Гармонизация налоговых систем зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время данная налоговая  проблема рассматривается в  
рамках деятельности ВТО, ОЭСР, ЕС и прочих межгосударственных организаций, что лишний раз доказывает необходимость широкой международной координации при решении вопросов, касающихся межстрановых аспектов налогообложения.

     Глобализация  в сфере банковской деятельности и сфере финансовых услуг, формирование тесно взаимосвязанной структуры  мировых центров торговли фондовыми  и валютными ценностями, производными финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами и т.д.) привели к возникновению практически круглосуточно функционирующих финансовых рынков, совокупный ежедневный оборот которых составляет миллиарды долларов. Рынки капитала были традиционно подвержены значительному влиянию со стороны факторов, связанных с налогообложением. Так, введение в 1963 году уравнительного налога (equalization tax) в США послужило причиной столь массового оттока инвесторов с американских фондовых рынков, что правительство США вскоре было вынуждено отменить данное налоговое нововведение. Однако в настоящее время в условиях чрезвычайно тесной взаимосвязи между мировыми финансовыми центрами и возможности фактически неограниченного перелива капиталов между ними степень влияния налоговых факторов значительно увеличилась.

     Возникновение такого сравнительно нового явления как международная налоговая конкуренция также принято связывать с глобализацией МЭО, возросшей мобильностью факторов производства и развитием инноваций в финансовой сфере и сфере информационных технологий.

     Помимо снижения налоговых ставок, международная налоговая конкуренция может заключаться в предоставлении преференциальных налоговых режимов в отношении розничного товарооборота, что является причиной такого явления как «международный шопинг», возможности освобождения от уплаты налога, отсутствия налогового контроля за практикой трансфертного ценообразования в рамках ТНК и т.д. При этом существование международной налоговой конкуренции имеет позитивные последствия, так она ограничивает стремление к неоправданному повышению уровня налоговых ставок исходя из политических интересов.

     Однако, являясь неотъемлемым элементом  системы мирохозяйственных связей, налоговая конкуренция может  привести к значительным негативным последствиям, а именно невозможности осуществления страной оптимальной налоговой политики ввиду необходимости уменьшения существующих налоговых ставок или применения менее эффективных налоговых инструментов, перераспределению инвестиционных ресурсов вне зависимости от реальных рыночных или конкурентных условий, «размыванию» налогооблагаемой базы. В случае использования методов недобросовестной налоговой конкуренции, выражающихся, в частности в необоснованном снижении налоговых ставок, одна страна фактически привлекает часть налоговой базы других стран, экспортируя при этом часть своей доли налогового бремени.

     Для сравнения налоговых систем разных стран необходим принципиально новый методический подход, который позволил бы сопоставлять уровни макроэкономического развития стран, ставки налогов, налогооблагаемые базы, льготы и другие элементы налоговых систем.

     С этой целью сформирована и обоснована система принципов и показателей, на основе которых осуществляется межстрановой сравнительный анализ современных налоговых систем. Результаты этой работы представлены в таблице 2. Представленная в этой таблице система принципов и показателей позволяет осуществлять межстрановой сравнительный анализ налоговых систем на основе статистической информации и экспертных оценок.

     Очевидно, что возможность возникновения негативных последствий обуславливает необходимость надлежащего регулирования и контроля за международной налоговой гармонизацией, основные принципы которой в настоящее время разрабатываются в рамках ОЭСР и ЕС.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ налоговой  политики зарубежных стран, направленной на гармонизацию налоговых отношений 

     2.1 Процесс гармонизации  налоговых систем  стран ЕС 
 

     Самым ярким проявлением интернационализации  и роста взаимозависимости хозяйственной  жизни государств является экономическая  интеграция в рамках ЕС. Гармонизация и унификация налоговых систем стран-членов ЕС стала мощным средством обеспечения интеграционных процессов внутри ЕС. Согласно Договору об образовании ЕЭС, вступившему в силу в 1958 г., унификации подлежали налог с оборота (НДС) и иные косвенные налоги. В рамках ЕС налог на добавленную стоимость стал важным инструментом борьбы за рынки сбыта с третьими странами, в частности с США, так как в соответствии с правилами ВТО, страны ЕС уменьшают на величину этого налога цены экспортируемых ими товаров и услуг.

