Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа
Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.
Введение .........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия от других налогов, функция и цель......................................5
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа налога и его роль в бюджетной системе..................................9
§2.1. Реформа налога на прибыль в РФ........................................................9
§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе ................................23
Заключение...................................................................................................43
Список литературы....................................................................................46
политике», а не в форме некоммерческих организаций.
Из перечня целевых поступлений на содержание некоммерческих ор-
ганизаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемых при
определении налоговой базы, были исключены целевые взносы и отчис-
ления в публично-правовые профессиональные объединения, построен-
ные на принципе обязательного членства.
При определении налоговой базы также не учитываются целевые пос-
тупления в виде пенсионных взносов в негосударственные пенсионные
фонды, если они в размере не менее 97% направляются на формирование
пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда (ранее – в
полном объеме).
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отно-
сятся теперь суммы не только налогов и сборов, но и таможенных пош-
лин и сборов.
С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 июня
2005 г. № 58-ФЗ
до 10% первоначальной стоимости
вводимых в эксплуатацию, либо 10% суммы расходов на достройку, до-
оборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевоору-
жение, частичную ликвидацию основных средств можно единовременно
списать на расходы, закрепив порядок применения премии в учетной по-
литике для целей налогообложения. При этом амортизационная премия
не применяется к безвозмездно полученным основным средствам (п. 1.1
ст. 259 НК РФ).
Тем же законом было установлено, что в 2006 г. совокупная сумма пе-
реносимого убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, ни
в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% нало-
говой базы. С 1 января 2007 г. указанное ограничение суммы переноси-
мого на будущее
убытка, полученного
полностью. Отметим, что вопрос существенной асимметрии налогового
законодательства, который обсуждался выше, был частично решен только
этим законом, т.е. это ограничение просуществовало 14 лет и до сих пор
сохраняется для упрощенной системы налогообложения.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 144-ФЗ было раз-
решено включение расходов на НИОКР в состав прочих расходов равно-
мерно в течение 1 года в размере фактически осуществленных расходов
– как для результативных, так и не давших положительного результата
НИОКР.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ в главу 25
Налогового кодекса РФ были внесены изменения, касающиеся порядка
определения амортизации по объектам амортизируемого имущества. С 1
января 2009 г. нелинейный метод начисления амортизации применяется
по группам активов, что значительно упрощает как начисление амортиза-
ции налогоплательщиками, так и проверки правильности ее начисления
налоговыми органами. Кроме того, увеличиваются нормы амортизации
при применении нелинейного метода , таким образом, новые положения
Налогового кодекса
дают возможность значительно
амортизации, что особенно важно в условиях растущей инфляции.
До 1 января 2009 г. амортизация начисляется по каждому объекту амор-
тизируемого имущества независимо от применяемого налогоплательщи-
ком метода начисления амортизации. Изменения, внесенные в Налоговый
кодекс, предполагают, что при применении нелинейного метода начисле-
ния амортизации она начисляется не по каждому объекту амортизируе-
мого имущества, а по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для
целей начисления амортизации при использовании налогоплательщиком
нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных
групп (подгрупп)
как суммарная стоимость
амортизационную группу (подгруппу), за исключением объектов, амор-
тизация по которым в соответствии с требованиями главы 25 Налогового
кодекса начисляется линейным методом. Подгруппы в составе аморти-
зационных групп
формируются
к основной норме амортизации объектов повышающие (понижающие)
коэффициенты.
Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ ставка налога
на прибыль организаций с 1 января 2009 г. снижена с 24 до 20%. Также
указанным законом максимальная сумма амортизационной премии по ос-
новным средствам, относящимся к 3–7-й амортизационным группам, в
том числе в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, мо-
дернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации, уве-
личена с 10 до 30%. При этом установлено правило, согласно которому
в случае реализации ранее чем по истечении 5 лет с момента введения в
эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена
амортизационная премия, соответствующие суммы расходов подлежат
восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль
организаций.
Статьей 3 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ ус-
тановлен специальный порядок уплаты ежемесячных авансовых пла-
тежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих уплате за IV
квартал 2008 г. Согласно указанному закону «сумма ежемесячного
авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2008 г., ис-
числяется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитывае-
мой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания
месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата
авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежа-
щих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм
авансовых платежей».
Соответствующее изменение
ния авансовых платежей по налогу на прибыль организаций должно
быть отражено в учетной политике организации для целей налогооб-
ложения.
Несмотря на значительные сдвиги в направлении нейтральности, эф-
фективности и справедливости налоговой системы, достигнутые в при-
нятой Государственной Думой главе 25 Налогового кодекса РФ по срав-
нению с действовавшим ранее порядком налогообложения, остался це-
лый ряд проблем, которые требуют если не немедленного решения, то
серьезного обсуждения и, надо полагать, явятся в будущем предметом
дискуссий как экономистов, так и политиков.
Несмотря на отмену льгот и использование метода начисления, труд-
но ожидать существенного расширения налоговой базы по следующим
причинам: уменьшены ограничения на вычет ряда расходов и увеличены
нормы разрешенной к вычету амортизации, причем для большинства ак-
тивов существует возможность применения нелинейного метода начис-
ления амортизации; сохранился ряд возможностей налогового планиро-
вания, а некоторые созданы вновь; со снижением предельных ставок на-
логообложения доходов от труда в некоторых случаях может возникнуть
стимул к оформлению доходов от капитала как доходов в виде заработной
платы; постепенная замена основных средств, сохранившихся с советс-
кого времени, новыми, оцениваемыми по рыночной стоимости, приведет
к росту начисленной амортизации.
Произошедший
сдвиг в направлении
налоговой системы должен привести к росту инвестиций в экономике в це-
лом (хотя не исключено снижение инвестиций в отдельных организациях,
особенно
тех, которые пользовались ранее инвестиционной
льготой).
§2.2.
Роль налога на прибыль
в бюджетной системе
Роль налога на прибыль в налоговых доходах бюджета изменялась в
течение переходного периода. Это было связано отчасти с изменением
ставок и правил определения налоговой базы, но в немалой мере и с изме-
нением условий
в экономике и структуры
Динамика базы и поступлений налога на прибыль организаций в 2000–2009 гг.
В данном разделе приведена попытка оценить первые и основные
последствия реформирования налога на прибыль в 2001–2002 гг. Также
анализируется дальнейшая динамика поступлений налога на прибыль в
2003–2009 гг.
Рассмотрим динамику базы и поступлений налога на прибыль органи-
заций в 2000–2009 гг., структуру налоговой базы по отраслям и регионам,
динамику других показателей, которые оказывали влияние на поступле-
ния по данному налогу. Это позволит дать некоторую оценку влияния вы-
шеописанных изменений в налоговом законодательстве на поступления
налога на прибыль, а также выделить основные тенденции в динамике
рассматриваемых показателей. На рис. 1 представлена динамика поступ-
лений налога
на прибыль по кварталам в 2000–2009
гг.
Список
литературы:
Из представленных на рисунке данных видно, что в 2002–2003 гг. на-
блюдалось существенное падение поступлений налога на прибыль, связан-
ное прежде всего с реформой этого налога, осуществленной в 2002 г. В
2004–2008 гг. обозначилась тенденция к росту поступлений налога на при-
быль по отношению к уровням 2002–2003 гг. Однако с IV квартала 2008 г.
поступления данного налога (в % ВВП) начали существенно и устойчиво
снижаться. В результате поступления налога на прибыль в II–IV кварталах
2009 г. стабилизировались на уровне 3% ВВП, что оказалось ниже уровней
2002–2008 гг. практически на 1 п.п. Таким образом, это минимальное зна-
чение за весь рассматриваемый период (2000–2009 гг.). В динамике налога
на прибыль
организаций можно также
в 2000–2007 гг., которая характеризуется увеличением поступлений во II и
IV кварталах каждого года (что обусловлено прежде всего сроками уплаты
налога). Следует отметить, что ярко выраженная сезонность поступлений