Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа
История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной Росси, то ряд платежей поражают своей схожестью.
2.
По субъекту-налогоплательщику
В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная
разновидность не случайно названа
“налоги с предприятий и
Смешанные
налоги, которые уплачивают как физические
лица, так и предприятия и организации
(госпошлина, некоторые таможенные пошлины,
налог с владельцев транспортных средств
и др.).
3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
Действующие
в Российской Федерации налоги можно
разделить на три группы в зависимости
от того, какой орган их вводит и
имеет право изменять и конкретизировать:
федеральные налоги, региональные налоги
и местные налоги. Именно такой
принцип был избран законодателем
при классификации налоговых
платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах
налоговой системы.
Федеральные
(общегосударственные)
налоги. Необходимо отметить, что размеры
ставок, определение объектов налогообложения,
плательщиков и методов исчисления федеральных
(общегосударственных) налогов, а также
порядок зачисления их сумм в бюджеты
различных уровней определяются законодательством
России и являются едиными на всей ее территории.
К федеральным налогам относятся следующие:
налог на добавленную стоимость; акцизы
на отдельные группы и виды товаров; налог
на операции с ценными бумагами: таможенная
пошлина; налог на прибыль с предприятий
и организаций; подоходный налог с физических
лиц; налоги, служащие источниками образования
дорожных фондов; государственная пошлина;
налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения; сбор за использование
наименований “Россия”, “Российская
Федерация” и образованных на их основе
слов и словосочетаний.
Региональные
налоги (налоги республик в составе
Российской Федерации и налоги краев,
областей, автономной области, автономных
округов). Отличительной чертой региональных
налогов является то, что конкретные размеры
ставок, определение объектов налогообложения,
плательщиков и методов исчисления налогов
устанавливаются в соответствии с законодательством
России законодательными органами субъектов
федерации: республик в составе Российской
Федерации или решениями органов государственной
власти краев, областей, автономной области,
автономных округов. Региональными являются
следующие налоги: налог на имущество
предприятий; лесной доход; плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями
из водохозяйственных систем; сбор на
нужды образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц.
Местные
налоги. Местные налоги, механизм их
исчисления и взимания вводятся районными
и городскими органами в соответствии
с законодательством России и республик
в составе Российской Федерации. К таковым,
в частности, относятся: налог на имущество
физических лиц; земельный налог; регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью; курортный сбор; сбор за
право торговли; целевые сборы на содержание
милиции, на благоустройство территорий,
на нужды образования и др.; налог на рекламу;
налог на перепродажу автомобилей; сбор
с владельцев собак; лицензионный сбор
за право торговли винно-водочными изделиями;
лицензионный сбор за право проведения
местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу
ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта;
сбор за право использования местной символики;
сбор за участие в бегах на ипподромах;
налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы
и др.
4.
По порядку введения
налога
По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе
Российской
Федерации или решениями
налоговой
системы, а также налог на имущество
предприятий, лесной доход, плата за
воду (ст. 20 Закона), налог на имущество
физических лиц, земельный налог, регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской
Факультативные
налоги предусмотрены основами налоговой
системы, однако непосредственно вводиться
они могут законодательными актами республик
в составе Российской Федерации или решениями
органов государственной власти краев,
областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов и иных административно-
5.
По уровню бюджета,
в который зачисляется
налоговый платеж
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонды.
Регулирующие
(разноуровневые) налоги поступают одновременно
в бюджеты различных уровней в пропорции,
согласно бюджетному законодательству.
На сегодняшний день в налоговой системе
России действуют два таких налога: налог
на прибыль с предприятий и организаций
и подоходный налог с физических лиц. Суммы
отчислений по таким налогам, зачисляемые
непосредственно в республиканский бюджет
республики в составе Российской Федерации,
в краевые, областные бюджеты краев и областей,
областной бюджет автономной области,
окружные бюджеты автономных округов
и бюджеты других уровней, определяются
при утверждении бюджета каждого из субъектов
федерации.
6.
По целевой направленности
введения налога
В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и специальными.
Абстрактные
(общие) налоги вводятся государством
для формирования бюджета в целом, тогда
как целевые (специальные) налоги вводятся
для финансирования конкретного направления
затрат государства, например сбор на
нужды образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц, целевые сборы на содержание
милиции, на благоустройство территорий
и другие цели. Как правило, для целевых
налоговых платежей создается специальный
фонд (внебюджетный) или в самом бюджете
для подобного вида налогов вводится специальная
статья.
В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные (контингентированные, репартиционные) и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и систематические (регулярные, текущие) налоги. В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные, которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т.е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений.
Американские
экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф
Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов,
устанавливаемые на деятельность фирмы,
выделяют налоги на
факторы производства (налог на
фонд заработной платы, налог на прибыль
с корпораций) и налоги
на валовый выпуск или валовые
затраты (налог на добавленную стоимость,
налог с оборота).
7.
По срокам уплаты.
Различают
следующие виды налогов по срокам
уплаты:
- Срочные
2.Периодично-календарные.
В свою очередь периодично-календарные делятся на:
- Декадные
- Ежемесячные
- Ежеквартальные
- Полугодовые
- Ежегодные
5.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Налогоплательщиками налога (статья 207) на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налог) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (далее в настоящей главе - налогоплательщики).
Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации:
1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:
1)
дивиденды и проценты, выплачиваемые
российской организацией или
иностранной организацией в
2)
страховые выплаты при
3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
4)
доходы, полученные от предоставления
в аренду, и доходы, полученные
от иного использования
5) доходы от реализации:
недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;