     Опыт  ЕС в области гармонизации налога на добавленную стоимость на территории ЕС и создания условий для устранения фискальных границ может быть полезен  в регулировании отношений и  между странами-участницами Таможенного  союза внутри СНГ. Наконец, расширение экономических контактов стран на европейском рынке требует преобразования существующих сейчас налоговых систем в направлении создания более благоприятных условий для интеграции экономики в мировую и европейскую.

     Говоря  о процессе построения единого рынка и единого налогового пространства в Европе, необходимо учитывать эволюционный характер осуществляемых преобразований. На создание Таможенного союза было потрачено 45 лет. C начала формирования в 1951 г. ЕЭС, когда в странах-участницах были постепенно ликвидированы таможенные пошлины на продукцию чёрной металлургии и каменноугольной промышленности, до 1 января 1996 г., когда начал действовать Европейский таможенный союз. В настоящее время этот Союз характеризуется отменой таможенных пошлин при осуществлении торговых операций между государствами-участниками ЕС и применением в отношении третьих стран Единого таможенного тарифа (ЕТТ). В свою очередь тарификация товаров осуществляется в соответствии с Комбинированной номенклатурой товаров, действующей на условиях Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

     Что касается правил происхождения товаров  и методов определения таможенной стоимости, их применение для целей  налогообложения определено Таможенным кодексом ЕС, принятым в форме Регламента Совета ЕС от 12 октября 1992 г.

     При проведении совместных реформ в налоговой  политике страны ЕС, с одной стороны, стараются обеспечить максимально  возможную степень унификации своих  налоговых систем, с другой - учесть зачастую не совпадающие требования стран - членов ЕС.

     В связи с отменой таможенных границ между странами - членами ЕС с 1 января 1993 г. значительно изменились правила  налогообложения. Отмена границ сделала  возможным отказ от большого числа  таможенных документов, но вызвала появление новых налогооблагаемых операций и привела к введению новых формальностей.

     Необходимо  отметить, что существующая система  взимания НДС имеет переходный характер: речь идет о переходе от существовавшей ранее к новой системе, основанной на принципе происхождения, разработанной ещё в 1985 г. специальной Комиссией ЕС. В соответствии с этим принципом налог на добавленную стоимость должен взиматься продавцом в месте продажи товара по местным ставкам, а покупатель (в случае, если он имеет право на возмещение уплаченного налога) должен вычитать уплаченный налог из суммы, причитающейся к внесению в бюджет по налоговой декларации. Окончательно суммы НДС должны были бы урегулироваться между странами-участниками с помощью клирингового механизма.

     Однако данная система пока не работает по двум причинам. Во-первых, не было полной уверенности в том, что клиринговый механизм будет достаточно эффективен, во-вторых, вследствие недостаточной гармонизации ставок НДС в странах-членах ЕС появились опасения возникновения существенных изменений товарных потоков.

     Вследствие  этого возникла необходимость в  переходной системе, однако предполагается, что система, основанная на принципе происхождения, будет воплощена  в жизнь.

     До  этого проводилась поэтапная гармонизация ставок налога. Так, согласно директиве ЕС от 19 октября 1992 г. установлены минимальные ставки налога, а также виды товаров и услуг, на которые ставки налога могут быть снижены.

     По  новым правилам большая часть  внешнеторгового оборота внутри ЕС всё ещё будет облагаться налогом в стране - импортере товаров или услуг. До 1993 г. это достигалось применением нулевой ставки в стране-экспортере и обложении налогом в стране-импортере. Поскольку сейчас стало невозможным облагать налогом импортируемые товары на границе, были разработаны правила, позволяющие облагать налогом импортные товары при их свободном обращении внутри страны-импортера. Таким образом, оборот по реализации товаров и услуг внутри ЕС был освобожден от НДС в странах-экспортерах, но возникла новая налогооблагаемая операция - внутрисоюзное приобретение товаров. Введение данной системы привело к тому, что НДС, уплаченный при приобретении товаров, уже не мог быть выплачен на границе, поэтому его возмещение было перенесено на лицо, покупающее товар.

     Кроме того, стали действовать новые правила в отношении перемещения товаров через границу, не сопровождающегося переходом права собственности, и передачи материалов для переработки. Данные обороты были отнесены к внутрисоюзным оборотам.

     Упростились также правила налогообложения в случае триангуляции, т.е. несовпадения потока инвойсов и потока товаров внутри ЕС. В этом случае товары продаются промежуточному покупателю в другом государстве-члене ЕС, которое в свою очередь продает их конечному покупателю в третьей стране-члене ЕС. Товары же передаются непосредственно конечному покупателю. По упрощенным правилам продажа промежуточному покупателю не подлежит обложению налогом, налог же при окончательной продаже будет учтен конечным покупателем в стране-импортере. Вследствие этого промежуточному покупателю не обязательно регистрироваться в качестве плательщика НДС ни в стране происхождения товара, ни в стране-импортере.

     Покупка товаров физическими лицами в  принципе подлежит обложению налогом  в стране происхождения товара. Это означает, что если физическое лицо путешествует из одной страны-члена ЕС в другую с целью закупки товаров (кроме новых транспортных средств) для личного пользования, то такой оборот будет облагаться налогом только в той стране, в которой совершается покупка. При возврате в страну проживания налог взиматься не будет. В дополнение к этому беспошлинная торговля продолжалась до 30 июня 1999 г. в морских портах и аэропортах, двух терминалах туннеля под Ла-Маншем, а также на борту морских и воздушных судов для пассажиров, следующих маршрутами транспорта внутри Европейского Союза.

     Однако  в случае покупки новых транспортных средств правило имеет исключение. Так, при покупке нового автомобиля налог будет взиматься как  в стране происхождения товара, так  и в стране, в которую он вывозится. В ситуации с автомобилем это будет страна, в которой он будет зарегистрирован как транспортное средство.

     Существенному изменению подверглись и правила  налогообложения товаров, приобретаемых  внутри стран-членов ЕС юридическими лицами определенных типов, например, медицинскими учреждениями и органами местного самоуправления (ранее освобожденными от уплаты налога). Теперь в случае превышения ими определенных пределов оборота они также будут облагаться налогом [27, c. 25].

     Порядок налогообложения товаров, импортируемых из стран - членов ЕС или экспортируемых в страны - не члены ЕС, в основном остался прежним, т.е. пограничное таможенное оформление и обложение налогом на добавленную стоимость продолжает применяться для товаров, выпускаемых в свободное обращение.

     Налогообложение услуг также почти не претерпело существенных изменений. Однако введены  новые правила определения места  предоставления услуг и лица, обязанного платить налог, для случаев предоставления внутри стран-членов ЕС услуг грузового и вспомогательного транспорта, а также услуг определенных посредников.

     Серьёзное внимание в новой системе было уделено новым административным процедурам, включающим в себя:

     – обязательное указание регистрационного номера покупателя - плательщика НДС на выставляемых счетах-фактурах (регистрационный номер плательщика НДС дополнен индексом, указывающим на страну регистрации);

     – представление дополнительных сведений, помещаемых в периодический отчет по НДС;

     – ведение в определенных случаях реестра товаров отгруженных и товаров полученных;

     – представление ежемесячных статистических отчетов о товарообороте между странами - членами ЕС в случаях, когда годовой оборот определенных товаров превышает установленный минимум;

     – регистрация налогоплательщиков в целях налогообложения в каждой стране-члене ЕС, в которой производятся закупки.

     Введение  данных процедур потребует сбора  и обработки большого количества информации, в частности обо всех товарах, закупленных и проданных, перевезенных транзитом через другие страны-члены ЕС, о выставленных счетах-фактурах, обо всех покупателях (и их регистрационных номерах налогоплательщика) из стран-членов ЕС, обо всех поставщиках из стран-членов ЕС, которым необходимо представить сведения о своем регистрационном номере налогоплательщика, о применимости специальных правил налогообложения, о необходимости регистрации налогоплательщика в одной или более стране-члене ЕС.

Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран