Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:50, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Поэтому выбранная мною тема актуальна и в настоящее время, в связи с развитием рыночных отношений в государстве. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства.
Отдельную группу образуют
так называемые особые виды пошлин,
временно применяемые к ввозимым
товарам "в целях защиты экономических
интересов Российской Федерации"
(ст. 7 Закона о таможенном тарифе).
Особыми видами являются
специальные, антидемпинговые и
компенсационные пошлины. Специальные
пошлины применяются в двух основных
случаях:
1) в качестве защитной
меры, если товары ввозятся на
таможенную территорию
2) в качестве ответной
меры на дискриминационные и
иные действия, ущемляющие интересы
России, со стороны других государств.
Специальная пошлина
во втором случае нередко называется
реторсионной. Под реторсиями в международном
праве понимаются не связанные с
использованием вооруженных сил
правомерные принудительные меры, применяемые
государством в ответ на нанесший
ему моральный или материальный
ущерб недружественный, но не нарушающий
норм международного права акт другого
государства. Цель применения реторсионных
пошлин - прекращение недружелюбных
действий со стороны другого государства
и предотвращение их в будущем.
Антидемпинговые пошлины
применяются в случаях ввоза
на российскую таможенную территорию
товаров по цене более низкой, чем
их нормальная стоимость в стране
вывоза в момент осуществления импортной
операции, если ввоз таких товаров
наносит или угрожает нанести
материальный ущерб российским производителям
подобных товаров либо препятствует
организации производства подобных
товаров в России.
Определяя компенсационную
пошлину, российское таможенное законодательство
учло опыт, накопленный международной
практикой тарифного
2. Роль прямых
и косвенных налогов в
Бюджет занимает
центральное место в финансовой
системе любого государства, это
имеющий силу закона финансовый план
государства (роспись доходов и
расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс РФ
(БК РФ) определяет бюджет как «форму
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и местного самоуправления».
Бюджетная система -
основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ,
регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетных субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 10 Бюджетного
кодекса, бюджетная система Российской
Федерации состоит из бюджетов следующих
уровней:
- федеральный бюджет
и бюджеты государственных
- бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
- местные бюджеты.
Бюджетным кодексом
РФ состав доходов каждого уровня
бюджета установлен как совокупность
собственных налоговых и
К налоговым доходам
федерального бюджета относятся
федеральные налоги и сборы, перечень
и ставки которых определяются налоговым
кодексом РФ. Федеральные налоги и
сборы устанавливаются НК РФ и
являются обязательными к уплате
на всей территории России. В перечень
этих налогов входят:
1) налог на добавленную
стоимость;
2) акцизы;
3) налог на прибыль;
4) налог на доходы
физических лиц;
5) государственная
пошлина;
6) водный налог;
7) сбор за право
пользования объектами
8) единый социальный
налог;
9) налог на добычу
полезных ископаемых.
Доходы бюджетов
субъектов РФ формируются за счет
собственных и регулирующих налоговых
доходов, за исключением доходов, передаваемых
в порядке регулирования
Региональные налоги
и сборы устанавливаются в
соответствии с Налоговым кодексом,
вводятся в действие законами субъектов
Федерации и обязательны к
уплате на территории соответствующих
субъектов. К ним относятся:
1) налог на имущество
организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный
бизнес.
Местными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые
и вводимые в действие с НК РФ,
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления и
обязательные к уплате на территории
соответствующих муниципальных
образований. К местным налогам
и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество
физических лиц.
Рассмотрим подробнее
основные налоги, за счет которых обеспечивается
значительная часть налоговых поступлений
в консолидированный бюджет РФ.
Основное место
в Российской налоговой системе
занимают косвенные налоги, к которым
относятся: налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог с продаж,
таможенная пошлина. В составе доходов
бюджета они занимают определяющее
место.
Налог на добавленную
стоимость (НДС) - косвенный налог
на потребление, который взимается
практически со всех видов товаров
и таким образом ложится на
плечи конечного потребителя. На
территории РФ НДС введен в 1991 году.
Сегодня его доля достигает 48% от
всех налоговых доходов бюджета.
Сумма НДС, предназначенная к
уплате в бюджет, рассчитывается как
разность между суммами налога, исчисленными
со всей суммы реализованных налогоплательщиком
за приобретенный товар, сырье, материалы,
работы и услуги.
Особенность данного
налога в том, что если в одном
месте сделано начисление (продавцом),
то в другом на эту же сумму должен
быть сделан вычет (покупателем). Причем
два этих действия должны происходить
в одном временном отрезке. В
противном случае на неопределенное
время НДС превращается в налог
с оборота по ставке 18%.
Налогоплательщиками
НДС признаются, как правило:
- организации;
- лица, являющиеся
плательщиками данного налога
в связи с перемещением
- индивидуальные
предприниматели.
Согласно п.1 ст.146
НК РФ объектом налогообложения по
НДС признаются следующие операции:
- реализация товаров
(работ, услуг) на территории
РФ, в том числе реализация
предметов залога;
- передача имущественных
прав;
- передача на территории
РФ товаров (выполнение работ,
оказание услуг) для
- выполнение строительно-
Налоговым законодательством
РФ ряд товаров и услуг
1) предоставление
в аренду арендодателем на
территории РФ помещений
2) реализация товаров,
а также передача, выполнение, оказание,
услуг для собственных нужд
на территории РФ: медицинских
товаров отечественного и
Налоговым периодом
по НДС является календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными
(в течение квартала) суммами выручки
от реализации товаров без учета
НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый
период - один квартал.
Налогоплательщики
с ежемесячными в течении квартала
суммами выручки от реализации товаров
(работ, услуг) без учета налога и
налога с продаж, не превышающим 1 млн.
руб. вправе уплачивать налог исходя
из фактической реализации (передачи)
товаров за истекший квартал не позднее
20-го числа месяца, следующего за кварталом.
При реализации товаров выставляются
соответствующие счета-фактуры
Акцизы, как и НДС,
- федеральный косвенный налог, выступающий
в виде надбавки к цене товара. В
настоящее время в доходах
федерального бюджета РФ они прочно
удерживают третье место после НДС
и таможенных пошлин, удельный вес
их в общей сумме налоговых
поступлений составлял в 2001 году
19,2%, в 2002 - 18,3%.
НК РФ определяет
круг товаров облагаемых акцизами:
спирт этиловый; алкогольная продукция
(водка, вина, коньяки); пиво; табачные изделия;
автомобили легковые и мотоциклы; бензин
автомобильный; моторные масла для
двигателей; прямогонный бензин.
Плательщиками акцизов
признаются организации, индивидуальные
предприниматели, а также лица, признаваемые
налогоплательщиками в связи
с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, определяемые
в соответствии с Таможенным кодексом
РФ.
Объектом обложения
акцизами признаются следующие операции:
- реализация на
территории РФ лицами
- реализация предметов
залога и передача подакцизных
товаров по соглашению о
- использование нефтепродуктов
для собственных нужд
- получение нефтепродуктов
налогоплательщиками, имеющими
- ввоз подакцизных
товаров на таможенную
Налоговый период для
налогоплательщиков акцизов - календарный
месяц, исчисленная сумма налога
уменьшается на установленные НК
РФ налоговые вычеты. Сумма акциза,
подлежащего вычету, должна быть выделена
в расчетных документах и счетах-фактурах,
предъявленных поставщиком
Уплата акциза производится
исходя из фактической реализации (передачи)
за истекший налоговый период не позднее
25-го числа месяца, следующего за отчетным
месяцем. Налогоплательщики обязаны
представлять в налоговый орган
по месту своей регистрации
Необходимо отметить,
что с введением в действие
гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового
регулирования практики применения
акцизов в РФ поднялись на качественно
новый уровень, что имеет большое
значение для более полного
Еще одним важным
источником консолидированного бюджета
РФ является налог на прибыль организаций,
который обеспечивает около 20% всех
его доходов. Налог на прибыль
организаций относится к прямым
налогам и является важнейшим
элементом налоговой системы
РФ. По роли в формировании бюджетных
доходов налог на прибыль занимает
ведущее место, но его значение как
источника бюджетного дохода постепенно
меняется по мере развития российской
экономики. В первые годы экономических
реформ именно этот налог был основным
в доходах федерального бюджета,
его удельный вес в общей сумме
доходов превышал 50%.
Информация о работе Налоги субъектов РФ, их роль и проблемы взимания