Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа
Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.
Введение .........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия от других налогов, функция и цель......................................5
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа налога и его роль в бюджетной системе..................................9
§2.1. Реформа налога на прибыль в РФ........................................................9
§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе ................................23
Заключение...................................................................................................43
Список литературы....................................................................................46
реформы налога на прибыль и рассмотрении данных за 2001–2002 гг. из-
менения прибыли,
вызванные изменениями
значительным ее колебаниям, при этом большинство из перечисленных
факторов оказались незначимыми и были исключены из модели. Ниже
приведена спецификация модели с учетом этих результатов.
Изменение налоговой базы в результате изменения используемой
оценки предельной эффективной налоговой ставки, в принципе, долж-
но описываться нелинейной зависимостью, поскольку следует ожидать,
что предельная отдача капитала в производственной функции репре-
зентативной фирмы убывает. Кроме того, при определенных услови-
ях зависимость уклонения от налогообложения прибыли от изменений
предельной эффективной ставки может также описываться нелиней-
ной зависимостью. Однако, если относительные изменения предельной
эффективной ставки
налогообложения прибыли
можно использовать приближение первого порядка, при котором изме-
нения налогооблагаемой прибыли и предельной эффективной налоговой
ставки связаны линейной зависимостью.
Таким образом, мы рассматриваем линейную модель налоговой ба-
зы в регионе. Предположением при построении такой модели является
то, что при переходе от региона с определенной структурой базы на-
лога на прибыль к региону с другой структурой валового регионального
продукта и предельной налоговой ставкой изменение налогооблагаемой
прибыли пропорционально изменению ее структуры. В таком представ-__ лении предполагается, что различия между регионами, вызываемые не
учитываемыми в модели факторами, описываются за счет индивиду-
альных фиксированных эффектов (при моделировании прибыли в уровнях
для отдельных лет). Соответственно можно оценивать на панельных
данных следующую
модель:
Результаты
эконометрического анализа
факторное разложение изменения налоговой базы в результате налоговой
реформы. Во-первых, происходит изменение налогооблагаемой прибыли, связанное с поведенческой реакцией экономических агентов: в соответствии с нашим предположением снижение предельной эффективной ставки налогообложения прибыли должно повысить объем декларируемой прибыли. Во-вторых, происходит изменение валовой прибыли за счет общеэкономических факторов – экономического роста и инфляции. В-тре-
тьих, происходит изменение прибыли за счет изменения техники налого-
обложения – устранения инвестиционной льготы и большего числа прочих
льгот, изменения порядка начисления амортизации.
В табл. 4 приведены компоненты изменения налогооблагаемой при-
были в результате
налоговой реформы в
го показателя использовался показатель изменения налогооблагаемой
прибыли до применения
вычетов и льгот. Затем сравнивались
показатели изменения сумм использованных
налоговых льгот (форма 5-НБН Федеральной
налоговой службы) в 2002 и 2001 гг. Затем рассматривалось
изменение скорректированной налоговой
базы, которое раскладывалось на компоненты
в соответствии с оцененной моделью.
Как видно из табл. 4, одним из основных факторов, направленных на
увеличение налогооблагаемой прибыли (более 300 млрд руб.), является
отмена льгот, действовавших до 2002 г. Одновременно с этим изменение
порядка расчета амортизации позволило в значительной степени (на ве-
личину около 240 млрд руб.) компенсировать увеличение налоговой на-
грузки на налогоплательщиков.
В целом анализ результатов реформы налога на прибыль в 2001–2002
гг. позволил сделать следующие выводы. Во-первых, реформирование
налога на прибыль привело к относительному выравниванию налоговых
условий для различных предприятий – отмена льгот, которыми могли
пользоваться не все налогоплательщики, компенсированная изменения-
ми в правилах расчета амортизации, привела к более равномерному рас-
пределению налоговой нагрузки. Общее увеличение налоговой базы при
этом было небольшим (по оценкам, оно составляет около 74 млрд руб. ).
Во-вторых, на величину налогооблагаемой базы оказывали сущест-
венное влияние макроэкономические факторы – в первую очередь увели-
чение добавленной стоимости в экономике (рост валового регионально-
го продукта), которое приводило к увеличению базы налога на прибыль
(около 84 млрд руб.) . Наряду с общим повышением экономической ак-
тивности на основе анализа модели налога на прибыль на более широком
интервале времени можно отметить, что в 2002 г. по сравнению с 2001 г.
на величину налогооблагаемой прибыли оказывали существенное отри-
цательное влияние несколько факторов. Средние цены на нефть в 2002 г.
мало изменились по сравнению с 2001 г. , при этом значительное укреп-
ление реального обменного курса рубля вместе с увеличением тарифов
естественных монополий сверх инфляции, а также с ростом средней за-
работной платы привело к сокращению налогооблагаемой прибыли (из-
менение оценивается значением около 300 млрд руб.).
В-третьих, результаты оценок показывают, что на величину налогооб-
лагаемой базы также оказало влияние снижение предельной ставки нало-
гообложения прибыли организаций, – оцененное снижение предельной
ставки на величину около 0,3 п.п. в среднем по России привело к расши-
рению налогооблагаемой базы почти на 40 млрд руб.
Влияние изменений налогового законодательства на поступления по
налогу на прибыль организаций в 2005–2006 гг.
В
пояснительной записке к
приведена следующая оценка изменения поступлений по налогу на при-
быль организаций из-за реформирования налогового законодательства
(табл. 5).
Так как фактические поступления по налогу на прибыль в 2005 г. в
федеральный бюджет
существенно превысили
ной записке прогнозный уровень поступлений (377,6 млрд руб. по срав-
нению с 259,0 млрд руб.), для оценки влияния изменения налогового
законодательства на поступления по налогу на прибыль организаций
указанные в записке значения изменений поступлений умножались на
фактические поступления по налогу на прибыль организаций и дели-
лись на прогнозное значение данного показателя. В результате были
получены изменения поступлений в бюджетную систему РФ по налогу
на прибыль организаций из-за изменения налогового законодательства.
Как видно из представленных в табл. 5 данных, изменения в налоговом
законодательстве
оказали разнонаправленное
поступлений по данному налогу. В совокупности данное воздействие напоступления по налогу на прибыль организаций было крайне незначи-
тельным (0,02% ВВП).
В
пояснительной записке к
приведена следующая оценка изменения поступлений по налогу на при-
быль организаций
из-за реформирования налогового законодательства.
Указанные в последнем столбце табл. 6 значения изменения поступле-
ний в бюджетную систему РФ от налога на прибыль организаций были рас-
считаны так же, как и для 2005 г. Как видно из представленных в табл. 6
данных, совокупное влияние налогового законодательства на поступления
по налогу
на прибыль организаций составило
-0,69% ВВП.
Заключение
Российская налоговая система складывалась под влиянием объектив-
ных обстоятельств, связанных с проблемами переходного периода, субъ-
ективных факторов, включающих активность групп с особыми интереса-
ми, и отчасти популистских намерений российских политиков. Это сде-
лало процесс создания и реформирования налоговой системы неровным
и не во всем последовательным. Налог на прибыль не является в этом
смысле исключением.
Существенные корректировки, которые были сделаны за прошедшее
время, улучшили
налогообложение прибыли с
нятых критериев оценки налоговых систем. Однако целый ряд положений, не согласующихся с этими критериями, сохранился до настоящего времени.
Кроме того, не устранены
некоторые возможности
от налогообложения, что порождает наряду с потерями доходов бюджета
и искажающие эффекты.
Несмотря на то что большинство множественных льгот по налогу на
прибыль, сложившихся в 1992–2000 гг. было отменено при принятии гла-
вы 25 Налогового кодекса РФ, часть положений, носящих по своей сути
характер льгот, сохранилась, были приняты некоторые новые, кроме того
продолжаются попытки лоббистов восстановить некоторые льготы иливвести новые.
Важным вопросом является и вопрос начисления амортизации для
целей налогообложения. Уменьшение числа амортизационных групп и
изменение порядка начисления упростили учет амортизации для целей
налогообложения и администрирование, однако не все возможности уп-
рощения исчерпаны. Возможно упрощение порядка учета реализации
амортизируемого имущества.
В России сложилась необычная практика предоставления льгот
при использовании
налогоплательщиками
но, возможность
амортизации активов с
Обычно в случае
финансового лизинга его
гообложения как обычную аренду или, чтобы такие сделки не использо-