Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;
изучить понятие и порядок исчисления НДФЛ;
рассмотреть порядок проведения камеральных и выездных налоговых
проверок НДФЛ;
исследовать проблемы поступления НДФЛ в бюджет;
сформулировать предложения по совершенствованию механизма
проведения налоговых проверок
Введение……………………………………………………. ..3
Глава 1. Сущность налога на доходы физических лиц и порядок его исчисления
1.1 Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
Российской Федерации…………………………. ..5
1.2 Понятие и порядок исчисления налога на доходы физических лиц .6
Глава 2. Проведение налоговой проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц
2.1. Методика проведения камеральной налоговой проверки налога
на доходы физических лиц 12
2.2. Методика проведения выездной налоговой проверки налога на
доходы физических лиц 24
2.3.Проблемы и пути совершенствования механизма проведения
налоговых проверок 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41
а. Выявленные
факты необоснованного включения
расходов, не связанных с
извлечением прибыли;
б. Расходы, не подтверждены соответствующими документами;
в. Неправомерный возврат НДФЛ;
г. В налоговой
декларации, заполняемой нарастающим
итогом, вместо сумм
налога, начисленных
за предыдущий отчетный
период, указываются
уплаченные суммы;
д. Неправильное оформление первичных документов;
е. Отсутствуют подписи и печати на представленных документах;
ж. К заявлению
на социальные налоговые вычеты
прилагаются платежные
документы, оформленные на обучающихся
детей, а не на плательщиков -
родителей [17,с. 306-308].
2.3
Проблемы и пути совершенствования механизма
проведения налоговых
проверок
За годы существования налоговой службы наметилась устойчивая тенденция повышения качества контрольной работы. Но с каждым годом условия реализации этой функции для налоговых органов все более усложняются. Это происходит по многим причинам: и в связи с ростом числа налогоплательщиков и их компетентности, широким применением ими как легальных, так и нелегальных способов минимизации налогообложения, и
изменением налогового законодательства в пользу налогоплательщика как в части прав, так и в части финансовых санкций, и недостаточной оснащенностью налоговых органов.
Основной проблемой, связанной с камеральной проверкой физических лиц, является необходимость принятия большого (все увеличивающегося год от года) числа деклараций в достаточно короткий срок. В районной налоговой инспекции в начале каждого года параллельно идут два чрезвычайно ресурсоемких и трудоемких процесса — это прием и камеральная проверка налоговых деклараций граждан и прием и обработка сведений о доходах граждан, получаемых от работодателей. В результате у инспекций может не всегда хватает времени и сил на полное НДФЛ, рассчитанного по сведениям и декларациям со всех граждан.
Было бы целесообразно обязать подавать декларации только предпринимателей без образования юридического лица и некоторых других плательщиков, которые по характеру своих доходов близки к предпринимателям (нотариусов, адвокатов, сдатчиков жилья). Остальные граждане должны подавать декларации только по требованию налоговых органов. Совокупный налог должен рассчитываться самими налоговыми инспекциями на основании данных, полученных в ходе обработки сведений о доходах. Таким образом уменьшиться количество проводимых камеральных проверок.
При сокращении количества камеральных проверок станет возможным разгрузить данные отделы и, как следствие, создать условия для более эффективного проведения выездных налоговых проверок, результативность и эффективность которых выше, сократить часть штата камеральных отделов, тем самым сократив расходы по содержанию государственного аппарата налоговых органов. Высвободившихся сотрудников с камеральных проверок необходимо направить в отделы выездных проверок с целью увеличения их количества. Кроме того, данная мера позволит увеличить доходы государственного бюджета; повысить налоговую культуру граждан; снизить убытки предприятий, связанные с постоянными камеральными проверками (представление большого количества копий истребуемой документации в налоговые органы) [28,с.162].
Выездные проверки являются более эффективными, по сравнению с камеральными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Рост эффективности и результативности налоговых проверок при одновременном снижении их количества свидетельствует не только о качестве планирования и аналитической работы, но также говорит о возросшем качестве самих мероприятий налогового контроля. Так, сбор более полной и качественной доказательной базы по выявленным налоговым правонарушениям стал определяющим фактором положительной динамики выигранных налоговыми органами судебных споров [34].
Но все же в действующей технологи выездных налоговых проверок имеются недостатки. Основными из них являются: большая трудоемкость и длительность проверки, доходящая до 2 месяцев; недостаточный уровень автоматизации и необходимость высокой квалификации инспектора.
Все налогоплательщики не могут быть охвачены в течение 3 лет выездными налоговыми проверками, следовательно, получают своего рода на- логовую амнистию. Возникает необходимость увеличения срока исковой давности (срока возможного охвата проверкой).
Также можно внедрить систему оценки работы налоговых инспекторов, позволяющую объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Отбор налогоплательщиков для планирования проведения выездных налоговых проверок должен осуществляться с обязательным анализом сравнения сумм предполагаемых доначислений по результатам выездной налоговой проверки с затратами на ее проведение для исключения безрезультативных проверок, то есть должно соблюдаться следующее правило: сумма предполагаемых доначислений по выездной налоговой проверке должна превышать сумму затрат на проведение этой проверки[25,с.39].
С 1 января 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 №137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую На-
логового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» срок проведения выездной налоговой проверки начал исчисляться со дня вынесения решения о назначении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). Течение срока проверки до 1 января 2007 г. начиналось с момента представления налогоплательщиком документов для проверки, т.е. с того момента, когда проверка могла реально начаться. Теперь же серьезно ухудшилось положение налоговых органов. После вынесения решения о назначении проверки инспекция должна найти налогоплательщика и уведомить его о начале проверки. Только после этого может осуществиться выход налоговых инспекторов к налогоплательщику. Соответственно время выездной налоговой проверки уменьшается на время, потраченное на розыск и установление связи с налогоплательщиком; вручение ему решения о проведении проверки и требования о представлении документов; ожидание истребованных у налогоплательщика документов. Получается, что вместо 2 месяцев на выездную налоговую проверку практически остается не более 1,5 месяцев, и это при условии, что проверяемый налогоплательщик не пытается создавать препятствия для проверяющих. Таким образом, произошло сокращение реального времени, отведенного на проведение такой проверки [24,с.52-54].
Несмотря на то, что многое уже сделано для повышения эффективности и результативности налоговых проверок, проблемы все же остались и требуют своего решения.
Заключение
В данной работе были проанализированы положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, определено место этого налога в бюджетной системе Российской Федерации, охарактеризован порядок проверки правильности исчисления, удержания и перечисления данного налога в бюджет, а также обусловлены проблемы методики налоговых проверок и сформулированы предложения по совершенствованию механизма их проведения.
На основании проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам.
В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.
Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в целом и Рязанской области в частности, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.
Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики.
Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов.
В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения.
В-четвертых, массовое уклонение от налогообложения.
Что
касается непосредственно
социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы налоговых органов — это еще и социальные гарантии государства [33,с.39-42].
Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении.
Несмотря на все более расширяющийся круг задач, которые государство ставит перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, главными задачами которого является проверка соблюдения требований по ведению налогового учета доходов физических лиц; полноты и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога; достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц; правильности определения совокупного годового дохода физических лиц; удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки. Их значимость объясняется прежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми при выездных и камеральных налоговых проверках. Получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, проводятся либо в процессе непосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическим продолжением последних. Именно этим и объясняется место, которое занимают налоговые проверки среди форм налогового контроля. Суммы, поступающие по результатам контрольной работы, являются важным источником пополнения бюджета. По результатам выездных и камеральных налоговых проверок бюджет дополнительно получает денежные средства, которые идут на финансирование расходной части бюджета. И именно
правильная организация контрольной работы налоговых органов позволит существенно увеличить поступления платежей в бюджет.
Список использованной литературы: Нормативно-правовые акты
собственных средств налогоплательщика учитываются при определении
суммы социального налогового вычета» (ред. от 26.06.2007г.)