Гармонизация налоговых систем зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

     Согласно  правилам переходной системы перемещение  товаров из одной страны-члена ЕС в другую страну-член ЕС плательщиком налога рассматривается как налогооблагаемый оборот. Данное правило применимо, в частности, к случаю, когда товары перемещаются через границу между двумя филиалами одного юридического лица. При этом должны выполняться следующие условия:

     – товары должны представлять собой осязаемое имущество;

     – товары должны перемещаться самим налогоплательщиком или от его имени;

     – товары должны перемещаться из одной страны-члена ЕС в другую;

     – товары должны перемещаться с целью совершения предпринимательской деятельности налогоплательщика.

     Метод определения облагаемого оборота  унифицирован для случаев поставки товаров на внутренний и внешний  рынки. Для случаев, приравненных к  поставке товаров внутри Европейского Союза, облагаемый оборот определяют исходя из цены реализации облагаемых товаров или аналогичных товаров. Если цену реализации установить невозможно, облагаемый оборот определяют исходя из себестоимости товара на момент реализации [45, c. 50].

     Введена новая категория операций - приобретение товаров внутри Европейского Союза, что позволяет странам-членам ЕС применять налог в стране-члене ЕС, в которую товары ввозятся, что очень важно в связи с отменой категории импорта между странами-членами. Приобретением товаров внутри Европейского Союза считается приобретение права распоряжаться в качестве владельца движимым осязаемым имуществом и отгрузка или транспортировка товаров из одной страны-члена ЕС в другую: в адрес покупателя, самими продавцом или покупателем или от их имени. К приобретению товаров внутри ЕС приравнивается также перемещение товаров налогоплательщиком в рамках своей предпринимательской деятельности в другую страну-член ЕС. Поэтому данная операция подлежит обложению налогом в стране назначения. То же относится к поставке товаров в другую страну-член ЕС на условиях консигнации.

     Место приобретения товаров внутри ЕС определяется как место, в котором находятся товары в момент окончания доставки к покупателю. Однако данное место должно в любом случае находиться на территории страны-члена ЕС, присвоившей идентификационный номер плательщика налога, под которым совершена данная покупка. Данное условие выполняется в случае, если лицо, приобретающее товар, не сможет доказать, что приобретение данного товара уже не было подвергнуто налогообложению в стране-члене ЕС, в которую была осуществлена поставка.

     Основания для обложения налогом возникают  в случае приобретения товаров внутри стран-членов ЕС. Данные основания возникают  одновременно с основаниями для  налогообложения при осуществлении  поставки внутри стран-членов ЕС. В случае приобретения товаров внутри стран-членов ЕС налог применяется не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло основание для обложения налогом.

     Поскольку реализация новых средств транспорта всегда создает серьезные диспропорции в торговле между странами-членами ЕС, было принято решение, что оборот по реализации новых средств транспорта будет подвергаться налогообложению только в той стране-члене ЕС, в которую данный товар ввозится. Транспортным средством считается судно длиной более семи с половиной метров, воздушное судно весом более 1550 кг, моторизованное средство наземного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее объем двигателя свыше 48 см3 или мощность свыше 7,2 кВт. Морские и воздушные суда, применяемые в международном транспорте, исключаются из этой категории. Транспортное средство считается новым, если

     а) оно реализуется не позднее трех месяцев после первого его  введения в эксплуатацию;

     б) если они имеют следующую наработку:

     1) пробег не более 3000 км - для наземных средств транспорта;

     2) наработку не более 100 ч - для  средств водного транспорта;

     3) налет не более 40 ч - для воздушных  судов.

     Таким образом, автомобиль, выпущенный два  года назад, но имеющий пробег менее 3000 км, при реализации считался бы новым.

     Вследствие  этого в правила определения  новизны наземных транспортных средств  были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 1995 г. Начиная с  этого времени наземные транспортные средства считаются новыми, если они  поставлены не позднее шести месяцев с момента первого введения в эксплуатацию или имеют пробег не более 6000 км.

     Зачёт входного налога в стране-члене ЕС, в которую осуществлена поставка, проводится только при выполнении следующих  условий:

     – он возможен только во время совершения поставки;

     – налогоплательщик может представить к зачёту только ту часть налога, которая включена в продажную стоимость товара или уплачена при импорте либо приобретении нового средства транспорта внутри ЕС;

     – размер налога, подлежащий зачёту, ограничивается суммой, которая подлежала бы взысканию в случае, если бы поставка новых средств транспорта облагалась налогом.

     Порядок введения данных ограничений определяется самостоятельно странами-членами ЕС, а вот процедура взимания НДС во внешнеторговых операциях может различаться в некоторых деталях, но принципиально едина для всех европейских государств.

     С 1997 г. взимается налог на импортируемые  товары (услуги) на территории страны-производителя (с дальнейшим возможным изменением ставки на территории страны потребления, но только в том случае, если эта ставка на 5% отличается от ставки НДС страны-экспортера). В соответствии с новой схемой предприниматели могут вычитать из суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, входной НДС, уже уплаченный ранее и учтенный в цене товара, поставленного из другой страны-члена ЕС.

     Благодаря введению принципа взимания косвенных  налогов на импортируемые товары по ставкам страны-производителя, полностью  сняты ограничения на ввоз из одной  страны в другую страну товаров, приобретаемых в личных целях.

     Ранее данные ограничения распространялись на подакцизные товары. Связано это  было с тем, что при покупке  товаров акциз и НДС остаются в бюджете государства, на территории которого продается товар. Но существует одно исключение из этого правила: при покупке новых автотранспортных средств сохранен прежний порядок. В этом случае при приобретении автотранспорта частным лицом НДС уплачивается в той стране, в которую это транспортное средство ввозится. С изменением правил взимания НДС с экспортно-импортных товаров тесным образом связана задача выравнивания ставок НДС в странах-членах ЕС.

     Предполагается, что в ближайшее время страны - члены ЕС примут двухуровневую  систему ставок НДС. Чтобы их сблизить, с января 1993 г. в ЕС рекомендованы минимальная стандартная (15%) и минимальная льготная (5%) ставки. Кроме того, сохраняется применение нулевой ставки по отношению к товарам, экспортируемым в третьи страны, но она не применяется в отношении экспорта в станы ЕС. Сохраняется и практика освобождения от НДС ограниченного круга товаров социальной направленности, но данное положение временное.

     Во  многих странах пониженные ставки, а также нулевые ставки (в Англии, Дании, Ирландии) применяются к социально значимым группам товаров первой необходимости, что свидетельствует о согласованности налоговой политики. Поэтому предлагается применять пониженную ставку в рамках унифицированной системы НДС к следующим группам товаров и услуг: продовольственным товарам, водо- и энергоснабжению и соответствующим энергопродуктам, фармацевтическим товарам первой необходимости, периодическим изданиям, перевозкам пассажирским транспортом. Стандартная же ставка применяется ко всем прочим товарам и услугам, кроме тех, которые освобождаются от НДС в соответствии с 6-й Директивой ЕС.

     Поскольку сближение существующих стандартных  ставок неизбежно должно привести к  изменениям бюджетных доходов многих стран, особое внимание обращается на постепенность процесса сближения и возможность определенного варьирования ставок НДС (стандартный уровень - 15-20%. пониженный - 5-9%) по усмотрению отдельных стран.

     Унификация базы налогообложения и ставок НДС имеет ключевое значение для устранения фискальных границ и обеспечения надежного источника собственных доходов бюджета ЕС в форме отчислений от налога: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4% поступлений НДС в европейский бюджет [62, c. 19].

     Переход во внешнеторговых отношениях к взиманию НДС по принципу страны происхождения товара (а не по принципу страны назначения) на макроуровне приводит к тому, что бюджетные интересы отдельных стран ущемляются: экспортирующее государство взимает НДС в свой бюджет, а импортирующее вынуждено возмещать НДС заказчикам товаров из своего бюджета и терпеть чистые убытки. Во избежание этого создаются клиринговые системы. Клиринг предполагает обеспечение возврата избытка доходов от НДС странам с бюджетными потерями.

     Решение вопросов гармонизации НДС на межгосударственном уровне неизбежно порождает возникновение  других вопросов. Сложность проблемы, разный подход к ней отдельных  стран, а также необходимость  единогласия при принятии решений  об унификации налогообложения ориентирует на постепенность всех изменений, осуществляемых в рамках построения единого европейского рынка.

     Пример  регулирования интеграционных процессов  в рамках ЕС показывает, что налоги, становятся важным механизмом формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными или политическими интересами.

     Рассмотренные правила налогообложения свидетельствуют  о гибкости подхода стран-участниц ЕС к процессу интеграции, о большом  внимании, уделяемом ими существующим различиям в уровне экономического развития и местным особенностям участников Союза. Это служит наглядным примером эволюционного развития экономики, в ходе которого с помощью экономических мер (таких, как налогообложение) некоторым образом сглаживаются различия в уровне экономического развития стран-участниц. Данный подход поучителен для России и Белоруссии, где традиционно проблемы экономики решались революционными методами, приводившими к серьёзной деформации в экономической и, следовательно, социальной сферах. 
 

     2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 
 

     В рамках стран СНГ действует Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., который предполагает поэтапное углубление интеграции посредством межгосударственной ассоциации свободной торговли, создания таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза. Этот документ, хотя и носит рамочный характер, однако достаточно чётко и однозначно определяет все элементы, позволяющие действительно реинтегрировать экономическое пространство.

     В дальнейшем в развитие Договора был подписан ряд соглашений, направленных на активизацию интеграционных процессов в Содружестве. Среди них - Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей от 23 декабря 1993 г., Протокол о механизме реализации этого соглашения от 15 апреля 1994 г., Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 ноября 1993 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., Соглашение о создании Платежного союза от 21 октября 1994 г.

Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран