Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;
изучить понятие и порядок исчисления НДФЛ;
рассмотреть порядок проведения камеральных и выездных налоговых
проверок НДФЛ;
исследовать проблемы поступления НДФЛ в бюджет;
сформулировать предложения по совершенствованию механизма
проведения налоговых проверок
Введение……………………………………………………. ..3
Глава 1. Сущность налога на доходы физических лиц и порядок его исчисления
1.1 Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
Российской Федерации…………………………. ..5
1.2 Понятие и порядок исчисления налога на доходы физических лиц .6
Глава 2. Проведение налоговой проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц
2.1. Методика проведения камеральной налоговой проверки налога
на доходы физических лиц 12
2.2. Методика проведения выездной налоговой проверки налога на
доходы физических лиц 24
2.3.Проблемы и пути совершенствования механизма проведения
налоговых проверок 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Выездная налоговая проверка индивидуальных предпринимателей проводится при наличии достаточных оснований полагать, что данные, отраженные в декларации о доходах, не соответствуют фактическим данным.
Выездные налоговые проверки могут проводиться также на основании актов выездных проверок организаций, поступивших из других налоговых органов, а также любых других сведений о доходах физического лица, поступивших из различных источников. [18, с.226]
При выездной проверке индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой, проверяются их выручка, отражение полноты
прихода и расхода материалов, товаров, работ, наличие работников или лиц, заключивших с ним гражданско-правовые договоры.
В процессе проведения налоговой проверки могут привлекаться свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые в порядке, установленном НК РФ [15, с.215].
В случаях выявления фактов неподачи, декларации о доходах индивидуальным предпринимателем, обязанным подать декларацию о доходах, налоговый орган направляет уведомление налогоплательщику об обязанности подать декларацию о доходах с одновременным привлечением к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.
При выявлении фактов занижения или завышения удержанных сумм НДФЛ составляется акт, на основании которого выносится решение руководителя налогового органа.
При проведении выездной проверки налоговых агентов по вопросу учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведений в первую очередь проверяются хозяйственные операции, при которых физические лица получают доход от предприятия, учреждения, организации[ 16,с.214].
Доход может быть получен следующими основными способами:
При проверке правильности удержания налога с дохода, полученного наличными деньгами, необходимо сличить фактически выданную сумму по
кассе с лицевым счетом плательщика и налоговой карточкой. Проверку можно провести как по кассовым первичным документам (расходным кассовым ордерам), так и по журналу-ордеру 1, который ведется по кредиту счета 50 «Касса». [18,с.227]
Налог на доходы гражданина, полученный безналичным путем, проверяется путем сличения фактически выданной суммы по кассе с лицевым счетом плательщика и налоговой карточкой. Проверку можно провести как по банковским первичным документам, так и по журналу-ордеру 2, который ведется по кредиту счетов 51,52, и журналу-ордеру 3, который ведется по кредиту счета 55.
Доход граждан, получаемый в натуральной форме, проверяется по счетам учета ТМЦ. Полученные гражданином ТМЦ, выполненные работы или оказанные услуги отражаются в кредите счетов учета товарно-материальных ценностей (счета 01,04,10 и др.) в случае, если идет прямое списание и с кредита счетов учета продаж (счета 90,91) в корреспонденции с дебетом счетов источников, за счет чего погашается данный вид дохода.
При прямом списании ТМЦ доход можно определить по первичным документам — накладным на передачу товарно-материальных ценностей, а также по журналу-ордеру 10 и ведомостям, составляемым к нему. Если используются счета реализации, применяются журналы-ордера 11 и 13 с ведомостями, составляемыми к ним.
При реализации физическим лицам основных фондов следует иметь в виду, что разница между рыночной ценой с учетом износа и ценой реализации подлежит налогообложению. Рыночная цена определяется экспертом или путем перерасчета основных фондов на коэффициенты, определенные действующим законодательством, за минусом износа. Следует учитывать последствия ст. 40 НК РФ «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения».
