродуктов  налогоплательщиками, имеющими свидетельство; 

- ввоз подакцизных  товаров на таможенную территорию  РФ и другие операции в соответствии  со ст.182 гл.22 НК РФ. 

Налоговый период для  налогоплательщиков акцизов - календарный  месяц, исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара. 

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Налогоплательщики обязаны  представлять в налоговый орган  по месту своей регистрации налоговую  декларацию в срок не позднее числа  месяца, следующего за отчетным. 

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового  регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно  новый уровень, что имеет большое  значение для более полного использования  государством фискальных возможностей этого налога. 

Еще одним важным источником консолидированного бюджета  РФ является налог на прибыль организаций, который обеспечивает около 20% всех его доходов. Налог на прибыль  организаций относится к прямым налогам и является важнейшим  элементом налоговой системы  РФ. По роли в формировании бюджетных  доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как  источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических  реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме  доходов превышал 50%. 

Информация о работе Налоги субъектов РФ, их роль и проблемы взимания