Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа
Реформу налога на прибыль при принятии Налогового кодекса можно назвать радикальной. Если при определении налоговой базы по действовавшему в 1990-х гг. закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сохранялась зависимость от положений бухгалтерского учета, то гл. 25 Налогового кодекса определяет налоговую базу независимо. Также был введен обязательный метод начислений при определении налоговой базы для всех предприятий, кроме предприятий с очень малыми оборотами, были устранены многие унаследованные от времени начала реформ льготы, которые усложняли налог и приводили к значительным искажениям и лазейкам для уклонения. Был изменен порядок вычета расходов, устранены некоторые нерациональные ограничения.
Введение .........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические особенности налога на прибыль.....................5
§1.1. Отличия от других налогов, функция и цель......................................5
Глава 2. Налог на прибыль в России,
реформа налога и его роль в бюджетной системе..................................9
§2.1. Реформа налога на прибыль в РФ........................................................9
§2.2. Роль налога на прибыль в бюджетной системе ................................23
Заключение...................................................................................................43
Список литературы....................................................................................46
1. Важность определения первоочередных задач на каждом этапе
Нечетко сформулированные цели или декларирование одновременно в
качестве приоритетных ряда конфликтных целей может приводить к появ-
лению законов, которые или недостаточно эффективны в достижении глав-
ных задач (а иногда вообще их не решают), или используют инструменты
воздействия, сопряженные с высокими издержками для экономики в данных
условиях, при наличии альтернативных подходов, которые позволили бы эти
издержки снизить. В крайнем случае, подобная ситуация может даже при-
вести к результатам, отличным от стоящих перед государством задач.
Например, трансфертное ценообразование (как и некоторые другие фор-
мы трансферта доходов) порождает проблемы с НДС, с налогом на прибыль,
но не только, поскольку наряду с государством страдают акционеры пред-
приятия (а в случае банкротства – и кредиторы), не участвующие в распре-
делении доходов, трансферт которых осуществляется. Если ставится задача
обеспечить адекватный
учет доходов собственников
ле для целей налогообложения), то интересы государства и части инвесторов
предприятия совпадают, но при этом становится очевидным, что решение
задачи лежит не только в области налогового законодательства и, что особен-
но важно, решение не достигается коррекцией положений отдельных глав
Налогового кодекса. Если же приоритет отдается узкой цели снизить уклоне-
ние от отдельных налогов, то возникают связанные со значительными изде-
ржками предложения, в целом не решающие проблему (например, введение
специальных счетов для НДС или установление ограничений на принятие
к вычету расходов при определении базы налога на прибыль, в частности,
ограничения на принятие к вычету в последующие периоды убытков).
2. Наличие ограничений
а) Ограничения, связанные с конфликтом целей.
Распределительные – аллокационные цели (в широком смысле).
Например, использование прогрессивного налогообложения может иметь
искажающий эффект в отношении предложения труда. Более узко: цели
отдельного этапа – например, уменьшение искажений посредством сня-
тия ограничений на вычет расходов может приводить к стимулированию
некоторых видов уклонения от налогообложения и тем самым порождать
иные искажения, возможно, более значимые для развития экономики.
б) Ограничения, связанные с доступностью фискальных инструментов:
– недостаточная квалификация как сотрудников налоговых органов, так
и работников предприятий (существенно на начальном этапе реформ);
– недостаточность институтов, обеспечивающих эффективность кон-
кретного фискального инструмента (например, для решения некоторых
вопросов требуются развитая судебная система и опыт решения налого-
вых споров);
– высокие начальные издержки реализации реформ (трансформаци-
онные издержки ) и отсутствие достаточных для их покрытия текущих
доходов.
в) Ограниченность способности прогнозировать последствия приня-
тых решений:
– беспрецедентность ситуации в начале реформ и наличие специфичес-
ких особенностей на каждом этапе, включая текущий (второе характерно
не только для России и не только для переходных экономик);
– отсутствие на
начальном этапе и
рыночного опыта как у экономических агентов, что увеличивает сроки
адаптации (в силу усугубления проблемы ограниченной рациональнос-
ти), так и у лиц, отвечающих за анализ проблемы, принятие и реализа-
цию решений, что увеличивает риски ошибок, связанных с недоучетом
относящихся к проблеме обстоятельств и влияющих факторов, а также
ограниченную способность проранжировать приоритеты и сформулиро-
вать ограничения;
– недостаточность и низкое качество необходимых для анализа данных;
– масштабы и сроки происходящих преобразований: учесть последствия
отдельных изменений в законодательстве легче, чем при одновременном
или почти одновременном изменении многих положений законов – как на-
логовых, так и неналоговых;
– несогласованность в действиях и в обмене информацией лиц, отве-
чающих за анализ
или решения в отдельных
целом и налогового в частности (примеры: налог на прибыль и налогооб-
ложение малого предпринимательства. Во многих странах специальные
режимы для
малого предпринимательства
зом, что их возможно использовать для уклонения от уплаты налога на
прибыль крупными предприятиями).
г) Ограничения в отношении сроков и издержек, связанных с приня-
тием решения.
Возможны ситуации, когда задержка с принятием решения в опре-
деленный момент приводит к тому, что решение откладывается на про-
должительный срок. Например, глава о налоге на прибыль Налогового
кодекса России не была принята в 1997 г., в результате в 2001 г. она
была принята в существенно ином виде, причем новая редакция много
потеряла по сравнению с первоначальной. Возможно, если бы в 1997 г.
была принята
пусть и несовершенная
доработана с учетом опыта. Однако иногда предположение о недостат-
ке времени является мнимым. Спешка с приятием глав о специальных
режимах для малого предпринимательства привела к тому, что выго-
ды от этих режимов могут получать крупные и средние предприятия,
а улучшение положения собственно малых предприятий по меньшей
мере незначительно.
д) Ограничения, связанные с политическим процессом.
Крайняя узость круга лиц, компетентных в налоговых вопросах, с одной
стороны, порождает
односторонность подхода в
мнений различных сторон и, следовательно, недостаточного обсуждения
целей, усугубление ограничений, связанных со способностью прогнози-
ровать последствия принимаемых решений, и сужение спектра учитыва-
емой в процессе создания законов информации. С другой стороны, она
уменьшает влияние на процесс разработки законов групп с особыми ин-
тересами, снижает
возможности апелляции к
при внесении популистских предложений, влекущих в конечном итоге
значительные издержки для общества, дает возможность осуществить
работу с приемлемым (с учетом вышеизложенных проблем) качеством
и за короткие сроки, что в рассматриваемый момент чрезвычайно важно.
На этом этапе неизбежно привлечение иностранных экспертов и почти
автоматическое принятие их рекомендаций, что имеет как положитель-
ные, так и отрицательные стороны. В числе плюсов можно отметить зна-
ние экспертами реалий рыночной экономики, теоретических основ на-
логообложения, международного опыта, структуры распространенных в
мире налоговых систем и особенностей отдельных положений налоговых
законов. Это позволяет избежать наиболее значимых пробелов и ошибок,
включить в структуру налоговой системы важнейшие для ее немедлен-
ного функционирования
и дальнейшего
Минусы заключаются в том, что эксперты могут недоучитывать специ-
фику как переходной экономики в целом, так и особенностей конкретной
страны.
Интересно, что декларируемые (и подразумеваемые общественно зна-
чимые) цели могли в этих случаях не только не достигаться, но и отда-
ляться. Например, многие «налоговые лазейки» по налогу на прибыль
принимались под видом стимулирующих инвестиции льгот или вычета
расходов, но при этом инвестиции не увеличивались или увеличивались
по другим причинам. В России по ряду причин, среди которых основные
связаны с повышенными рисками для инвесторов (другая причина, но ох-
ватывающая более узкий круг потенциальных инвесторов, −высокая до-
ходность альтернативных вложений), высоки издержки финансирования
капитала, за исключением случая финансирования из нераспределенной
прибыли при условии, что альтернативные возможности в высокодоход-
ных отраслях собственникам недоступны. Повышенные риски объясня-
ются в значительной степени тем, что права собственности инвесторов
(право на
доход, полученный в
достаточно защищены. В частности, широко используется вывод активов
и доходов с предприятия в пользу части крупных собственников и (или)
верхушки менеджмента.
В других случаях сторонниками льготного порядка налогообложения
разных видов являются лица, использующие эти льготы фактически для
получения доходов за счет бюджета. Это происходит, например, тогда, ког-
да расходы на какую-либо деятельность, не связанную с получением дохо-
да, полностью освобождаются от налогообложения или когда с помощью
льгот снижается
налогообложение доходов в
При разработке положений налогового законодательства в интересах
общества в целом учет такого рода тенденций необходим. Во-первых,
следует проводить экспертизу предлагаемых проектов на предмет их воз-
можного использования для уклонения от уплаты налогов, и очень важно
при этом рассматривать возможности уклонения от одних налогов с ис-
пользованием положений других налогов (ярким примером в этом смыс-
ле может служить использование упрощенных систем налогообложения
малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в целях минимиза-
ции уплаты налогов крупным бизнесом), а также недостаточную сдержи-
вающую роль
остальных законов и