Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа
История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной Росси, то ряд платежей поражают своей схожестью.
налоговая
система так или
иначе объективно
отражает соотношение
классовых и групповых
интересов, социальных
сил, а также
их расстановку.
2.
Функции налогообложения.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Рассматривая
современную систему
Сложность
выделить из перечисленных функций
главную, поскольку все они тесно
взаимосвязаны. Остановимся на них
более подробно.
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных программ.
Отвечая на вопрос: “Какая же из перечисленных функций главная?”, некоторые называют – регулирующую. Налогам действительно принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Госyдарственное
регyлирование осyществляется
- регyлирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным
образом в определении "правил
игры", то есть разработка
законов, нормативных актов,
- регyлирование развития
По
мнению выдающегося английского
экономиста Джона Кейнса (1883—1946 гг.),
налоги существуют в обществе исключительно
для регулирования
Стимулирующая
подфункция направлена на поддержку
развития тех или иных экономических
процессов. Она реализуется через
систему льгот и освобождений.
Нынешняя система налогообложения
предоставляет широкий набор
налоговых льгот малым
Дестимулирующая
подфункция, напротив, направлена на установление
через налоговое бремя
Можно
назвать также
По
мнению И. Горского, фискальная и регулирующая
функции противоречивы не только
сами по себе, — они также противоречат
друг другу. В частности, фискальная
компонента приобретает большое
стабилизирующее значение, когда
влечет за собой снижение общего налогового
бремени. Это осуществимо только
путем перераспределения
Представляется
очевидным, что значение налоговых
механизмов в регулировании и
управлении экономикой государства
все-таки преувеличено. По мнению некоторых
общественных деятелей, налоги являются
чуть ли не единственным регулятором
всех финансово-экономических
В
этой связи можно согласиться
с одним из ведущих специалистов
Аудиторской фирмы “Финансовые
и налоговые консультации” (ФБК)
С. Пепеляевым, по мнению которого налог
в современных условиях устанавливается
для получения бюджетного дохода,
поэтому воздействие, оказываемое
на налогоплательщика для
Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредовано, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы.
Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот “суперльготный” режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.
Тем
не менее в ряде случаев наличие
налоговых льгот может
В
то же время регулирующая функция
налогов действует сразу и
непосредственно при
Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.
С
помощью налогов государство, действительно,
способно создать более или менее
благоприятные и
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством
налогов в госyдарственном бюджете
концентрирyются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных, так
и социальных, финансирование крyпных
межотраслевых, комплексных целевых
программ - наyчно-технических, экономических
и др. С помощью налогов госyдарство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
В
некоторых социально-
Раскроем контрольную функцию налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потеками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Как
отмечает Е. Покачалова. порядок налогообложения
может отражать признание государством
особых заслуг определенных категорий
граждан перед обществом (предоставление
налоговых льгот участникам Великой
Отечественной войны, Героям Советского
Союза, Героям России и др.). Однако
поощрительная функция представляет
собой простое приспособление налоговых
механизмов для реализации социальной
политики государства.
Для
характеристики налога необходимо выделить
те специфические юридические
признаки, которые позволяют определить
условия и порядок его
Обязательства
по уплате налога являются односторонними,
и в налоговых правоотношениях
существует только одна обязанная сторона
— налогоплательщик - Государство,
получая в бюджет налоги и налоговые
платежи, не принимает на себя каких-либо
встречных обязательств перед налогоплательщиком
и не должно что-либо совершить в
его пользу. В то же время плательщик,
уплатив налог, не приобретает каких-либо
прав.
6) Налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения.
Признак абстрактного налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Иными словами, совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Данный принцип выводится из базового положения финансового права о всеобщности и единстве бюджета. Единый бюджет предупреждает возникновение тесной связи между определенными видами государственных расходов и налоговых доходов, которая могла бы привести к ранжированию государственных расходов и соответственно их финансированию по “остаточному принципу”.