Налоги субъектов РФ, их роль и проблемы взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Поэтому выбранная мною тема актуальна и в настоящее время, в связи с развитием рыночных отношений в государстве. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства.

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

1.1.3 Налог на имущество  предприятий 

Налог на имущество  предприятий - установлен федеральным  законодательством. Плательщиками  налога являются предприятия, учреждения организации, являющиеся юридическими лицами РФ: филиалы и другие аналогичные  подразделения предприятий (учреждений, организаций), имеющие отдельный  баланс и расчетный (текущий) счет, компании, фирмы, любые организации, образованные в соответствии с законодательством  иностранных государств, имеющие  имущество на территории РФ. 

Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на бланке предприятия. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и  быстроизнашивающиеся предметы при  налогообложении учитываются по остаточной стоимости. Для обложения  налогом определяется среднегодовая  стоимость имущества предприятия. 

Законодательством РФ установлен перечень имущества, которое  налогом не облагается: имущество  бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти; предприятий  по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов  при условии, что выручка от указанных  видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг); специализированных протезно-ортопедических предприятий; предприятий народных художественных промыслов; научно-исследовательских  учреждений, предприятий и организаций  РАН и др. (ст. 4 Закона “О налоге на имущество предприятий”) 

Законодательством РФ предусмотрено, что стоимость  имущества, исчисленная для целей  налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость: объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью  или частично находящихся на балансе  налогоплательщика; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской  обороны; имущества, используемого  для производства, переработки и  хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки  рыбы; земли; мобилизационного резерва  и мобилизационных мощностей  и др. (ст. 5 Закона). 

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия  не может превышать 2% налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с федеральным законом. Не разрешается  устанавливать ставку налога для  отдельного предприятия. 

Исчисленная сумма  налога вносится в виде обязательного  платежа в бюджет (субъектов РФ, местные бюджета по месту нахождения предприятия) в первоочередном порядке  с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным  организациям -- на операционные и разные расходы. 

1.2 Общая характеристика  косвенных налогов 

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и  косвенные. 

Прямые налоги -- налоги на доходы и имущество: подоходный налог  и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и  другую недвижимость; налог на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и другие. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица. 

Косвенные налоги -- это налоги на товары и услуги: налог  на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет  государству. В данном случае связь  между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. 

Косвенные налоги  

Акцизы 

Фискальные монопольные  налоги 

Таможенные пошлины  

1. Индивидуальные: 

- на пиво. 

- на сахар. 

- на бензин. 

- и т. д. 

2. Универсальные

(налог с оборота): 

- однократный. 

- многократный. 

3. Налог на добавленную  стоимость. 

4. Налог с продаж. 

1. На соль. 

2. На табак. 

3. На спички. 

4. На спирт. 

5. и т.д. 

1. по происхождению: 

- экспортные. 

- импортные. 

- транзитные. 

2. по целям: 

- фискальные. 

- протекционные. 

- сверхпротекционные. 

- антидемпинговые. 

- преференциальные. 

3. по ставкам: 

- специфические. 

- адвалерные. 

- смешанные.  
 
 

Виды косвенных  налогов представлены в таблице 1. 

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане  эластичность предложения растет, и  на потребителя перекладывается  все большая часть косвенных  налогов. 

В случае высокой  эластичности спроса увеличение косвенных  налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. 
 

1.2.1 Налог на добавленную  стоимость 

Характеристика НДС 

Налог на добавленную  стоимость представляет собой форму  изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях  процесса производства товаров, работ  и услуг. 

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются: 

- организации; 

- индивидуальные  предприниматели; 

- лица, признаваемые  налогоплательщиками налога в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации. 

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в  течение 15 дней с момента их государственной  регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым  органам органами, осуществляющими  государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими государственную  регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные  документы частным детективам и  частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых  налогоплательщиками. 

Иностранные организации  имеют право встать на учет в налоговых  органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика  осуществляется налоговым органом  на основании письменного заявления  иностранной организации. 

