Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:36, реферат
Цель работы – изучение экономической сущности НДС, его функций и составляющих элементов на основе главы 21 НК РФ, выявление особенностей и актуальных тенденций в процедурах начисления и уплаты налога, проблем, существующих в налогообложении НДС, и пути их решения.
Введение……………………………………………………………………………………….....4
1. Теоретические аспекты взимания НДС в Российской Федерации………………………..6
1.1. История возникновения и развития НДС в мире и в России………………………….....6
1.2. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ………..10
1.3. Нормативно-правовое регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ………………15
2. НДС: элементы налога, особенности расчёта и уплаты НДС в РФ……………………...17
2.1. Плательщики НДС, объекты налогообложения……………………………………….17
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС…………………………………………....24
2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления и уплаты……………………………………...27
2.4. Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС………………………………….32
3. Порядок исчисления и уплаты на примере торговой организации ООО «Аверс»……...36
3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Аверс»………………………36
3.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ООО «Аверс»……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список принятых сокращений………………………………………………………………...42
Список использованной литературы и источников………………………………………….43
В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице №1. [31]
Таблица 1
Шкала ставок НДС по различным странам, 2011 год
Страна | Кипр
| Россия | Германия | Франция | Великобритания | Латвия | Финляндия | Дания |
Ставка НДС | 15,0% | 18,0% | 19,0% | 19,6% | 20,0% | 22,0% | 23,0% | 25,0% |
Анализируя данные таблицы, нетрудно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые в странах ЕС, установлены на уровне 15 - 25%, что несколько выше ставки, действующей в Российской Федерации. Только в Люксембурге и на Кипре размер ставки налога на добавленную стоимость ниже российской ставки и составляет 15%.
Необходимо отметить, что количество применяемых ставок налога различно в разных странах: Дания (25%) - одна, в Германии (19%, 7%), Чехии (20%, 10%), Венгрии (20%, 5%) и Болгарии (20%, 7%) - две, во Франции (19,6%, 5,5%, 2,1%) и Швеции (25%, 12%, 6%) - три, в Италии (21%, 10%, 6%, 4%) - четыре. В Великобритании, Ирландии и Польше используется также нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему вдобавок возмещаются суммы НДС, уплаченные поставщикам.
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом виде налог и просуществовал до наших дней, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
1.2 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ.
Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (НК РФ (часть первая) от 31.07. 1998 №146-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.09.2011) [1]
НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Ставки установлены НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. От 30.11.2011) ст. 164 и едины для всех субъектов РФ. [1]
Налог на добавленную стоимость (НДС) занимает важнейшее место в налоговой системе РФ. Подтверждением подобной значимости может служить определение его экономической сущности.
НДС взимается с каждого акта продажи. По мнению некоторых экономистов объектом налогообложения НДС является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объёма продукции (в денежном выражении) стоимости потреблённых на её производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретённых со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль, проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.п. [28] На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчётов за объект обложения НДС принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченных из них НДС) Выделение же НДС и исключение двойного налогообложения достигаются тем, что налогоплательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам.
НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Предприятия являются только сборщиками этого вида налога, фактическими носителями выступают конечные потребители работ или услуг [22].
Основной нормативный акт, регулирующий функционирование системы налогов и сборов в России, в том числе НДС с 2001 г. – Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ), также ряд современных экономистов в своих работах дают определение понятию «налога на добавленную стоимость» и его экономической сущности (таблица 2).
Таблица 2
Понятие и сущность «налога на добавленную стоимость»
НДС |
НК РФ, 2011 [1]
| Миляков Н.В., 2006 г. [22] | Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В., 2007 г. [20] | Зрелов А.П., 2010 г. [21] |
Понятие | Федеральный налог, обязательный к уплате на всей территории РФ
| Вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуры потребления | Разновидность косвенного налога на товары и услуги | Универсальный косвенный налог, взимающийся с добавленной стоимости продукции при каждой операции её продажи или приобретения |
Экономи-ческая сущность | Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления ДС в целях финансового обеспечения деятельности государства | Форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства – от сырья до предметов потребления | Изъятие в пользу общества определённой доли ВВП в виде обязательного взноса | Налог на потребление |
В целом мы можем дать собственное определение исследуемому налогу:
НДС – вид косвенного налога федерального значения, обязательный к уплате на всей территории РФ с добавленной стоимости продукции при каждой операции её продажи или приобретения. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Функции НДС.
В настоящее время выделяют несколько функций налогов, которые характеризуют и сущность НДС: фискальная (основная), распределительная, стимулирующая и контрольная (таблица 3).
Таблица 3
Функции налогов
Функция | Сущность |
Фискальная функция | Изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Благодаря действию данной функции налоги выполняют своё предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. А также через фискальную функцию формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и во внебюджетных фондах и необходимых для выполнения оборонных, социальных, природоохранных и др. задач |
Распределительная (или социальная) функция | Состоит в распределении (перераспределении) ВВП. Посредством налогового механизма через установление ставок и льгот по НДС, а также порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы. Данное распределение общественных доходов между различными категориями граждан обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. |
Стимулирующая функция | Является в значительной степени производной первых двух функций налогов. НДС по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует облагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведёт к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция налога реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. |
Контрольная функция | Обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования. |