Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:36, реферат
Цель работы – изучение экономической сущности НДС, его функций и составляющих элементов на основе главы 21 НК РФ, выявление особенностей и актуальных тенденций в процедурах начисления и уплаты налога, проблем, существующих в налогообложении НДС, и пути их решения.
Введение……………………………………………………………………………………….....4
1. Теоретические аспекты взимания НДС в Российской Федерации………………………..6
1.1. История возникновения и развития НДС в мире и в России………………………….....6
1.2. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ………..10
1.3. Нормативно-правовое регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ………………15
2. НДС: элементы налога, особенности расчёта и уплаты НДС в РФ……………………...17
2.1. Плательщики НДС, объекты налогообложения……………………………………….17
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС…………………………………………....24
2.3. Ставки НДС, порядок его исчисления и уплаты……………………………………...27
2.4. Порядок предоставления налоговых вычетов по НДС………………………………….32
3. Порядок исчисления и уплаты на примере торговой организации ООО «Аверс»……...36
3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Аверс»………………………36
3.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ООО «Аверс»……………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список принятых сокращений………………………………………………………………...42
Список использованной литературы и источников………………………………………….43
Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики. Отметим, что на данный момент из всех функций НДС наилучшим образом просматривается основная – фискальная роль.
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей за период 2007-2010 г. можно проследить на основе данных, приведенных в таблице 4.
Таблица 4
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей
в 2009 - 2011 г.г. (тыс. руб).
| 2007 [3] | 2008 [4] | 2009 [5] | 2010 [6] |
Общие доходы | 7 781 119 783,7
| 9 275 931 310,1
| 7 337 750 521,6
| 8 305 414 366,8
|
НДС | 1 390 389 911,2
| 998 387 689,9
| 1 176 607 597,5
| 1 442 647 813,9 |
Налог на прибыль | 641 320 613,7
| 761 128 758,3
| 195 419 818,4
| 255 026 142,4
|
Единый социальный налог | 404 980 496,5
| 506 767 599,8
| 509 774 742,4
| 32 897 066,8
|
Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет за последние четыре года (2007 - 2010), можно заметить, что его доля в доходах бюджета увеличивается, несмотря на то, что за 2008 год произошло относительное снижение темпов прироста НДС с 1 390 389 911,2 до 998 387 689,9. Это прежде всего объясняется влиянием мирового финансового кризиса. На нынешнем этапе развития экономики РФ НДС остается более предпочтительным, на наш взгляд, чем прямые налоги:
во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений;
во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру;
в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель.
Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
Таким образом, налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, включаясь в стоимость продукции или услуг, формирующийся в процессе их продажи (перепродажи), в настоящее время полностью уплачивающийся налогоплательщиками в федеральный бюджет. Выполняя рассмотренные функции, НДС, как и другие налоги, взимаемые на территории РФ, представляет собой важный инструмент политики государства, позволяющий выполнять возложенные на него задачи благодаря постоянному наполнению бюджета, а также осуществлять контроль и регулирование социально-экономической жизни страны.
1.3. Нормативно-правовое регулирование исчисления и уплаты НДС в РФ
На этапе реформирования экономики в России был введён НДС: с 1 января 1992 г. законом РСФСР (позднее РФ) от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» одновременно с отменой налога с оборота (вид налога, который взимался на конечной стадии производства со стоимости произведённых товаров народного потребления) и налога с продаж. Первоначально ставки НДС были установлены на чрезвычайно высоком уровне: в момент введения верхняя тарифная планка была утверждена в размере 28 % [20].
В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениями главы 21 НК РФ и рядом других нормативно-правовых документов (таблица 5).
Таблица 5
Нормативно-правовое регулирование в области налогообложения НДС.
№ | Название документа | Основные положения |
1 | "Налоговый кодекс РФ (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2011) [1] | Закрепляет элементы налога, порядок его исчисления и уплаты |
2 | Таможенный кодекс РФ. [2]
| Регулирует порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ |
3 | Приказ Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н (ред. от 21.04.2010) "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2009 N 15808) [12] | Утверждает форму и порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость |
4 | "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (одобрено Правительством РФ 20.05.2010) | Определяет сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях |
5 | Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" [13] | Утверждает ведение журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, ведение покупателем книги покупок, ведение продавцом книги продаж |
6 | Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ [7] | Приняты следующие основные положения: -введена новая дата реализации при неподтвержденном экспорте; -установлен новый порядок возмещения по СМР; - в качестве обязательного реквизита отменена печать на счетах-фактурах и др. |
7 | Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2004 года [8] | Внесены изменения, связанные с текущей корректировкой, вызванной отменой налога с продаж, и с понижением основной ставки НДС с 20 до 18 %. |
8 | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ [9]
| Приняты следующие принципиальные для всех положения: -с 2008 года для всех налогоплательщиков налоговым периодом считается квартал; - с 2007 года устанавливается единый для всех, в том числе для налогоплательщиков, осуществляющих экспортные операции, порядок возмещения налога и др. |
9 | Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ [10]
| Приняты следующие принципиальные для всех положения: - с 2009 года покупатели товаров (работ, услуг) получают право на возмещение НДС с перечисленного по договору аванса, а поставщики - обязанность по выставлению счетов-фактур на полученный аванс; - с 2009 года отменяется обязанность по перечислению НДС отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов (бартер, векселя, взаимозачеты) и др. |
2. НДС: элементы налога, особенности расчёта и уплаты НДС в РФ
2.1. Плательщики НДС, объекты налогообложения.
К плательщикам налога на добавленную стоимость (НДС) относятся (ст. 143 НК РФ): [1]
Минфин России в Письмах от 07.12.2007 N 03-07-11/616, от 30.11.2007 N 03-0304/7 разъяснил, что органы государственной власти и местного самоуправления также признаются плательщиками НДС. [18]
Лица, которые перемещают товар через границу (ввозят его), платят налог только тогда, когда такая обязанность установлена для них Таможенным кодексом РФ (абз. 4 ст. 143 НК РФ). Поэтому указанные лица исчисляют и уплачивают НДС в порядке, который предусмотрен не только налоговым, но и таможенным законодательством.
Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:
1) налогоплательщики "внутреннего" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
2) налогоплательщики "ввозного" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.
По своему составу эти две группы отличаются. Кроме того, группа налогоплательщиков "ввозного" НДС больше, чем группа налогоплательщиков "внутреннего" НДС.
Если НДС на таможне платят все организации и предприниматели, то НДС по операциям внутри РФ платит только часть организаций и предпринимателей. Те, кто "внутренний" НДС не уплачивают, либо освобождены от обязанностей налогоплательщиков НДС, либо вообще налогоплательщиками не являются.
Из данного правила есть небольшое исключение. Так, с 1 января 2008 г. не признаются плательщиками НДС (в том числе "ввозного") организации, которые являются иностранными организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. Освобождение от налогообложения НДС распространяется только на операции, которые совершаются в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. (п. 2 ст. 143 НК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ не признаются налогоплательщиками:
Вот перечень организаций и предпринимателей, которые не обязаны платить налог по операциям внутри РФ. Это организации и предприниматели:
Из приведенного правила есть одно исключение. Указанные лица (организации и предприниматели) обязаны заплатить НДС, если выставят покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Все изложенное можно представить в виде таблицы 6.
Таблица 6
Обязанность по уплате НДС
Налогоплательщики | Обязанность | Обязанность |
Организации и предприниматели, применяющие | + | + |
Организации и предприниматели, применяющие | - | + |
Организации и предприниматели, освобожденные | - | + |