В настоящее время у налоговых органов фактически уже выработана методика раскрытия схем, связанных с уклонением от уплаты НДФЛ, в том числе по суммам, выданным работникам под отчет на административно-
хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки [27,с.24-29]. Для обобщения данной информации проверяются порядок использования в бухгалтерском учете счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», а также соответствие порядка выдачи наличных денежных средств работникам предприятия под отчет Правилам ведения кассовых операций. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются с кредита счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из заработной платы работников) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из заработной платы работников).
По счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется аналитический учет по каждой авансовой выдаче. Ежемесячно в разрезе каждого подотчетного лица ведется учет расчетов по подотчетным суммам в журнале-ордере 7. При проверке необходимо обратить внимание на кредитовые обороты по этому счету и основания для их проведения.
При проведении проверки правильности исчисления материальной выгоды следует иметь в виду, что материальная выгадав виде положительной разницы между суммой, исчисленной исходя из 2/3 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ по средствам, полученным в рублях, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц. Налогообложение материальной выгоды определяется ежегодно в течение всего срока пользования заемными средствами по истечении каждого расчетного месяца.
При проверке необходимо исследовать счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операция», который используется для обобщения информации о всех видах расчетов с персоналом предприятия, кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами.
На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются
расчеты с работниками предприятия по предоставленным им займам, например на индивидуальное жилищное строительство, приобретение и строительство садовых домиков, обзаведение домашним хозяйством и другие цели. По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного работнику займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета».
На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником предприятию в результате недостач и хищений — денежных и ТМЦ, брака, а также по возмещению других видов ущерба.
Для проверки правильности представления сведений о доходах на предпринимателей, являющихся поставщиками ТМЦ, анализируются обороты по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».[18,с.231]
При этом необходимые данные берутся из аналитического учета, который должен вестись по каждому предъявленному счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. Изучаются данные по поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам, поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям, срок платы которых не наступил; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Одним из направлений проверки НДФЛ является подтверждение правомерности произведенных работодателями стандартных налоговых вычетов. При этом проверяется наличие письменного заявления и подтверждающих документов (свидетельство о рождении ребенка, справка из учебного заведения, решение суда об установлении опекунства и т.д.).
Одним из заключительных этапов проверки является проверка правильности применения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога.
Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие
приложения.
В случае невыполнения налоговым агентом' возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов в соответствии со ст. 123 НК РФ, с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации. В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации -налогоплательщика под расписку. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате пени, задолженности бюджету и штрафных санкций. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику под расписку.
Усиление аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов, более тщательный сбор доказательной базы, а также целенаправленный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок позволили обеспечить устойчивую положительную динамику доначислений по выездному контролю на протяжении последних лет[28,с. 161-163]. Почти каждая выездная налоговая проверка заканчивается дополнительными начислениями в бюджет. По состоянию на 1 октября 2010 года при проверке НДФЛ, исчисленного налоговыми агентами, в 63 случаях из 100 были выявлены нарушения.
Рисунок 3. Доля выявленных нарушений в ходе выездных налоговых
проверок НДФЛ удерживаемого налоговыми агентами в Рязанской области
Одним из важных направлений деятельности налоговых органов в последние несколько лет стала работа по легализации налоговой базы, включающая в себя целый комплекс организационных мероприятий, проводимых с участием налогоплательщиков. С 2006 года вопросы легализации налоговой базы рассматриваются на специально созданных комиссиях в УФНС России по Рязанской области и во всех межрайонных инспекциях области. В 2008 году работа комиссий продолжена в рамках обеспечения комплексного подхода к налогоплательщикам, относящихся к так называемым «группам риска». Акцент в работе комиссий по легализации теневой заработной платы сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом и ориентирован на работодателей, которые выплачивают заработную плату работникам ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности,
включая контроль за деятельностью убыточных организаций. В результате работы комиссий по легализации теневой заработной платы отмечается рост поступлений НДФЛ
Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы: оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. В настоящее время одна из задач комиссий - это поиск путей и возможностей легализации объектов налогообложения [38].
Характерными нарушениями, выявляемыми при проведении налоговых проверок, являются: