Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.
Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65
Согласно правилам переходной системы перемещение товаров из одной страны-члена ЕС в другую страну-член ЕС плательщиком налога рассматривается как налогооблагаемый оборот. Данное правило применимо, в частности, к случаю, когда товары перемещаются через границу между двумя филиалами одного юридического лица. При этом должны выполняться следующие условия:
– товары должны представлять собой осязаемое имущество;
– товары должны перемещаться самим налогоплательщиком или от его имени;
– товары должны перемещаться из одной страны-члена ЕС в другую;
– товары должны перемещаться с целью совершения предпринимательской деятельности налогоплательщика.
Метод
определения облагаемого
Введена новая категория операций - приобретение товаров внутри Европейского Союза, что позволяет странам-членам ЕС применять налог в стране-члене ЕС, в которую товары ввозятся, что очень важно в связи с отменой категории импорта между странами-членами. Приобретением товаров внутри Европейского Союза считается приобретение права распоряжаться в качестве владельца движимым осязаемым имуществом и отгрузка или транспортировка товаров из одной страны-члена ЕС в другую: в адрес покупателя, самими продавцом или покупателем или от их имени. К приобретению товаров внутри ЕС приравнивается также перемещение товаров налогоплательщиком в рамках своей предпринимательской деятельности в другую страну-член ЕС. Поэтому данная операция подлежит обложению налогом в стране назначения. То же относится к поставке товаров в другую страну-член ЕС на условиях консигнации.
Место приобретения товаров внутри ЕС определяется как место, в котором находятся товары в момент окончания доставки к покупателю. Однако данное место должно в любом случае находиться на территории страны-члена ЕС, присвоившей идентификационный номер плательщика налога, под которым совершена данная покупка. Данное условие выполняется в случае, если лицо, приобретающее товар, не сможет доказать, что приобретение данного товара уже не было подвергнуто налогообложению в стране-члене ЕС, в которую была осуществлена поставка.
Основания
для обложения налогом
Поскольку реализация новых средств транспорта всегда создает серьезные диспропорции в торговле между странами-членами ЕС, было принято решение, что оборот по реализации новых средств транспорта будет подвергаться налогообложению только в той стране-члене ЕС, в которую данный товар ввозится. Транспортным средством считается судно длиной более семи с половиной метров, воздушное судно весом более 1550 кг, моторизованное средство наземного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее объем двигателя свыше 48 см3 или мощность свыше 7,2 кВт. Морские и воздушные суда, применяемые в международном транспорте, исключаются из этой категории. Транспортное средство считается новым, если
а) оно реализуется не позднее трех месяцев после первого его введения в эксплуатацию;
б) если они имеют следующую наработку:
1) пробег не более 3000 км - для наземных средств транспорта;
2) наработку не более 100 ч - для средств водного транспорта;
3) налет не более 40 ч - для воздушных судов.
Таким образом, автомобиль, выпущенный два года назад, но имеющий пробег менее 3000 км, при реализации считался бы новым.
Вследствие этого в правила определения новизны наземных транспортных средств были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 1995 г. Начиная с этого времени наземные транспортные средства считаются новыми, если они поставлены не позднее шести месяцев с момента первого введения в эксплуатацию или имеют пробег не более 6000 км.
Зачёт входного налога в стране-члене ЕС, в которую осуществлена поставка, проводится только при выполнении следующих условий:
– он возможен только во время совершения поставки;
– налогоплательщик может представить к зачёту только ту часть налога, которая включена в продажную стоимость товара или уплачена при импорте либо приобретении нового средства транспорта внутри ЕС;
– размер налога, подлежащий зачёту, ограничивается суммой, которая подлежала бы взысканию в случае, если бы поставка новых средств транспорта облагалась налогом.
Порядок введения данных ограничений определяется самостоятельно странами-членами ЕС, а вот процедура взимания НДС во внешнеторговых операциях может различаться в некоторых деталях, но принципиально едина для всех европейских государств.
С 1997 г. взимается налог на импортируемые товары (услуги) на территории страны-производителя (с дальнейшим возможным изменением ставки на территории страны потребления, но только в том случае, если эта ставка на 5% отличается от ставки НДС страны-экспортера). В соответствии с новой схемой предприниматели могут вычитать из суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, входной НДС, уже уплаченный ранее и учтенный в цене товара, поставленного из другой страны-члена ЕС.
Благодаря введению принципа взимания косвенных налогов на импортируемые товары по ставкам страны-производителя, полностью сняты ограничения на ввоз из одной страны в другую страну товаров, приобретаемых в личных целях.
Ранее данные ограничения распространялись на подакцизные товары. Связано это было с тем, что при покупке товаров акциз и НДС остаются в бюджете государства, на территории которого продается товар. Но существует одно исключение из этого правила: при покупке новых автотранспортных средств сохранен прежний порядок. В этом случае при приобретении автотранспорта частным лицом НДС уплачивается в той стране, в которую это транспортное средство ввозится. С изменением правил взимания НДС с экспортно-импортных товаров тесным образом связана задача выравнивания ставок НДС в странах-членах ЕС.
Предполагается, что в ближайшее время страны - члены ЕС примут двухуровневую систему ставок НДС. Чтобы их сблизить, с января 1993 г. в ЕС рекомендованы минимальная стандартная (15%) и минимальная льготная (5%) ставки. Кроме того, сохраняется применение нулевой ставки по отношению к товарам, экспортируемым в третьи страны, но она не применяется в отношении экспорта в станы ЕС. Сохраняется и практика освобождения от НДС ограниченного круга товаров социальной направленности, но данное положение временное.
Во многих странах пониженные ставки, а также нулевые ставки (в Англии, Дании, Ирландии) применяются к социально значимым группам товаров первой необходимости, что свидетельствует о согласованности налоговой политики. Поэтому предлагается применять пониженную ставку в рамках унифицированной системы НДС к следующим группам товаров и услуг: продовольственным товарам, водо- и энергоснабжению и соответствующим энергопродуктам, фармацевтическим товарам первой необходимости, периодическим изданиям, перевозкам пассажирским транспортом. Стандартная же ставка применяется ко всем прочим товарам и услугам, кроме тех, которые освобождаются от НДС в соответствии с 6-й Директивой ЕС.
Поскольку сближение существующих стандартных ставок неизбежно должно привести к изменениям бюджетных доходов многих стран, особое внимание обращается на постепенность процесса сближения и возможность определенного варьирования ставок НДС (стандартный уровень - 15-20%. пониженный - 5-9%) по усмотрению отдельных стран.
Унификация базы налогообложения и ставок НДС имеет ключевое значение для устранения фискальных границ и обеспечения надежного источника собственных доходов бюджета ЕС в форме отчислений от налога: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4% поступлений НДС в европейский бюджет [62, c. 19].
Переход во внешнеторговых отношениях к взиманию НДС по принципу страны происхождения товара (а не по принципу страны назначения) на макроуровне приводит к тому, что бюджетные интересы отдельных стран ущемляются: экспортирующее государство взимает НДС в свой бюджет, а импортирующее вынуждено возмещать НДС заказчикам товаров из своего бюджета и терпеть чистые убытки. Во избежание этого создаются клиринговые системы. Клиринг предполагает обеспечение возврата избытка доходов от НДС странам с бюджетными потерями.
Решение
вопросов гармонизации НДС на межгосударственном
уровне неизбежно порождает
Пример регулирования интеграционных процессов в рамках ЕС показывает, что налоги, становятся важным механизмом формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными или политическими интересами.
Рассмотренные
правила налогообложения
2.2
Реформирование налоговых
систем стран, входящих
в СНГ
В рамках стран СНГ действует Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., который предполагает поэтапное углубление интеграции посредством межгосударственной ассоциации свободной торговли, создания таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза. Этот документ, хотя и носит рамочный характер, однако достаточно чётко и однозначно определяет все элементы, позволяющие действительно реинтегрировать экономическое пространство.
В дальнейшем в развитие Договора был подписан ряд соглашений, направленных на активизацию интеграционных процессов в Содружестве. Среди них - Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей от 23 декабря 1993 г., Протокол о механизме реализации этого соглашения от 15 апреля 1994 г., Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 ноября 1993 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., Соглашение о создании Платежного союза от 21 октября 1994 г.
Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран