Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:36, реферат
Цель работы – изучение экономической сущности НДС, его функций и составляющих элементов на основе главы 21 НК РФ, выявление особенностей и актуальных тенденций в процедурах начисления и уплаты налога, проблем, существующих в налогообложении НДС, и пути их решения.
Введение……………………………………………………………………………………….....4
1. Теоретические аспекты взимания НДС в Российской Федерации………………………..6
1.1. История возникновения и развития НДС в мире и в России………………………….....6
1.2. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ………..10
1.3. Нормативно-правовое регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ………………15
2. НДС: элементы налога, особенности расчёта и уплаты НДС в РФ……………………...17
2.1. Плательщики НДС, объекты налогообложения……………………………………….17
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС…………………………………………....24
2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления и уплаты……………………………………...27
2.4. Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС………………………………….32
3. Порядок исчисления и уплаты на примере торговой организации ООО «Аверс»……...36
3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Аверс»………………………36
3.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ООО «Аверс»……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список принятых сокращений………………………………………………………………...42
Список использованной литературы и источников………………………………………….43
Применение льгот по НДС в некоторых случаях может быть невыгодным. Одним из возможных неудобств является то, что сумма "входного" налога по товарам (работам, услугам), которые используются для льготируемой деятельности, не может быть принята к вычету (п. 2 ст. 171, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Сумма "входного" НДС не принимается к вычету даже в том случае, если налогоплательщик, заявив о льготе, продолжает выставлять счета-фактуры и подавать декларации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2007 N А43-8946/2006-34-220) [16].
Поэтому, прежде чем воспользоваться соответствующей льготой, необходимо проанализировать, не приведет ли это к отрицательному экономическому эффекту.
Важно при этом помнить, что если применение определенной льготы, предусмотренной п. 3 ст. 149 НК РФ, экономически невыгодным для своей деятельности, то организация вправе отказаться от ее использования в порядке, установленном п. 5 ст. 149 НК РФ.
В некоторых случаях суды признают право налогоплательщика на налоговые вычеты НДС, даже если заявление об отказе от льгот подано после тех налоговых периодов, за которые такие вычеты заявлены. Однако в этом случае необходимо, чтобы фактически осуществлялась деятельность в общем порядке налогообложения, без использования льгот. В частности, были выполнены все условия для применения налоговых вычетов и суммы НДС реально уплачены
Таким образом, можно отметить, что льготы по НДС направлены прежде всего на поддержание социальной стабильности в обществе через механизм воздействия на ценообразование. Также налоговые освобождения повышают заинтересованность предприятий в производстве социально значимых товаров и услуг. Вместе с тем число льгот остается неоправданно высоким. Мировой опыт показывает, что целесообразнее было бы сократить их количество, оставив только льготирование приоритетных отраслей экономики
2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления и уплаты.
Важнейшим элементом налога, без которого невозможно исчисление суммы налогового платежа, является ставка. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке, они едины и действуют на всей территории РФ.
В настоящее время Законодательством РФ установлены три основные ставки налога на добавленную стоимость в размерах 0, 10 и 18% и две расчетные ставки 10/110 и 18/118 (ст. 164 НК РФ).
Рассмотрим, когда и при каких условиях применяется та или иная ставка НДС.
Основные ставки НДС:
Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны и работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров;
Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
Услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, на основании единых международных перевозочных документов;
Товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
Драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам;
Товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
Припасов, вывезенных в таможенном режиме их перемещения;
Выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также работ (услуг), связанных с указанной перевозкой или транспортировкой;
Построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
Коммунальных услуг, а также услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества, оказываемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами;
При переуступке требований по договору займа или кредитному договору, а также исполнение заемщиком обязательств перед теми кредиторами, к которым это требование перешло в результате переуступки.
По налогу на добавленную стоимость установлены две расчетные ставки, которые соответствуют ставкам 10 и 18%. Расчетные ставки определяются как процентное отношение основной налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10 или 18%) (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, расчетные ставки определяются по следующим формулам:
1) 18 / (100 + 18);
2) 10 / (100 + 10).
Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ расчетные ставки применяются в следующих случаях:
1) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;
2) при получении авансов в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
3) при удержании налога налоговыми агентами;
4) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ;
5) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ;
6) при реализации автомобилей, которые приобретены для перепродажи у физических лиц, в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ;
7) при передаче имущественных прав в соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 155 НК РФ.
Важно отметить, что перечень случаев применения расчетной ставки является исчерпывающим.
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается НК РФ как квартал (с 1 января 2008 г.).
Порядок исчисления налога.
При совершении облагаемых НДС операций налогоплательщики НДС, обязаны исчислить сумму налога.
Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога (п. 1 ст. 166 НК РФ).
Налог исчисляется так:
НДС = НБ x С,
где НБ - налоговая база;
С - ставка налога.
Если осуществляются операции, которые облагаются по разным ставкам НДС, то необходимо учитывать такие операции раздельно (абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ).
Для этого необходимо:
1) определить налоговую базу по каждому виду операций, облагаемых по разным ставкам;
2) исчислить отдельно суммы налога по каждому виду операций;
3) суммировать результаты.
Следовательно, при раздельном учете налог исчисляется так:
НДС = (НБ1 x С1) + (НБ2 x С2) + (НБ3 x С3),
где НБ1, НБ2, НБ3 - налоговая база по каждому виду операций, которые облагаются НДС по разным ставкам;
С1, С2, С3 - ставки налога, например 18%, 10% или 18/118.
Исчисление общей суммы НДС
По итогам налогового периода налогоплательщик обязан исчислить общую сумму налога. Здесь действуют два основных правила:
1) общая сумма НДС исчисляется по тем операциям, по которым налоговая база определена. Момент ее определения должен приходиться на данный налоговый период (ст. 167, п. 4 ст. 166 НК РФ);
2) по итогам налогового периода общая сумма НДС исчисляется в отношении операций, которые предусмотрены пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, а именно:
- реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- выполнения СМР для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Кроме того, при исчислении общей суммы налога, необходимо учесть все изменения, которые увеличивают или уменьшают налоговую базу в данном налоговом периоде (п. 4 ст. 166 НК РФ).
В отдельных случаях исчислить сумму НДС может налоговый орган.
Такое право предоставлено налоговикам п. 7 ст. 166 НК РФ. Воспользоваться им они могут, если организация не ведет бухгалтерский учет или учет объектов налогообложения.
В таких ситуациях налоговики исчисляют НДС расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикам.
Отметим, что в настоящее время ни Налоговый кодекс РФ, ни какой-либо иной документ не установили порядок выявления "аналогичных" налогоплательщиков и расчета сумм НДС.
Порядок и сроки уплаты налога.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах, куда налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения. При этом налоговыми агентами признаются организации и ИП, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации.
Таким образом, налоговый кодекс РФ определяет поэлементный состав исследуемого налога, уделив каждой его составляющей в оригинальном тексте весьма большое внимание и описание. Все элементы являются существенными при процедуре исчисления, отражения в налоговом учёте и уплаты НДС организациями-
2.4 Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС
Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму исчисленного налога на установленные в соответствии с законодательством налоговые вычеты. Вычет заявляется в том налоговом периоде, в котором произведены расчеты с бюджетом.
Условия вычета следующие:
1) налогоплательщик состоит на учете в налоговых органах и является налогоплательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ);
2) налогоплательщик имеет платежные документы, которые подтверждают то, что удержанный НДС был перечислен в бюджет (абз. 3 п. 3ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ);
3) имущество используется для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ).
4) налогоплательщик имеет надлежаще оформленный счет-фактура, выписанный от имени продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
Вычетам подлежат следующие суммы налога (ст.171 НК РФ):
1) предъявленные при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), а также имущественных прав либо уплаченных им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для внутреннего потребления (временного ввоза, переработки вне таможенной территории);
2) уплаченные покупателями - налоговыми агентами;
3) предъявленные продавцами налогоплательщику – иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении или уплате им товаров (работ, услуг) при ввозе их на территорию РФ для его производственных целей или осуществления иной деятельности;