Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа
Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.
Введение .........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия от других налогов, функция и цель......................................5
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа налога и его роль в бюджетной системе..................................9
§2.1. Реформа налога на прибыль в РФ........................................................9
§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе ................................23
Заключение...................................................................................................43
Список литературы....................................................................................46
Содержание:
Введение
..............................
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия
от других налогов, функция и цель................
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа
налога и его роль
в бюджетной системе...........
§2.1. Реформа
налога на прибыль в РФ............................
§2.2. Роль
налога на прибыль в бюджетной системе
..............................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Налог на прибыль в России, как и в других странах, играет важную
роль: поступления его составляют заметную часть в доходах бюджета,
налогообложение доходов корпораций (так во многих странах сейчас на-
зывается налог, аналогичный российскому налогу на прибыль) влияет на
решения экономических агентов, размещение ресурсов и распределение
доходов в экономике. За время своего существования правила определе-
ния и взимания налога на прибыль претерпели ряд существенных изме-
нений. Отчасти эти изменения были обусловлены меняющейся ситуаци-
ей в стране, отчасти новым пониманием роли и возможностей налога как
источника доходов бюджета и как фактора, влияющего на предпринима-
тельскую деятельность и экономику в целом.
Следует отметить особо важные детали истории формирования налога на прибыль: налог в России вводился в условиях начала реформ, когда не сформировались многие институты рынка, недостаточно действенно функционировали государственные институты, при сложной макроэкономической ситуации и структурной перестройке экономики.
Однако, постепенно, по мере закрепления результатов рыночных реформ, некоторые вынужденно введенные правила, увеличивающие искажения, порожденные налогом, отменялись, вводились новые положения, более соответствующие требованиям рынка.
Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.
Для
теоретического анализа подробно рассматриваемых
ниже правил налогообложения прибыли
важно понимать, как они соотносятся с
остальными правилами налогообложения
и с общими принципами.
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль
§1.1.
Отличия от других
налогов, функция
и цель
Налог на прибыль имеет ряд особенностей по сравнению с другими налогами. Налогом облагается только доход от деятельности предприятий, имеющих определенную организационно-правовую форму. Юридическим лицом – уплачивается налог на доход, полученный в интересах владельцев этого лица.
Доход собственников предприятий, не имеющих форму корпорации (организации в российском законодательстве), облагается налогом на доход физических лиц. Обычно база налога на доходы корпораций имеет более сложный характер, чем база подоходного налога с физических лиц даже в части предпринимательского дохода. Еще в большей степени сложность налога на прибыль (доходы корпораций) превышает сложность налога на доходы физических лиц в части других доходов и иных налогов, составляющих налоговую систему.
Причин такой сложности много. Доходы корпораций складываются из разных видов доходов, при этом применение единых правил для разных видов доходов затруднительно. Доход от реализации продукции представляет собой выручку за вычетом затрат, разрешенных к вычету.
Корпорации в среднем крупнее, чем индивидуальные предпринимательства и партнерства, они заключают большее число сделок, в том числе с контрагентами, расположенными в разных странах с разными налоговыми правилами. У корпораций, которыми могут владеть как физические, так и юридические лица, причем являющиеся резидентами разных стран или зарегистрированные на территориях одной страны, но с отличающимися налоговыми правилами, возникает много возможностей налогового планирования, которые, если не применять ограничительные положения, могут привести к значительным потерям доходов бюджета.
Нередко налог на прибыль (на доходы корпораций) используют для стимулирования той или иной экономической деятельности, вводя льготы для отдельных налогоплательщиков или отдельных хозяйственных операций. И определение того, кто имеет право на льготы, и исчисление размера льгот могут вызывать разногласия у налоговых органов и налогоплательщиков.
Все перечисленное усложняет правила определения базы налога на прибыль (на доходы корпораций).
Серьезную проблему при налогообложении доходов от предприни-
мательской деятельности представляет определение величины дохода.
Определение выручки является менее сложной задачей, если нет ее со-
крытия с целью уменьшения налоговой базы. Но издержки может быть
значительно сложнее определить, особенно в случае изменения стоимос-
ти капитала фирмы. При попытках уклонения от налогообложения (легального или нелегального) корректное определение налоговой базы становится сложнее и затрудняется контроль правильности определения величины тех или иных составляющих выручки и затрат.
Дополнительную опасность для доходов бюджета представляет стремление законодательной и исполнительной власти использовать налог для стимулирования тех или иных процессов в экономике, а налогоплательщиков – добиться налоговых преимуществ, обосновывая их необходимостью все того же стимулирования ради экономического роста.
Льготы часто порождают недостаточную определенность толкования налогового законодательства, поскольку точно идентифицировать лиц, имеющих право на получение льгот, или действия, на которые распространяются преимущества, может быть затруднительным. В этих случаях в дополнение к другим потерям возрас-
тают риски, связанные с возможностью конфликта с налоговыми органа-
ми относительно правильности определения налоговых обязательств и
сопутствующими потерями в виде потерь в результате судебных разбирательств.
Даже без льгот некоторые издержки идентифицируются трудно, и,
чтобы избежать злоупотреблений, обычно устанавливают ограничения на вычет такого рода издержек или условия, при которых вычет разрешен.
Итак, основная особенность налога состоит в том, что юридическое
понятие базы налога имеет некоторые отличия от экономического содер-
жания этой базы. Доходы корпораций (организаций) экономически пред-
ставляют собой доходы собственников корпорации (организации), вернее,
не вполне точную оценку этих доходов. Налог может дополняться (и часто дополняется) другими видами налогов, которыми облагаются доходы собственников корпораций. Так при реализации акций предприятий взимается налог на прирост капитальной стоимости активов. Точная оценка дохода собственников предприятий при обложении налогом на доходы корпораций затруднительна. В некоторых случаях такая оценка осуществляются по строго формальным правилам, но в других случаях закон устанавливает общие принципы, руководствуясь которыми оценку осуществляет предприятие, а налоговые органы контролируют корректность сделанных оценок. Это может приводить и приводит на практике к различным формам уклонения от налогообложения и к спорам с налоговыми органами, увеличивая издержки, связанные с исполнением налогового законодательства и его администрированием.
Целесообразность налога на доходы корпораций в налоговой системе подвергается сомнению как некоторыми исследователями, так и рядом политиков. Налог на прибыль (налог на доходы корпораций), как правило, характеризуется низкими поступлениями в бюджет и высокими издержками соблюдения законодательства и администрирования
В переходных экономиках, в российской в частности, существуют значительные сложности с формированием доходной части бюджета, особенно на начальном этапе перехода к рынку.
Кризис системы, предшествующий, как правило, началу перехода к
рынку, структурная перестройка во всех областях деятельности, отсутс-
твие
у большинства населения
номические условия или навыков поведения в новой экономической среде
являются в краткосрочном периоде причинами снижения реальных дохо-
дов большинства населения и, следовательно, причинами снижения до-
ходов бюджета. Формирующаяся и многократно изменяющаяся в процессе формирования налоговая система требует адаптации к новым правилам как налоговых органов, так и налогоплательщиков, что также порождает проблемы со взысканием налогов. Значительные масштабы распространения наличных расчетов облегчают уклонение от налогообложения, которое в переходной экономике может иметь широкое распространение.
При
довольно высоких издержках определения
и взыскания налога на прибыль, он имеет
ряд преимуществ как источник налоговых
доходов. Количество предприятий значительно
меньше, чем число индивидуумов-
При этих обстоятельствах в экономике накоплено значительное количество долгоживущего необратимого капитала, причем текущие издержки использования этого капитала невелики, и, кроме того, заработная плата в переходный период мала. Поэтому существуют объективные причины для возникновения высокой доходности производства.
Налог
на прибыль в этих условиях позволяет
повысить налоговые поступления в бюджет,
и его отмена являлась бы нерациональной.
Глава 2. Налог на прибыль в России, реформа налога и его роль в бюджетной системе
§2.1.
Реформа налога на прибыль
в РФ
Налогообложение в переходных экономиках, в частности налогообло-
жение доходов, имеет ряд особенностей. Опыт функционирования рыночной экономики отсутствует, чрезвычайно сжаты сроки обсуждения и принятия законов, отсутствует целый ряд институтов, свойственных рыночной экономике.
Остановимся подробнее на вопросах, которые могут иметь сущест-
венное влияние на результат действия принимаемых (или изменяемых)
налоговых законов.