Налог на прибыль в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа

Описание работы

Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.

Содержание

Введение .........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия от других налогов, функция и цель......................................5
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа налога и его роль в бюджетной системе..................................9
§2.1. Реформа налога на прибыль в РФ........................................................9
§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе ................................23
Заключение...................................................................................................43
Список литературы....................................................................................46

Работа содержит 1 файл

Налог на прибыль.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

политике», а  не в форме некоммерческих организаций.

    Из  перечня целевых поступлений  на содержание некоммерческих ор-

ганизаций и  ведение ими уставной деятельности, не учитываемых при

определении налоговой  базы, были исключены целевые взносы и отчис-

ления в публично-правовые профессиональные объединения, построен-

ные на принципе обязательного членства.

    При определении налоговой базы также  не учитываются целевые пос-

тупления в  виде пенсионных взносов в негосударственные  пенсионные

фонды, если они  в размере не менее 97% направляются на формирование

пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда (ранее – в

полном объеме).

    К прочим расходам, связанным с производством  и реализацией, отно-

сятся теперь суммы  не только налогов и сборов, но и  таможенных пош-

лин и сборов.

    С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным  законом от 6 июня

2005 г. № 58-ФЗ  до 10% первоначальной стоимости основных  средств,

вводимых в  эксплуатацию, либо 10% суммы расходов на достройку, до-

оборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевоору-

жение, частичную  ликвидацию основных средств можно  единовременно

списать на расходы, закрепив порядок применения премии в учетной по-

литике для  целей налогообложения. При этом амортизационная премия

не применяется  к безвозмездно полученным основным средствам (п. 1.1

ст. 259 НК РФ).

    Тем же законом было установлено, что  в 2006 г. совокупная сумма пе-

реносимого убытка, полученного в предыдущем налоговом  периоде, ни

в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% нало-

говой базы. С 1 января 2007 г. указанное ограничение суммы переноси-

мого на будущее  убытка, полученного налогоплательщиком, отменено

полностью. Отметим, что вопрос существенной асимметрии налогового

законодательства, который обсуждался выше, был частично решен только

этим законом, т.е. это ограничение просуществовало 14 лет и до сих пор

сохраняется для  упрощенной системы налогообложения.

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 144-ФЗ было раз-

решено включение  расходов на НИОКР в состав прочих расходов равно-

мерно в течение 1 года в размере фактически осуществленных расходов

– как для  результативных, так и не давших положительного результата

НИОКР.

    Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ в главу 25

Налогового кодекса  РФ были внесены изменения, касающиеся порядка

определения амортизации  по объектам амортизируемого имущества. С 1

января 2009 г. нелинейный метод начисления амортизации применяется

по группам  активов, что значительно упрощает как начисление амортиза-

ции налогоплательщиками, так и проверки правильности ее начисления

налоговыми органами. Кроме того, увеличиваются нормы  амортизации

при применении нелинейного метода , таким образом, новые положения

Налогового кодекса  дают возможность значительно ускорить начисление

амортизации, что  особенно важно в условиях растущей инфляции.

    До 1 января 2009 г. амортизация начисляется  по каждому объекту амор-

тизируемого имущества  независимо от применяемого налогоплательщи-

ком метода начисления амортизации. Изменения, внесенные  в Налоговый

кодекс, предполагают, что при применении нелинейного метода начисле-

ния амортизации  она начисляется не по каждому  объекту амортизируе-

мого имущества, а по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для

целей начисления амортизации при использовании  налогоплательщиком

нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных

групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую

амортизационную группу (подгруппу), за исключением  объектов, амор-

тизация по которым  в соответствии с требованиями главы 25 Налогового

кодекса начисляется линейным методом. Подгруппы в составе аморти-

зационных групп  формируются налогоплательщиками, применяющими

к основной норме  амортизации объектов повышающие (понижающие)

коэффициенты.

    Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ ставка налога

на прибыль  организаций с 1 января 2009 г. снижена  с 24 до 20%. Также

указанным законом  максимальная сумма амортизационной  премии по ос-

новным средствам, относящимся к 3–7-й амортизационным  группам, в

том числе в  случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, мо-

дернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации, уве-

личена с 10 до 30%. При этом установлено правило, согласно которому

в случае реализации ранее чем по истечении 5 лет с  момента введения в

эксплуатацию  основных средств, в отношении которых была применена

амортизационная премия, соответствующие суммы расходов подлежат

восстановлению  и включению в налоговую базу по налогу на прибыль

организаций.

    Статьей 3 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ ус-

тановлен специальный порядок уплаты ежемесячных авансовых пла-

тежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих уплате за IV

квартал 2008 г. Согласно указанному закону «сумма ежемесячного

авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2008 г., ис-

числяется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитывае-

мой нарастающим  итогом с начала налогового периода  до окончания

месяца, предшествующего  месяцу, в котором производится уплата

авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежа-

щих уплате в  бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм

авансовых платежей». Соответствующее изменение порядка  исчисле-

ния авансовых  платежей по налогу на прибыль организаций  должно

быть отражено в учетной политике организации  для целей налогооб-

ложения.

    Несмотря на значительные сдвиги в направлении нейтральности, эф-

фективности и  справедливости налоговой системы, достигнутые в при-

нятой Государственной  Думой главе 25 Налогового кодекса  РФ по срав-

нению с действовавшим  ранее порядком налогообложения, остался це-

лый ряд проблем, которые требуют если не немедленного решения, то

серьезного обсуждения и, надо полагать, явятся в будущем  предметом

дискуссий как  экономистов, так и политиков.

    Несмотря  на отмену льгот и использование  метода начисления, труд-

но ожидать  существенного расширения налоговой  базы по следующим

причинам: уменьшены ограничения на вычет ряда расходов и увеличены

нормы разрешенной  к вычету амортизации, причем для  большинства ак-

тивов существует возможность применения нелинейного  метода начис-

ления амортизации; сохранился ряд возможностей налогового планиро-

вания, а некоторые созданы вновь; со снижением предельных ставок на-

логообложения доходов от труда в некоторых  случаях может возникнуть

стимул к оформлению доходов от капитала как доходов  в виде заработной

платы; постепенная  замена основных средств, сохранившихся с советс-

кого времени, новыми, оцениваемыми по рыночной стоимости, приведет

к росту начисленной  амортизации.

    Произошедший  сдвиг в направлении нейтральности  и справедливости

налоговой системы  должен привести к росту инвестиций в экономике в це-

лом (хотя не исключено снижение инвестиций в отдельных организациях,

особенно  тех, которые пользовались ранее инвестиционной льготой). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе 

    Роль  налога на прибыль в налоговых  доходах бюджета изменялась в

течение переходного периода. Это было связано отчасти с изменением

ставок и правил определения налоговой базы, но в  немалой мере и с изме-

нением условий  в экономике и структуры издержек предприятий.

    Динамика  базы и поступлений  налога на прибыль организаций в 2000–2009 гг.

    В данном разделе приведена попытка  оценить первые и основные

последствия реформирования налога на прибыль в 2001–2002 гг. Также

анализируется дальнейшая динамика поступлений налога на прибыль в

2003–2009 гг.

    Рассмотрим  динамику базы и поступлений налога на прибыль органи-

заций в 2000–2009 гг., структуру налоговой базы по отраслям и регионам,

динамику других показателей, которые оказывали  влияние на поступле-

ния по данному  налогу. Это позволит дать некоторую  оценку влияния вы-

шеописанных изменений  в налоговом законодательстве на поступления

налога на прибыль, а также выделить основные тенденции  в динамике

рассматриваемых показателей. На рис. 1 представлена динамика поступ-

лений налога на прибыль по кварталам в 2000–2009 гг. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

    Из  представленных на рисунке данных видно, что в 2002–2003 гг. на-

блюдалось существенное падение поступлений налога на прибыль, связан-

ное прежде всего  с реформой этого налога, осуществленной в 2002 г. В

2004–2008 гг. обозначилась  тенденция к росту поступлений  налога на при-

быль по отношению  к уровням 2002–2003 гг. Однако с IV квартала 2008 г.

поступления данного  налога (в % ВВП) начали существенно  и устойчиво

снижаться. В  результате поступления налога на прибыль  в II–IV кварталах

2009 г. стабилизировались  на уровне 3% ВВП, что оказалось ниже уровней

2002–2008 гг. практически  на 1 п.п. Таким образом, это  минимальное зна-

чение за весь рассматриваемый  период (2000–2009 гг.). В динамике налога

на прибыль  организаций можно также отметить существенную сезонность

в 2000–2007 гг., которая характеризуется увеличением поступлений во II и

IV кварталах  каждого года (что обусловлено  прежде всего сроками уплаты

налога). Следует  отметить, что ярко выраженная сезонность поступлений

Информация о работе Налог на прибыль в России