Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа
Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.
Введение .........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия от других налогов, функция и цель......................................5
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа налога и его роль в бюджетной системе..................................9
§2.1. Реформа налога на прибыль в РФ........................................................9
§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе ................................23
Заключение...................................................................................................43
Список литературы....................................................................................46
концепции необходимо рассматривать возможности ее существенного
изменения при
модификации отдельных
Противостоять
тенденции использования
отдельных групп можно было бы, используя более широкое обсуждение
в обществе в целом и особенно в экономическом сообществе налоговых
предложений на уровне концепций с обязательным обсуждением целей
предлагаемых новаций, спектра инструментов, потенциально применимых
для достижения этих целей, и предполагаемых последствий принимаемых
решений. На практике часто проект становится доступен для изучения ши-
рокого круга лиц в тот момент, когда по принципиальным вопросам ре-
шения уже приняты и согласованы между отдельными ветвями власти и
представителями крупных налогоплательщиков. В результате предметом
обсуждения могут стать только отдельные положения разработанных уз-
ким кругом проектов, причем сроки, когда высказанное мнение может пов-
лиять на окончательное решение, обычно весьма непродолжительны.
3. Последствия
Принимаемые на начальном этапе перехода законы страдают непосле-
довательностью, наличием большого числа лазеек для уклонения, значи-
тельными искажающими эффектами, хотя с учетом приоритетных задач
и наличествующих
ограничений могут
по крайней мере, приемлемый на начальном этапе выбор. Но дальнейшее
изменение, исходя из сиюминутных, недостаточно проанализированных
и неточно определенных целей, может приводить к излишнему усложне-
нию, к накоплению противоречий, к созданию новых лазеек для уклоне-
ния при устранении старых, к усилению порождаемых налоговой систе-
мой искажений, которые в итоге как тормозят развитие экономики, так и
препятствуют получению достаточных доходов бюджета.
В этот момент встает вопрос о реформировании налоговой системы
в целом. Однако при этом большая часть ограничений, перечисленных
выше, сохраняется, хотя ряд из них ослабевает. Дальнейший результат во
многом зависит от того, насколько к моменту реформ решены проблемы
начального
этапа.
Изменения главы 25 Налогового кодекса РФ
Первые изменения в главу 25 Налогового кодекса РФ были приняты
еще до ее вступления в действие.
Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ (изменения в п.
2 ст. 286 НК РФ) был уточнен порядок уплаты ежемесячных авансовых
платежей, которые первоначально требовалось рассчитывать исходя из
фактически уплаченного квартального платежа за предыдущий квартал,
но к моменту уплаты авансового платежа за первый месяц нового квар-
тала срок окончательной уплаты за предыдущий квартал еще не наступа-
ет. Отметим, что формулировка данного пункта по Закону № 198-ФЗ не
была окончательной, ее пришлось в дальнейшем уточнять Федеральным
законом от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ, и в действующей редакции кодекса
порядок расчета месячных авансовых платежей расписан отдельно для
каждого квартала.
Важное изменение было внесено в порядок налогообложения неком-
мерческих организаций: до изменений не подлежало амортизации «иму-
щество некоммерческих организаций, за исключением имущества, приоб-
ретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности
и используемого
для осуществления такой
ния изменений запрет на вычет амортизации стал относиться к имущест-
ву некоммерческих организаций, полученному «в качестве целевых пос-
туплений» или приобретенному «за счет средств целевых поступлений»
и используемому «для осуществления некоммерческой деятельности».
В некоторых случаях для имущества, не относимого к амортизируемо-
му, было уточнено (как, например, для книг), что его стоимость относит-
ся на текущие расходы.
Законом существенно смягчен порядок вычета расходов на ремонт ос-
новных средств. Во-первых, устранено ограничение, требующее капита-
лизации и постепенного вычета в течение срока, зависящего от амортиза-
ционной группы, расходов, превышающих 10% первоначальной (восста-
новительной) стоимости амортизируемых основных средств. Во-вторых,
разрешено создавать
для целей налогообложения
щие ремонты основных средств.
Был изменен (смягчен) порядок вычета расходов на освоение природ-
ных ресурсов. Для расходов на НИОКР был установлен порядок вычета
отчислений Российского фонда технологического развития и иных от-
раслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследова-
тельских и
опытно-конструкторских работ
правительством РФ, в пределах 0,5% доходов налогоплательщика. Если
НИОКР приводят к получению исключительных прав на результаты ин-
теллектуальной деятельности, то эти права признаются нематериальным
активом с амортизацией его по соответствующим правилам.
Расширены льготы, связанные с деятельностью и финансированием
деятельности общественных организаций инвалидов и религиозных ор-
ганизаций.
Расширены возможности уменьшения налоговой базы на расходы,
связанные с содержанием помещений объектов общественного питания,
обслуживающих трудовые коллективы.
Скорректированы правила создания резерва по гарантийному ремон-
ту и обслуживанию
(остаток неиспользованного
чаться по окончании налогового периода во внереализационные доходы,
а переноситься на будущий период, но размер нового резерва определя-
ется с учетом этого остатка).
Уточнен
порядок налогообложения
бумагами.
Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ было установ-
лено, что по производствам с длительным (более одного налогового пе-
риода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных
договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от ре-
ализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком
самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на
основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с
которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены
налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ установлены но-
вые соотношения распределения ставки налога на прибыль (24%) между
бюджетами различных уровней (сумма налога, исчисленная по ставке 6%,
зачисляется в федеральный бюджет; по ставке 16% – в бюджеты субъек-
тов РФ (было соответственно 7,5 и 14,5%); по ставке 2% – в местные бюд-
жеты). Законами субъектов РФ ставка налога могла быть понижена (но не
ниже 12%) для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении
налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. № 415 была уточне-
на классификация средств, включаемых в амортизационные группы.
Позднее соотношение налоговых ставок изменялось в 2004 г. (5% – в фе-
деральный бюджет, а в бюджеты субъектов Российской Федерации – 17%,
в местный бюджет отчисления остались на прежнем уровне – 2% (в редак-
ции Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ). Законами субъектов
Российской Федерации
предусмотренная налоговая
жена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов,
зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указан-
ная налоговая ставка не могла быть ниже 13%.
В 2004–2005 гг. в главу 25 НК РФ вновь было внесено множество
поправок.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 204-ФЗ в Налоговый
кодекс были внесены изменения, связанные с вопросами налогового уче-
та доходов и расходов для целей налогообложения прибыли. Указанные
изменения затрагивают
несколько категорий
дицинские организации, осуществляющие деятельность в системе обя-
зательного медицинского страхования (ОМС); страховые организации
(в том числе
медицинские страховые
пенсионные фонды (НПФ); организации, которые осуществляют негосу-
дарственное пенсионное страхование своих сотрудников; организации,
осуществляющие социальное страхование сотрудников и выплачиваю-
щие им пособия по временной нетрудоспособности за счет собственных
средств.
Была внесена поправка в п. 16 ст. 255 НК РФ. Этот пункт определя-
ет, что в том случае, если работодатель осуществляет расходы по негосу-
дарственному пенсионному обеспечению своих сотрудников, эти отчис-
ления включаются в состав расходов на оплату труда и уменьшают нало-
говую базу в пределах нормативов (12% суммы расходов на оплату труда).
Согласно новой редакции п. 16 эти средства уменьшают налоговую базу
в составе расходов на оплату труда. Правда, при условии, что пенсионная
схема, которую применяет работодатель, предусматривает учет пенсион-
ных взносов на именных счетах участников НПФ.
Кроме того, Федеральными законами от 6 мая 2005 г. № 58-ФЗ и от 22
июля 2005 г. № 117-ФЗ был внесен ряд дополнительных поправок.
Федеральным законом № 58-ФЗ было уточнено, что отраслевые и
межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ не учитываются при определении на-
логовой базы, если они зарегистрированы в порядке, предусмотренном
Федеральным законом
«О науке и государственной