Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;
изучить понятие и порядок исчисления НДФЛ;
рассмотреть порядок проведения камеральных и выездных налоговых
проверок НДФЛ;
исследовать проблемы поступления НДФЛ в бюджет;
сформулировать предложения по совершенствованию механизма
проведения налоговых проверок
Введение……………………………………………………. ..3
Глава 1. Сущность налога на доходы физических лиц и порядок его исчисления
1.1 Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
Российской Федерации…………………………. ..5
1.2 Понятие и порядок исчисления налога на доходы физических лиц .6
Глава 2. Проведение налоговой проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц
2.1. Методика проведения камеральной налоговой проверки налога
на доходы физических лиц 12
2.2. Методика проведения выездной налоговой проверки налога на
доходы физических лиц 24
2.3.Проблемы и пути совершенствования механизма проведения
налоговых проверок 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Оглавление
Введение…………………………………………………….
Глава 1. Сущность налога на доходы физических лиц и порядок его исчисления
1.1 Место
налога на доходы физических лиц в бюджетной
системе
Российской Федерации…………………………. ..5
1.2 Понятие и порядок исчисления налога на доходы физических лиц .6
Глава 2. Проведение налоговой проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц
2.1. Методика проведения камеральной налоговой проверки налога
на доходы физических лиц 12
2.2. Методика
проведения выездной налоговой проверки
налога на
доходы физических лиц 24
2.3.Проблемы
и пути совершенствования
налоговых проверок 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 45
Введение
Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают ведущее положение по действенности, эффективности и, соответственно, значимости. Вполне закономерно, что в настоящее время вопросы правового регулирования налоговых проверок имеют высокую ценность как с теоретической точки зрения - для выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства.
Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, составляющие значительную часть доходов государства, но и на предупреждение и пресечение нежелательных последствий несоблюдения действующих на территории Российской Федерации правил осуществления деятельности, ведения учета и заполнения отчетности.
Проверкам подлежат все виды налогов. Основными налогами, обеспечивающими большую долю поступлений в бюджеты разных уровней являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). НДФЛ является одним из наиболее гибких и успешно администрируемых налогов в системе налогообложения населения. Поступления от него стали гарантированной статьей дохода как областного, так и муниципальных бюджетов[19,с.75]. Тенденция роста поступлений налога в бюджет г. Рязани продолжает оставаться достаточно устойчивой и доля НДФЛ в 2010 году по прогнозам составит 49% (см. Приложение 1). Темпы роста поступлений НДФЛ в среднем по Рязанской области составили 134,2%. Наивысшие темпы отмечены в Захаровском (181,2%), Пителинском (176,6%) и Михайловском (149,8%) муниципальных районах[37].
Учитывая то обстоятельство, что НДФЛ подлежит исчислению с совокупного облагаемого дохода с начала года, возрастает значимость проверки правильности его удержания по итогам всего года, которая по своей сути
заключается в инвентаризации налоговой базы по каждому физическому лицу, которому выплачивались доходы, проверка своевременности и полноты представления налоговых деклараций, правильности предоставления налоговых вычетов и льгот, применения ставок налогообложения и уплаты полной суммы налога по принадлежности в доход бюджетов.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что из-за несовершенства налогового законодательства, из-за массового уклонения от уплаты налогов и налоговых правонарушений, а также целого ряд объективных и субъективных причин, бюджет государства ежегодно недополучает огромные суммы. Решение этой проблемы возможно путем проведения контроля инспекциями Федеральной налоговой службы за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В связи с этим рассмотрение методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ приобретает важное практическое значение.
Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
При подготовке работы применялись общенаучные методы, методы прогнозирования и планирования, научного мышления, статистического анализа, сравнительный метод и другие.
Глава 1. Сущность налога на доходы физических лиц и порядок его
исчисления
1.1 Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе Российской Федерации
Налог на доходы физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики и один из важнейших источников государственных доходов. В налоговой системе Российской Федерации налог с физических лиц -наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков.
НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что НДФЛ подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующих размерах:
• в
бюджеты субъектов Российской
Федерации - по
нормативу 70
процентов (ст. 56 Бюджетного кодекса);
• в бюджеты поселений - по нормативу 10 процентов (ст. 61 Бюджетного
кодекса);
• в
бюджеты муниципальных районов - по нормативу
20 процентов (ст. 61.1
Бюджетного кодекса).
Таким образом, НДФЛ, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты [7].
В Российской Федерации НДФЛ введен с 1 января 2001 года в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000г. №117-ФЗ. Порядок налогообложения установлен в главе 23НК РФ (в ред. Федерального закона от19.07.2009г.№204-ФЗ).
Плательщиками НДФЛ выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам относятся граждане РФ, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживавшие на территории России в течение календарного года в общей сложности не менее 183 дней. Указанные физические лица, прожившие на территории России менее 183 дней, являются, соответственно, налоговыми нерезидентами.
Объектом налогообложения НДФЛ у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.
При этом положения НК РФ устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полученных на территории Российской Федерации, так и полученных за ее пределами (ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Основным видом дохода, включаемого в налоговую базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте. Российское налоговое законодательство установило ряд особенностей при определении налоговой базы по отдельным видам доходов:
Виды доходов, не подлежащих налогообложению, такие например, как государственные пособия и пенсии, компенсационные выплаты, установленные
федеральным
законодательством, законодательством
субъектов Федерации или
Налоговым периодом является календарный год.
Определенные с учетом сумм, не подлежащих налогообложению, совокупные доходы налогоплательщика дополнительно уменьшаются на предусмотренные действующим законодательством вычеты, которые НК РФ подразделяет на четыре группы: стандартные (ст. 218); социальные (ст. 219); имущественные (ст. 220); профессиональные (ст. 221). Суммы каждой группы вычетов играют для налогоплательщика немаловажную роль в законной минимизации их доходов и уплачиваемых налогов, поэтому законодательство установило определенные порядок и условия их предоставления. (См. приложения 2,3,4,5)
Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Вместе с тем, для отдельных видов доходов действуют три другие ставки налога.
Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих видов доходов:
Налоговая ставка в размере 30% действует в отношении доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Налоговая ставка в размере 9% действует в отношении следующих доходов:
• от долевого участия, полученных в виде дивидендов;
• в
виде процентов по облигациям с ипотечным
покрытием, эмитированным до 1 января
2007 года, доходам учредителей
Сумма
налога исчисляется как