Гармонизация налоговых систем зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

     Помимо  этого распространенным методом  уклонения от уплаты акцизов является «утрата» подакцизного товара в процессе его транспортировки между налоговыми складами, расположенными в различных странах-членах ЕС, в режиме «отсроченной уплаты налога». Данный способ уклонения особенно эффективен в условиях отсутствия таможенного контроля и в основном используется при нелегальных поставках подакцизных товаров.

     В качестве перспективного направления гармонизации акцизов в ЕС в настоящее время обсуждается возможность распространения общей системы акцизного налогообложения на прочие энергоносители (в частности, природный газ, уголь и электричество). Однако установление минимальных ставок акцизов может привести к серьёзному изменению себестоимости товаров, производимых в ЕС, и снижению конкурентоспособности стран-членов ЕС на международных рынках.

     В то же время в марте 2003 года было достигнуто принципиальное соглашение между стран-членов ЕС относительно гармонизации акцизного налогообложения энергоносителей. При этом на налогообложение энергоносителей фактически распространяется режим гармонизации, предусмотренный в отношении нефтепродуктов, с установлением соответствующих минимальных ставок акцизов. Директива, регламентирующая гармонизацию налогообложения энергоносителей, вступила в силу с 1 января 2004 года.

     В целом необходимо отметить, что существующая степень гармонизации взимания акцизов  в ЕС является достаточно низкой, так как сохраняются существенные различия в уровнях налоговых ставок. Помимо этого, страны-члены ЕС сохраняют право на введение новых ставок акцизов в пределах установленных минимальных лимитов.

     Существующая  дифференциация ставок акцизов приводит к снижению эффективности их взимания в условиях отсутствия таможенного контроля между странами-членами: ЕС. Однако данные различия в ставках тесно взаимосвязаны с особенностями внутренней политики стран-членов ЕС, а, следовательно, их устранение может быть, осуществлено только в рамках широкого политического соглашения о всеобъемлющей координации социально-экономической политики в ЕС (главным образом, в таких сферах, как здравоохранение, транспорт, защита окружающей среды, энергетика, сельское хозяйство и политика в сфере занятости).

     Таким образом, основным направлением регулирования  акцизов на уровне ЕС в ближайшем  будущем станет совершенствование  существующей системы взимания и  налогового администрирования в  части определения налоговой  базы, и эффективного контроля за межстрановым передвижением подакцизных товаров. В то же время определение ставок акцизов будет оставаться элементом «налогового суверенитета» стран-членов ЕС, и его гармонизация представляется возможной лишь в долгосрочной перспективе. 
 

     3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 
 

     Несмотря  на негативные тенденции распада  единого народно-хозяйственного комплекса  СССР, в том числе и налоговой  системы, государства-члены СНГ сохранили  общие черты и связи. В этом плане важной проблемой стран является гармонизация налоговых отношений. В частности, объединение и унификация внутреннего рынка, интенсификация интеграционных процессов, упразднение налоговых границ и создание условий для свободного перемещения товаров, рационализация структур налоговых систем и унификация порядка их исчисления и взимания.

     В настоящее время между странами СНГ действует единая «Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности СНГ», двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения  в отношении налогов на доходы и имущество, о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и другие. При осуществлении торговли в пределах СНГ налог на добавленную стоимость взимается по принципу «страны происхождения товара». Это означает, что налогом облагаются экспортируемые и не облагаются импортируемые товары.

     Вместе  с тем различия в национальных законодательствах препятствуют формированию общего рыночного пространства стран  СНГ. В частности, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог имеют место в налоговых ставках стран СНГ. Однако налоговая система каждой страны имеет свои особенности, что и является препятствием на пути интеграционных процессов между странами СНГ.

     Стоит отметить, что косвенные налоги во всех странах оказывают большое влияние на политику ценообразования. Важнейший косвенный налог - налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС всеми странами СНГ позаимствован из опыта западноевропейских стран, хотя и с национальными особенностями. В рамках СНГ была достигнута унификация ставки в размере 20%. В то же время существуют различия в перечнях товаров, облагаемых по ставке 10% и нулевой ставке.

     При взимании акцизов в рамках Таможенного  союза имеет место проблема двойного налогообложения, что ведет к  искусственному повышению цен на импортируемые виды товаров и  препятствует развитию взаимной торговли. Имеются различия в перечнях подакцизных товаров, их ставках, что препятствует оформлению таможенных пошлин. В каждой стране установлены на большинство товаров специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах, что усложняет процесс выравнивания этих ставок.

     Налог на прибыль и подоходный налог с юридических лиц является неотъемлемой частью налоговой системы стран СНГ, хотя имеются и некоторые особенности. В большинстве стран плательщиками данных видов налогов являются все юридические лица, в том числе иностранные. В Кыргызстане уплачивают только юридические лица-резиденты, в Белоруссии в качестве плательщиков выступают участники договоров о совместной деятельности, в России прибыль от совместной деятельности учитывается у каждого участника договора и облагается по общей ставке.

     Имеются существенные различия и в ставках  налогов. В Казахстане, Кыргызстане  и Таджикистане основная ставка налога на прибыль установлена в размере 30%, в Белоруссии - 25% и т.д.

     Местные органы власти устанавливают фиксированные  суммы налогов на прибыль с учетом товарооборота, ассортимента товара и вида торговой организации. Объектом налогообложения в России является валовая прибыль, в Белоруссии - балансовая прибыль, в Казахстане и Кыргызстане - совокупный облагаемый доход, в Таджикистане - разница между валовым доходом и вычетами.

     Наиболее  унифицированный налог в рамках Таможенного союза - налог на имущество  юридических лиц. Он взимается во всех странах, кроме Кыргызстана. Плательщиками  налога являются все предприятия  и организации. Ставка налога достаточно низкая и составляет в Таджикистане 0,5%, в Белоруссии и Казахстане - 1%.

     Основные сдерживающие факторы развития экономического сотрудничества хорошо известны. Это продолжающийся на всем пространстве СНГ спад производства, слабость экономик, проблема взаимных неплатежей предприятий, переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты, конкурентные преимущества товаров стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости, но и надежности торгового партнерства, сознательная диверсификация импорта странами СНГ с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья, неработоспособность системы реальной конвертации национальных валют, отсутствие действенного механизма платежно-расчетных отношений, значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен.

     Сегодня всем очевидна острая необходимость эффективной реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, ликвидации технических барьеров и других ограничений, мешающих развитию свободного товарооборота, потребность в совершенствовании порядка взимания косвенных налогов, исключающем двойное налогообложение для товаропроизводителей, необходимость содействия отечественным банкам в развитии сети филиалов в странах Содружества, снижения уровня железнодорожных тарифов, унификации правил таможенных процедур с последующим переходом к более тесному таможенному и платежному взаимодействию. Необходимо отметить, что в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике, приходится адаптировать подходы к практике государственного контроля за взаимопоставками в рамках заключенных торгово-экономических соглашений.

     Хотя, из-за таможенных барьеров, неотлаженности банковских расчетов и других объективных причин продолжается переориентация республиканских товаропроизводителей на рынки российских регионов и рынки зарубежных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Основываясь на данных международной статистики, можно заключить, что степень  влияния фактора налогообложения  на экономический рост в развитых странах остается достаточно значительной и имеет тенденцию к увеличению. В частности, в период с 2001 г. по 2009 г. доля налоговых поступлений в среднем по странам ЕС выросла с 34,7% ВВП до 36,6% ВВП. В период с конца 40-х годов по конец 70-х годов происходил значительный рост уровня бюджетных расходов, направленных на финансирование мер внешней экономической политики.

     Так, в Дании данный показатель составил 2,7 раза, в Великобритании - 2, во Франции - 3, в ФРГ – 8,5, в Швеции - 11, в Италии – 4,3 раза.  
В рамках данного подхода традиционное влияние внутренней государственной налоговой политики на развитие внешнеэкономической деятельности было достаточно ограниченным. Основными его направлениями были меры тарифного регулирования внешней торговли товарами в части определения уровня косвенного налогообложения и объёма таможенных платежей, поддержка национальных сельскохозяйственных производителей путем введения соответствующих налогов и стимулирование экспорта путем предоставления различных внутренних налоговых льгот.

     При этом возможность использования  внутренних мер налоговой политики в части уровня таможенных тарифов и стимулирования экспорта была дополнительно ограничена решениями, принятыми в рамках ГАТТ/ВТО, направленными на либерализацию мировой торговли и обеспечение равных условий конкуренции.

     Качественное  изменение влияния налогообложения  на развитие МЭО на современном этапе вызвано, в первую очередь, продолжающейся глобализацией мирового хозяйства. Данный процесс характеризуется, в первую очередь, значительным ростом мобильности факторов производства, в особенности капитала, интернационализацией производства товаров и услуг, развитием инфраструктуры мировых товарных и финансовых рынков.  
Нельзя не отметить, что еще большее значение по сравнению с производством товарной продукции фактор налогообложения приобрел в отношении развивающихся новых отраслей сферы услуг, в частности, услуг в области телекоммуникаций и интернет-бизнеса. В настоящее время имеется множество компаний, работающих в сфере интернет-бизнеса и электронной торговли.

     Очевидно, что налоговый режим имеет  определяющее значение для международного размещения бизнеса государств, поэтому роль международных аспектов гармонизации налогообложения значительно увеличилась, особенно в части регулирования всех международных товаров и услуг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованных источников

      1 Адамс С. А. Налогообложение доходов в Англии/ С. А. Адамс // M.R.T.F. – 2009. – № 7. – С. 133-135.

      2 Артемов Ю. М. Налогообложение в Федеративной Республике Германии / Ю. М. Артемов // Финансы. – 2007 – № 6. – С. 41-46.

      3 Артемов Ю. М. Налог на недвижимое имущество: зарубежный опыт / Ю.М.Артемов, Ю.А.Беляев // Финансы. – 2008. – № 8. – С. 43-48.

      4 Артемов Ю. М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии/ Ю. М. Артемов // Финансы. – 2005. – № 11. – С. 49-51.

      5 Банхаева Ф. Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства/ Ф. Х. Банхаева // Налог. вестн. – 2009. – № 2. – С. 135-137.

      6 Банхаева Ф. Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства/ Ф. Х. Банхаева // Налог. вестн. – 2009. – № 3. – С. 93-97.

      7 Берсенева Л. П. Проблема уклонения от уплаты налогов актуальна не только в нашей стране/ Л. П. Берсенева // Налог. вестн. – 2008. – № 5. – С. 36-39.

      8 Бобоев М. Р. Налог на добавленную стоимость в странах ЕврАзЭС / М. Р. Бобоев // Налог. вестн. – 2002. – № 3. – С. 125-132.

      9 Бобоев М. Р. Налоговые системы стран Евроазиатского экономического сообщества / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев // Финансы. – 2007. – № 7. – С. 36-38.

      10 Высоцкий М. А. О шведском опыте налогового администрирования/ М. А. Высоцкий // Налог. вестн. – 2002. – № 1. – С. 121-125.

      11 Гардаш С. В. Программа налоговой реформы администрации/ С. В. Гардаш // США–Канада: экономика, политика, культура. – 2003. – № 4. – С. 58-71.

      12 Гардаш С. В. Налоговая система ЕС: современные особенности/ С. В. Гардаш // ЕС: экономика, политика, культура. – 2009. – № 8. – С. 18-36.

      13 Дроздов О. И. Особенности налоговой системы ЕС/ О. И. Дроздов // Финансы. – 2007. – № 2. – С. 76.

Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран