Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа
История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной Росси, то ряд платежей поражают своей схожестью.
I. Налоги как правовая категория: понятие, признаки,
1.
Развитие налогообложения
в России.
История
налогов насчитывает
Древний Рим (IV в.до н.э. – VI в. н.э.) | Российская Федерация (1992 – 1997 гг.) |
Дорожная пошлина | Налог на пользователей автодорог |
Налог на наследство | Налог на имущество, переходящего в порядке наследования |
Налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло | Акцизы на отдельные группы товаров |
Пошлины ввозные и вывозные | Таможенные пошлины |
Сбор на воздвижение статуй | Налог на рекламу |
Квартирный налог | Налог на имущество |
Сборы с банщиков, работорговцев, проституток | Лицензионные сборы за право осуществления видов деятельности |
Налог на содержание стражников | Налог на содержание милиции |
Сбор на содержание бань | Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы |
В развитии налогообложения выделяют три периода:
1.Первый период.
Хозяйственные системы древнего мира и средних веков.
Характерные черты: неразвитость и случайный характер.
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды.
Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
По
мере развития и укрепления
товарно-денежных отношений
Развитие государственных институтов Рима породило самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут.
Основным
налогом государства выступил поземельный
налог.
Конец XVII – нач. XVIII в. Налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налог.
Право утверждать все государственные доходы и расходы окончательно закрепляется за представительными органами власти.
Одновременно
с развитием государственного налогообложения
начинает формироваться научная
теория налогообложения, основоположником
которой является шотландский экономист
и философ Адам Смит (1723-1790).
3.Третий период.
Начало XIX в. - настоящие дни.
Закладывается
конструкция современной
Этапы
развития налогообложения
в России.
Конец IX –XIII вв. Финансовая система Древней Руси складывается с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения выступают поборы, именуемые “данью”. Дань носила нерегулярный характер в виде контрибуций с побежденных народов. Со временем дань стала прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служит “дым”, определявшийся числом печей и труб в каждом хозяйстве.
Косвенные
налоги взимаются в форме торговых
и судебных пошлин. Особое распространение
получил так называемый “мыт”
- пошлина, взимаемая при провозе товаров
через заставы у городов и крупных селений.
XIII в. – 1476 г. В 13 веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Единицами налогообложения были: в городах – двор, в сельской местности хозяйство.
1462 –1505 г. Московский князь Иван IIIВасильевич в 1476 году отказался от уплаты дани ханам. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована. Иван III ввел подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства.
1629 – 1676 г. В царствование царя Алексея Михайловича система налогообложения была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
1672 – 1725 г. Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий.
1729 – 1796 г. Основной чертой налоговой системы при правлении Екатерины II является большое количество косвенных налогов. Они приносили 42 % государственных налогов.
Первая половина XIX в. Характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1810 г. Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый “План финансов”, создателем которого выступает Сперанский.
Вторая половина XIX в. Большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению выступал оброк – плата казенных крестьян за пользованием землей.
Конец XIX в. – начало XX в. Основными налогами являются: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар, таможенные пошлины, алкогольные акцизы. В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства.
Российская система налогообложения почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями ее политическом устройстве и с историческими вехами.
После революции 1917 года основным доходом молодого Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
Первые
налоговые преобразования относятся
к эпохе НЭПа. В этот же период
были заложены основы налоговой системы
Советского государства. На развитие советского
налогообложения 20-х годов большое
влияние оказало налоговое
В
связи с непоследовательностью
и бессистемностью проведения экономической
политики к концу 20-х годов в
СССР сложилась сложная и громоздкая
система бюджетных
С 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, и налоги начинают выполнять несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны.
В
1930-1932 гг. СССР была произведена
кардинальная налоговая реформа, в
результате которой была полностью
упразднена система акцизов, а все
налоговые платежи предприятий (около
60) были унифицированы в двух основных
платежах – налоге с оборота и
отчислениях от прибыли. Были объединены
некоторые налоги с населения, а
значительное их число отменено. Вся
прибыль промышленных и торговых
предприятий, за исключением нормативных
отчислений на формирование фондов, изымалась
в доход государства. Таким образом,
доход государства формировался
не за счет налогов, а за счет прямых
изъятий валового национального
продукта, производимого на основе
государственной монополии.
Существование налогов с предприятий в этой ситуации теряло свой смысл. Налоги же с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.
Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз за товары народного потребления: хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954году поступления от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета.
К началу реформ середины 80-х годов более 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) имели незначительный удельный вес и составляли примерно 7-8% всех поступлений бюджета.
Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования середины 80-х годов объективно вызвало возрождения отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимаются серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июня 1990 года был принят Закон СССР “О налогах с предприятий, объединений и организаций” - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот закон действует до сих пор.
В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Налоге на прибыль предприятий и организаций”, Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года “О налоге на добавленную стоимость”, Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года “О подоходном налоге с физических лиц”. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.
Закон
Российской Федерации от 27 декабря
1991 года “Об основах налоговой
системы в Российской Федерации”,
который, являясь основополагающим,
впервые дал определение