Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить место НДФЛ в бюджетной системе Российской Федерации;
изучить понятие и порядок исчисления НДФЛ;
рассмотреть порядок проведения камеральных и выездных налоговых
проверок НДФЛ;
исследовать проблемы поступления НДФЛ в бюджет;
сформулировать предложения по совершенствованию механизма
проведения налоговых проверок
Введение……………………………………………………. ..3
Глава 1. Сущность налога на доходы физических лиц и порядок его исчисления
1.1 Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
Российской Федерации…………………………. ..5
1.2 Понятие и порядок исчисления налога на доходы физических лиц .6
Глава 2. Проведение налоговой проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц
2.1. Методика проведения камеральной налоговой проверки налога
на доходы физических лиц 12
2.2. Методика проведения выездной налоговой проверки налога на
доходы физических лиц 24
2.3.Проблемы и пути совершенствования механизма проведения
налоговых проверок 34
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Существуют особенности исчисления налога налоговыми агентами, отдельными категориями физических лиц и в отношении отдельных видов доходов Государство возложило функции по исчислению, удержанию и уплате налогов на предприятия, организации и учреждения, а также на индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и на постоянные представительства иностранных организаций в России. В связи с этим предприятия, организации и лица, выплачивающие любой доход в любой форме, подлежащий налогообложению, обязаны удерживать налоги, то есть они являются налоговыми агентами. Положенные вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится за счет денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности
удержать сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета. Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.
Налоговые агенты ведут учет доходов, полуденных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 200_год №_», которая утверждена Приказом МНС РФ от 31.10.2003 г. N БГ-3-04/583.(См.приложение 6).
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_год №_ от _-_-_ в ИФНС №_», утвержденную приказом ФНС от 13.10.2006г. № САЭ-3-04/706@ (с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС России от 30.12.2008 г. № ММ-3-3/694@) (См. приложение 7).
НК РФ установлены определенные особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. К ним относится две категории налогоплательщиков:
Эти лица обязаны определить общую сумму налога, подлежащую уплате, и исчислить с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Эти категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. При этом они уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:
за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей
за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй -не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.
Налогоплательщики
обязаны представить в
В
отношении отдельных видов
сумм таких доходов;
Эти
налогоплательщики
Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа, так же как отдельные категории физических лиц.
Перечисленные категории налогоплательщиков обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Глава 2. Проведение налоговой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доводы физических лиц
2.1 Методика проведения камеральной налоговой проверки налога на доходы
физических лиц
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе предоставленных физическими лицами - деклараций о доходах и юридическими лицами – справок о доходах физического лица, реестра сведений о доходах физических лиц, отчета о суммах начисленных доходов и удержанном подоходном налоге с налогоплательщиков - физических лиц. Все документы проверяются уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Камеральная проверка деклараций о совокупном доходе физических лиц имеет свою специфику и проводится в два этапа. На первом этапе проверяется правильность заполнения налоговых деклараций, расчетов, применения ставок налогов. Проверке подвергается также обоснованность заявленных налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждающих документов. На втором этапе производится сверка указанных в декларациях данных со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получает от работодателей и других источников выплат [32,с.5О].
Полученные налоговым органом сведения и декларации являются основным контрольным материалом, позволяющим определить полученный каждым налогоплательщиком доход.
В ходе камеральной проверки контроль за достоверностью данных разделяется на:
• проверку обоснованности применения налоговых вычетов. Проверка производится по следующим вопросам;
Основными этапами камеральной проверки налогоплательщиков, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, являются:
1)
визуальная проверка
Заявленные в налоговой декларации налогоплательщиком на основании документа, удостоверяющего личность, данные сверяются с информацией о
налогоплательщике, содержащейся в базе данных налогового органа. Если подписи в налоговой декларации вызывают сомнение в их подлинности, производится их сравнение с подписями на других документах, имеющихся в налоговом органе (ранее представленной налоговой декларации; актах выездных налоговых проверок и других). При необходимости от физического лица истребуются пояснения, касающиеся подлинности подписей в налоговой декларации;
2) проверка своевременности представления налоговой декларации;
3)проверка
правильности арифметического
4)
проверка правильности