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены  от уплаты налога, если в течение  предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную  стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить  соответствующее письменное заявление  и сведения, подтверждающие право  на такое освобождение, в налоговый  орган по месту своего учета. Указанные  заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти  лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. 

Объектом налогообложения  признаются следующие операции: 

1. Реализация товаров  (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, в том  числе реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг)  по соглашению о предоставлении  отступного или новации. 

2. Передача на  территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога  на доходы организаций, в том  числе через амортизационные  отчисления; 

3. Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления; 

4. Ввоз товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации. 

1.2.2 Акцизы и их  характеристика 

Акцизы - один из самых  старых налогов. Этот вид налогов  издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая  древняя форма налогообложения, не считая пошлин. 

Акцизы - вид косвенных  налогов на товары преимущественно  массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. 

В настоящее время  акцизы применяются во всех странах  рыночной экономики. Они установлены  на ограниченный перечень товаров и  играют двоякую роль: во-первых, это  один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения  потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных  товаров) и регулирования спроса и предложения товаров. 

Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает  цену товара и поэтому оплачивается потребителем. В отличие от НДС  этим налогом облагается вся стоимость  товара, включая и материальные затраты. В соответствии с Законом РФ от 6.12.91 г. № 1993-1 «Об акцизах» (с учетом изменений и дополнений) и Инструкцией  ГНС РФ от 22.06.96 г. № 43 (9) налогообложению  подлежит довольно широкий круг товаров. Начиная с сентября 1995 года, перечень облагаемых акцизами товаров и особенно ставки этого налога подвергались наиболее частым корректировкам, особенно в назначении товаров производственного назначения и сырьевых товаров (нефть, включая газовый конденсат). Рассмотрим классификационный состав акцизов (табл. 1). 

Необходимо заметить, что увеличивается доля акцизных сборов в сумме бюджета. Как свидетельствуют  данные таблицы 2, за рассмотренный  период они увеличились с 5,2 до 10,9%. 

Исчисление ставки акцизов 

Федеральным законом  № 29-ФЗ внесено изменение в определение  объекта налогообложения по подакцизным  товарам, в отношении которых  установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов. Если ранее объектом налогообложения являлась стоимость  подакцизного товара, определяемая как  отпускная цена с учетом акциза, то теперь объектом обложения является стоимость товара без учета акциза. Одновременно исключена сложная  формула для исчисления акцизов. В связи с этим значительно  упрощен порядок исчисления акцизов  по подакцизным товарам, в том  числе ввозимым на территорию Российской Федерации, на которые установлены  адвалорные ставки акцизов. 

По подакцизным  товарам, по которым установлены  адвалорные ставки, акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и  реализуемые ими товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также  со стоимости опциона. 

По подакцизным  товарам, по которым с 1 января 1997 года действуют твердые (специфические) ставки, исчисляют сумму акциза из расчета объема произведенного и  реализованной продукции в натуральном  выражении (кроме произведенных  из давальческого сырья) как на сторону, так и для собственного производства товаров, не облагаемых акцизами. По подакцизным  товарам из давальческого сырья  объектом налогообложения служит объем  производства в натуральном выражении. 

Наряду с облагаемым акцизом оборотом по отпускной цене с включением в нее суммы акциза применяются в качестве такового и максимальные отпускные цены с  учетом акциза. Данный порядок действует  в отношении подакцизных товаров, произведенных из давальческого  сырья, при натуральной оплате подакцизными товарами, при товарообмене, безвозмездной  их передачи по цене меньше рыночной. В  этих случаях для определения  облагаемого оборота принимаются  максимальные цены с учетом акциза аналогичной подакцизной продукции, изготовленной из принадлежащего предприятию  сырья за истекшие 10 дней, предшествующие дню отгрузки этих товаров по соответствующим документам бухгалтерского учета. Если аналогию невозможно установить, то в расчет принимаются рыночные цены региона, фиксируемые территориальными органами статистики. 

Информация о работе Налоги субъектов РФ, их роль и проблемы взимания