Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.
Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65
Помимо
этого распространенным методом
уклонения от уплаты акцизов является
«утрата» подакцизного товара в процессе
его транспортировки между
В качестве перспективного направления гармонизации акцизов в ЕС в настоящее время обсуждается возможность распространения общей системы акцизного налогообложения на прочие энергоносители (в частности, природный газ, уголь и электричество). Однако установление минимальных ставок акцизов может привести к серьёзному изменению себестоимости товаров, производимых в ЕС, и снижению конкурентоспособности стран-членов ЕС на международных рынках.
В то же время в марте 2003 года было достигнуто принципиальное соглашение между стран-членов ЕС относительно гармонизации акцизного налогообложения энергоносителей. При этом на налогообложение энергоносителей фактически распространяется режим гармонизации, предусмотренный в отношении нефтепродуктов, с установлением соответствующих минимальных ставок акцизов. Директива, регламентирующая гармонизацию налогообложения энергоносителей, вступила в силу с 1 января 2004 года.
В целом необходимо отметить, что существующая степень гармонизации взимания акцизов в ЕС является достаточно низкой, так как сохраняются существенные различия в уровнях налоговых ставок. Помимо этого, страны-члены ЕС сохраняют право на введение новых ставок акцизов в пределах установленных минимальных лимитов.
Существующая дифференциация ставок акцизов приводит к снижению эффективности их взимания в условиях отсутствия таможенного контроля между странами-членами: ЕС. Однако данные различия в ставках тесно взаимосвязаны с особенностями внутренней политики стран-членов ЕС, а, следовательно, их устранение может быть, осуществлено только в рамках широкого политического соглашения о всеобъемлющей координации социально-экономической политики в ЕС (главным образом, в таких сферах, как здравоохранение, транспорт, защита окружающей среды, энергетика, сельское хозяйство и политика в сфере занятости).
Таким
образом, основным направлением регулирования
акцизов на уровне ЕС в ближайшем
будущем станет совершенствование
существующей системы взимания и
налогового администрирования в
части определения налоговой
базы, и эффективного контроля за межстрановым
передвижением подакцизных товаров. В
то же время определение ставок акцизов
будет оставаться элементом «налогового
суверенитета» стран-членов ЕС, и его гармонизация
представляется возможной лишь в долгосрочной
перспективе.
3.2
Возможные пути решения
проблем гармонизации
в странах СНГ
Несмотря
на негативные тенденции распада
единого народно-хозяйственного комплекса
СССР, в том числе и налоговой
системы, государства-члены СНГ
В настоящее время между странами СНГ действует единая «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ», двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и другие. При осуществлении торговли в пределах СНГ налог на добавленную стоимость взимается по принципу «страны происхождения товара». Это означает, что налогом облагаются экспортируемые и не облагаются импортируемые товары.
Вместе с тем различия в национальных законодательствах препятствуют формированию общего рыночного пространства стран СНГ. В частности, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог имеют место в налоговых ставках стран СНГ. Однако налоговая система каждой страны имеет свои особенности, что и является препятствием на пути интеграционных процессов между странами СНГ.
Стоит отметить, что косвенные налоги во всех странах оказывают большое влияние на политику ценообразования. Важнейший косвенный налог - налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС всеми странами СНГ позаимствован из опыта западноевропейских стран, хотя и с национальными особенностями. В рамках СНГ была достигнута унификация ставки в размере 20%. В то же время существуют различия в перечнях товаров, облагаемых по ставке 10% и нулевой ставке.
При взимании акцизов в рамках Таможенного союза имеет место проблема двойного налогообложения, что ведет к искусственному повышению цен на импортируемые виды товаров и препятствует развитию взаимной торговли. Имеются различия в перечнях подакцизных товаров, их ставках, что препятствует оформлению таможенных пошлин. В каждой стране установлены на большинство товаров специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах, что усложняет процесс выравнивания этих ставок.
Налог на прибыль и подоходный налог с юридических лиц является неотъемлемой частью налоговой системы стран СНГ, хотя имеются и некоторые особенности. В большинстве стран плательщиками данных видов налогов являются все юридические лица, в том числе иностранные. В Кыргызстане уплачивают только юридические лица-резиденты, в Белоруссии в качестве плательщиков выступают участники договоров о совместной деятельности, в России прибыль от совместной деятельности учитывается у каждого участника договора и облагается по общей ставке.
Имеются существенные различия и в ставках налогов. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане основная ставка налога на прибыль установлена в размере 30%, в Белоруссии - 25% и т.д.
Местные органы власти устанавливают фиксированные суммы налогов на прибыль с учетом товарооборота, ассортимента товара и вида торговой организации. Объектом налогообложения в России является валовая прибыль, в Белоруссии - балансовая прибыль, в Казахстане и Кыргызстане - совокупный облагаемый доход, в Таджикистане - разница между валовым доходом и вычетами.
Наиболее унифицированный налог в рамках Таможенного союза - налог на имущество юридических лиц. Он взимается во всех странах, кроме Кыргызстана. Плательщиками налога являются все предприятия и организации. Ставка налога достаточно низкая и составляет в Таджикистане 0,5%, в Белоруссии и Казахстане - 1%.
Основные сдерживающие факторы развития экономического сотрудничества хорошо известны. Это продолжающийся на всем пространстве СНГ спад производства, слабость экономик, проблема взаимных неплатежей предприятий, переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты, конкурентные преимущества товаров стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости, но и надежности торгового партнерства, сознательная диверсификация импорта странами СНГ с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья, неработоспособность системы реальной конвертации национальных валют, отсутствие действенного механизма платежно-расчетных отношений, значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен.
Сегодня всем очевидна острая необходимость эффективной реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, ликвидации технических барьеров и других ограничений, мешающих развитию свободного товарооборота, потребность в совершенствовании порядка взимания косвенных налогов, исключающем двойное налогообложение для товаропроизводителей, необходимость содействия отечественным банкам в развитии сети филиалов в странах Содружества, снижения уровня железнодорожных тарифов, унификации правил таможенных процедур с последующим переходом к более тесному таможенному и платежному взаимодействию. Необходимо отметить, что в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике, приходится адаптировать подходы к практике государственного контроля за взаимопоставками в рамках заключенных торгово-экономических соглашений.
Хотя,
из-за таможенных барьеров, неотлаженности
банковских расчетов и других объективных
причин продолжается переориентация республиканских
товаропроизводителей на рынки российских
регионов и рынки зарубежных стран.
Заключение
Основываясь
на данных международной статистики,
можно заключить, что степень
влияния фактора
Так,
в Дании данный показатель составил
2,7 раза, в Великобритании - 2, во Франции
- 3, в ФРГ – 8,5, в Швеции - 11, в Италии – 4,3
раза.
В рамках данного подхода традиционное
влияние внутренней государственной налоговой
политики на развитие внешнеэкономической
деятельности было достаточно ограниченным.
Основными его направлениями были меры
тарифного регулирования внешней торговли
товарами в части определения уровня косвенного
налогообложения и объёма таможенных
платежей, поддержка национальных сельскохозяйственных
производителей путем введения соответствующих
налогов и стимулирование экспорта путем
предоставления различных внутренних
налоговых льгот.
При этом возможность использования внутренних мер налоговой политики в части уровня таможенных тарифов и стимулирования экспорта была дополнительно ограничена решениями, принятыми в рамках ГАТТ/ВТО, направленными на либерализацию мировой торговли и обеспечение равных условий конкуренции.
Качественное
изменение влияния
Нельзя не отметить, что еще большее значение
по сравнению с производством товарной
продукции фактор налогообложения приобрел
в отношении развивающихся новых отраслей
сферы услуг, в частности, услуг в области
телекоммуникаций и интернет-бизнеса.
В настоящее время имеется множество компаний,
работающих в сфере интернет-бизнеса и
электронной торговли.
Очевидно,
что налоговый режим имеет
определяющее значение для международного
размещения бизнеса государств, поэтому
роль международных аспектов гармонизации
налогообложения значительно увеличилась,
особенно в части регулирования всех международных
товаров и услуг.
Список использованных источников
1 Адамс С. А. Налогообложение доходов в Англии/ С. А. Адамс // M.R.T.F. – 2009. – № 7. – С. 133-135.
2 Артемов Ю. М. Налогообложение в Федеративной Республике Германии / Ю. М. Артемов // Финансы. – 2007 – № 6. – С. 41-46.
3 Артемов Ю. М. Налог на недвижимое имущество: зарубежный опыт / Ю.М.Артемов, Ю.А.Беляев // Финансы. – 2008. – № 8. – С. 43-48.
4 Артемов Ю. М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии/ Ю. М. Артемов // Финансы. – 2005. – № 11. – С. 49-51.
5 Банхаева Ф. Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства/ Ф. Х. Банхаева // Налог. вестн. – 2009. – № 2. – С. 135-137.
6 Банхаева Ф. Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства/ Ф. Х. Банхаева // Налог. вестн. – 2009. – № 3. – С. 93-97.
7 Берсенева Л. П. Проблема уклонения от уплаты налогов актуальна не только в нашей стране/ Л. П. Берсенева // Налог. вестн. – 2008. – № 5. – С. 36-39.
8 Бобоев М. Р. Налог на добавленную стоимость в странах ЕврАзЭС / М. Р. Бобоев // Налог. вестн. – 2002. – № 3. – С. 125-132.
9 Бобоев М. Р. Налоговые системы стран Евроазиатского экономического сообщества / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев // Финансы. – 2007. – № 7. – С. 36-38.
10 Высоцкий М. А. О шведском опыте налогового администрирования/ М. А. Высоцкий // Налог. вестн. – 2002. – № 1. – С. 121-125.
11 Гардаш С. В. Программа налоговой реформы администрации/ С. В. Гардаш // США–Канада: экономика, политика, культура. – 2003. – № 4. – С. 58-71.
12 Гардаш С. В. Налоговая система ЕС: современные особенности/ С. В. Гардаш // ЕС: экономика, политика, культура. – 2009. – № 8. – С. 18-36.
13 Дроздов О. И. Особенности налоговой системы ЕС/ О. И. Дроздов // Финансы. – 2007. – № 2. – С. 76.
Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран