Налог на прибыль в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа

Описание работы

Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.

Содержание

Введение .........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия от других налогов, функция и цель......................................5
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа налога и его роль в бюджетной системе..................................9
§2.1. Реформа налога на прибыль в РФ........................................................9
§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе ................................23
Заключение...................................................................................................43
Список литературы....................................................................................46

Работа содержит 1 файл

Налог на прибыль.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

реформы налога на прибыль и рассмотрении данных за 2001–2002 гг. из-

менения прибыли, вызванные изменениями законодательства, привели к

значительным  ее колебаниям, при этом большинство  из перечисленных

факторов оказались  незначимыми и были исключены из модели. Ниже

приведена спецификация модели с учетом этих результатов.

Изменение налоговой  базы в результате изменения используемой

оценки предельной эффективной налоговой ставки, в  принципе, долж-

но описываться  нелинейной зависимостью, поскольку следует ожидать,

что предельная отдача капитала в производственной функции репре-

зентативной фирмы  убывает. Кроме того, при определенных услови-

ях зависимость  уклонения от налогообложения прибыли  от изменений

предельной эффективной ставки может также описываться нелиней-

ной зависимостью. Однако, если относительные изменения  предельной

эффективной ставки налогообложения прибыли относительно малы,

можно использовать приближение первого порядка, при  котором изме-

нения налогооблагаемой прибыли и предельной эффективной налоговой

ставки связаны  линейной зависимостью.

    Таким образом, мы рассматриваем линейную модель налоговой ба-

зы в регионе. Предположением при построении такой  модели является

то, что при  переходе от региона с определенной структурой базы на-

лога на прибыль  к региону с другой структурой валового регионального

продукта и  предельной налоговой ставкой изменение  налогооблагаемой

прибыли пропорционально  изменению ее структуры. В таком  представ-__ лении предполагается, что различия между регионами, вызываемые не

учитываемыми  в модели факторами, описываются  за счет индивиду-

альных фиксированных  эффектов (при моделировании прибыли  в уровнях

для отдельных  лет). Соответственно можно оценивать  на панельных

данных следующую  модель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Результаты  эконометрического анализа позволяют  провести условное

факторное разложение изменения налоговой базы в результате налоговой

реформы. Во-первых, происходит изменение налогооблагаемой прибыли, связанное с поведенческой реакцией экономических агентов: в соответствии с нашим предположением снижение предельной эффективной ставки налогообложения прибыли должно повысить объем декларируемой прибыли. Во-вторых, происходит изменение валовой прибыли за счет общеэкономических факторов – экономического роста и инфляции. В-тре-

тьих, происходит изменение прибыли за счет изменения  техники налого-

обложения –  устранения инвестиционной льготы и  большего числа прочих

льгот, изменения  порядка начисления амортизации.

    В табл. 4 приведены компоненты изменения налогооблагаемой при-

были в результате налоговой реформы в соответствии с построенной моделью. Данный расчет производился в два этапа. В качестве опорно-

го показателя использовался показатель изменения  налогооблагаемой

прибыли до применения вычетов и льгот. Затем сравнивались показатели изменения сумм использованных налоговых льгот (форма 5-НБН Федеральной налоговой службы) в 2002 и 2001 гг. Затем рассматривалось изменение скорректированной налоговой базы, которое раскладывалось на компоненты в соответствии с оцененной моделью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Как видно из табл. 4, одним из основных факторов, направленных на

увеличение налогооблагаемой прибыли (более 300 млрд руб.), является

отмена льгот, действовавших до 2002 г. Одновременно с этим изменение

порядка расчета  амортизации позволило в значительной степени (на ве-

личину около 240 млрд руб.) компенсировать увеличение налоговой на-

грузки на налогоплательщиков.

    В целом анализ результатов реформы  налога на прибыль в 2001–2002

гг. позволил сделать  следующие выводы. Во-первых, реформирование

налога на прибыль  привело к относительному выравниванию налоговых

условий для  различных предприятий – отмена льгот, которыми могли

пользоваться  не все налогоплательщики, компенсированная изменения-

ми в правилах расчета амортизации, привела к более равномерному рас-

пределению налоговой  нагрузки. Общее увеличение налоговой  базы при

этом было небольшим (по оценкам, оно составляет около 74 млрд руб. ).

    Во-вторых, на величину налогооблагаемой базы оказывали  сущест-

венное влияние  макроэкономические факторы – в первую очередь увели-

чение добавленной  стоимости в экономике (рост валового регионально-

го продукта), которое приводило к увеличению базы налога на прибыль

(около 84 млрд  руб.) . Наряду с общим повышением  экономической ак-

тивности на основе анализа модели налога на прибыль на более широком

интервале времени  можно отметить, что в 2002 г. по сравнению  с 2001 г.

на величину налогооблагаемой прибыли оказывали  существенное отри-

цательное влияние  несколько факторов. Средние цены на нефть в 2002 г.

мало изменились по сравнению с 2001 г. , при этом значительное укреп-

ление реального  обменного курса рубля вместе с увеличением тарифов

естественных  монополий сверх инфляции, а также  с ростом средней за-

работной платы  привело к сокращению налогооблагаемой прибыли (из-

менение оценивается  значением около 300 млрд руб.).

    В-третьих, результаты оценок показывают, что  на величину налогооб-

лагаемой базы также оказало влияние снижение предельной ставки нало-

гообложения прибыли  организаций, – оцененное снижение предельной

ставки на величину около 0,3 п.п. в среднем по России привело к расши-

рению налогооблагаемой базы почти на 40 млрд руб.

    Влияние изменений налогового законодательства на поступления по

налогу  на прибыль организаций  в 2005–2006 гг.

    В пояснительной записке к проекту  федерального бюджета на 2005 г.

приведена следующая  оценка изменения поступлений по налогу на при-

быль организаций  из-за реформирования налогового законодательства

(табл. 5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Так как фактические поступления по налогу на прибыль в 2005 г. в

федеральный бюджет существенно превысили указанный  в пояснитель-

ной записке  прогнозный уровень поступлений (377,6 млрд руб. по срав-

нению с 259,0 млрд руб.), для оценки влияния изменения  налогового

законодательства  на поступления по налогу на прибыль организаций

указанные в  записке значения изменений поступлений  умножались на

фактические поступления  по налогу на прибыль организаций  и дели-

лись на прогнозное значение данного показателя. В результате были

получены изменения поступлений в бюджетную систему РФ по налогу

на прибыль  организаций из-за изменения налогового законодательства.

Как видно из представленных в табл. 5 данных, изменения в налоговом

законодательстве  оказали разнонаправленное воздействие  на изменение

поступлений по данному налогу. В совокупности данное воздействие напоступления по налогу на прибыль организаций было крайне незначи-

тельным (0,02% ВВП).

    В пояснительной записке к проекту  федерального бюджета на 2006 г.

приведена следующая  оценка изменения поступлений по налогу на при-

быль организаций  из-за реформирования налогового законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Указанные в последнем столбце табл. 6 значения изменения поступле-

ний в бюджетную  систему РФ от налога на прибыль  организаций были рас-

считаны так же, как и для 2005 г. Как видно из представленных в табл. 6

данных, совокупное влияние налогового законодательства на поступления

по налогу на прибыль организаций составило -0,69% ВВП. 
 

Заключение 

    Российская  налоговая система складывалась под влиянием объектив-

ных обстоятельств, связанных с проблемами переходного  периода, субъ-

ективных факторов, включающих активность групп с особыми  интереса-

ми, и отчасти  популистских намерений российских политиков. Это сде-

лало процесс  создания и реформирования налоговой системы неровным

и не во всем последовательным. Налог на прибыль не является в  этом

смысле исключением.

    Существенные  корректировки, которые были сделаны  за прошедшее

время, улучшили налогообложение прибыли с точки  зрения общепри-

нятых критериев  оценки налоговых систем. Однако целый ряд положений, не согласующихся с этими критериями, сохранился до настоящего времени.

Кроме того, не устранены  некоторые возможности легального уклонения

от налогообложения, что порождает наряду с потерями доходов бюджета

и искажающие эффекты.

    Несмотря  на то что большинство множественных  льгот по налогу на

прибыль, сложившихся  в 1992–2000 гг. было отменено при принятии гла-

вы 25 Налогового кодекса РФ, часть положений, носящих  по своей сути

характер льгот, сохранилась, были приняты некоторые новые, кроме того

продолжаются  попытки лоббистов восстановить некоторые льготы иливвести новые.

    Важным  вопросом является и вопрос начисления амортизации для

целей налогообложения. Уменьшение числа амортизационных  групп и

изменение порядка начисления упростили учет амортизации для целей

налогообложения и администрирование, однако не все  возможности уп-

рощения исчерпаны. Возможно упрощение порядка учета  реализации

амортизируемого имущества.

    В России сложилась необычная практика предоставления льгот

при использовании  налогоплательщиками финансового  лизинга, а имен-

но, возможность  амортизации активов с повышающим коэффициентом.

Обычно в случае финансового лизинга его учитывают  для целей нало-

гообложения как  обычную аренду или, чтобы такие сделки не использо-

Информация о работе Налог на прибыль в России