Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа
История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной Росси, то ряд платежей поражают своей схожестью.
Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Первоначально происходит формирование государственного бюджета, и уже затем средства перераспределяются по отдельным статьям расходов: на финансирование федеральных экономических и социальных программ, на содержание систем здравоохранения и образования, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны и т. д.
Целевая направленность
некоторых налоговых платежей прослеживается
даже в их названии, например платежи
в дорожные фонды, специальный налог
для финансовой поддержки важнейших
отраслей народного хозяйства (отменен
с 1 января 1996 года Федеральным законом
от 23 февраля 1995 г.). Однако следуют признать,
что при этом определяется общее
предназначение налога, но никак не
конкретные расходные статьи бюджета.
Целевые налоги, носящие некоторую
содержательную направленность, не нарушают
признака абстрактности налоговых
платежей.
3. Понятие налога. Характерные черты и признаки налога.
Структура
(элементы) налога.
Понятие
“налог” можно рассматривать
с двух самостоятельных позиций
— в узком и широком смысле
слова. В узком смысле налог представляет
собой определенный денежный платеж,
осуществляемый плательщиком в бюджет
или во внебюджетный фонд в установленном
порядке. В широком смысле налог
— это сложная система
Налог
как комплексное экономико-
Основной
акцент при рассмотрении налоговых
элементов учеными-правоведами
Первым элементом налога выступает налогово-правовая норма, т. е. общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом. Именно налоговая норма регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться “законно установленной” и не влечет для участников налоговой сферы никаких последствий.
Другим основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений — плательщик налогов (налогоплательщик). Согласно ст. 3 Закона об основах налоговой системы, плательщиками налога являются юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Предмет налогообложения представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налогообложения не порождает налоговых последствий, в то время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к нему есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Объект налогообложения — это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог. В соответствии с п.2 ст. 11 Закона об основах налоговой системы обязанность уплачивать налог возникает у лица при наличии у него объекта налогообложения.
К
элементу объекта налогообложения
тесно примыкает элемент налого
Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога, т. е. определенную законом физическую характеристику или параметр измерения объекта налогообложения. В то же время единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей налогообложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах — галлон, баррель и т. д.).
Для
получения фактических
Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения.
Размер
налогового обязательства фиксируется
в специальном налогово-
Расчет суммы налога производится по определенной методике (формуле), установленной законодательством и находящей свое отражение в заполнении соответствующих строк и граф налогового расчета.
При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – освобождения или отсрочки от уплаты налогов.
Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговым окладом.
Законодательством устанавливается и срок уплаты налога, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Источник налога – это тот резерв, соответствующий
экономический показатель, за счет которого
производится уплата налога. Например,
чистая прибыль, финансовый результат
и т.д.
Для упорядочения процедуры внесения
налога в бюджет устанавливается порядок
уплаты налога, представляющий собой
нормативно установленные способы и процедуры
внесения налога в бюджет.
Получателем
налога является бюджет или внебюджетный
фонд.
4.
Виды налогов и
основания для
и классификации.
Многообразие
существующих налогов вызывает необходимость
их классификации (разделения на виды)
на определенной основе. В теории налогообложения
для классификации налогов
Наиболее
существенное значение в современной
теории и практике налогообложения
имеют следующие основания
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по
уровню бюджета, в который
6) по
целевой направленности
7) по
срокам уплаты налогов.
Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют:
Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).
Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
Косвенные (иначе — адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.
Основное
отличие между прямыми и
Другим
критерием деления налогов на
прямые и косвенные называют теоретическую
возможность переложения
Данная
классификация хотя и общепринята,
однако она отнюдь не являются абсолютной,
так как прямые налоги при определенных
обстоятельствах также могут
быть переложены на потребителя через
механизм роста цен. В то же время
косвенные налоги не всегда можно
в полном объеме переложить на потребителя,
поскольку рынок не обязательно
в прежнем объеме примет товар
по повышенным ценам. В частности
НДС традиционно относится к
косвенным налогам, но в том случае,
когда цена товара ограничивается платежеспособностью
покупателя, НДС уменьшает прибыль
производителя, т. е. становится прямым
налогом.