Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.
Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65
Национальная налоговая политика определяется как совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного эффекта при мобилизации налоговых ресурсов и управлении ими в пределах экономического пространства государства. Налоговая политика является отражением экономического базиса общества и должна обеспечивать все предусмотренные направления экономического роста.
Однако сегодня в условиях расширения международных хозяйственных связей невозможно оценивать и рассматривать национальную налоговую политику только как комплекс мер, предусматривающих внутреннее регулирование в стране. Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов существенно усиливает значение налогов в распределительных отношениях как между субъектами хозяйствования и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность.
Новая
роль налогообложения может
Таким образом, с изменением структуры
и основ мирового хозяйства, выражающемся
в его продолжающейся глобализации, происходит
качественное изменение роли налогообложения
в современной системе МЭО.
Сохранив функции внутригосударственного рычага пополнения бюджета и обеспечения мер социальной и экономической политики, налогообложение начинает оказывать значительное влияние на международное размещение факторов производства, динамику прямых и портфельных инвестиций, деятельность финансовых рынков, превращаясь в один из важных регулирующих механизмов современных МЭО [25, c. 50].
В настоящее время всё более явным становится фактический переход степени влияния налоговой политики с внутригосударственного на наднациональный уровень, при котором величина налоговых доходов одной страны напрямую зависит от налоговой политики других стран. Иначе говоря, меры внутренней налоговой политики оказывают воздействие на экономическую ситуацию в других государствах и могут не привести к ожидаемым результатам при отсутствии координации с налоговой политикой этих других стран. В долгосрочной перспективе развитие данного процесса, стимулируемое возрастающей мобильностью факторов производства, может привести к полной или частичной конвергенции между налоговыми системами различных стран.
На современном этапе развития МЭО налогообложение становится новой областью конкуренции на межгосударственном уровне, что имеет как свои позитивные, так и негативные стороны. Помимо этого, возрастает значение координации в сфере налогообложения для расширения политических и экономических интеграционных процессов в рамках соответствующих межгосударственных региональных групп и объединений.
Обеспечение экономического роста и стабильности невозможно без реализации эффективной внешнеэкономической политики, поэтому национальная налоговая политика должна предусматривать ряд соответствующих мер. Вступая в различного рода экономические группировки, государство берёт на себя обязательства осуществления межгосударственной экономической политики, определяющей необходимость формирования и жизнеспособность создаваемых экономических союзов. В связи с этим при заключении договоров, предусматривающих создание интеграционных объединений, государства должны быть готовы к частичной утрате экономического суверенитета, а также к приобретению прав на выработку совместной межгосударственной экономической политики и обязанностей её обеспечения и достижения совместного экономического роста и благосостояния. Поэтому добровольность и готовность к объединению являются обязательными требованиями экономической интеграции [11, c. 59].
При заключении договоров о взаимном сотрудничестве и создании различного рода экономических образований определяются общие направления совместной экономической политики для достижения целей создания таких образований. Так, создание начальной формы интеграционного экономического образования зоны свободной торговли (ЗСТ) определяет в качестве основного и практически единственного принципа взаимоотношений - фритредерство (free trade), предполагающего свободу движения товаров и услуг. Естественно, выбранная цель закрепляется во взаимной договорной политике.
Гармонизация налоговых отношений во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные её социально-экономические и политические последствия и факторы риска, которые могут вызвать какие-либо отклонения от заданных параметров, способности четко реагировать на эти отклонения и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.
То
состояние неустойчивого
1.3
Основные проблемы,
возникающие при
гармонизации налоговых
систем
Гармонизация налогообложения на территориях интегрирующихся государств определяет основные принципы и правила организации процесса налогообложения в пределах экономического образования и является обязательным условием создания единого налогового пространства. С этой целью в рамках согласованно проводимой политики гармонизации налогообложения должны быть выработаны формы и методы налогообложения, позволяющие учитывать и уровень развития национальной экономики, и межгосударственные приоритеты объединенной экономики.
Эффективность работы налогового механизма выявляется путем анализа реального состояния экономики, поэтому в его основу должна быть положена научно обоснованная оценка системы налогообложения, действующей на территории каждого государства. Это позволит увидеть положительные и отрицательные стороны сложившейся практики налогообложения, выявить наиболее эффективные формы налогового изъятия с целью их применения для организации налогообложения в экономическом союзе. Выбранная концепция налогообложения, согласно которой и осуществляется процесс согласования общей налоговой политики, строится с учётом особенностей национальной модели рыночной экономики [36, 131 c].
Исторически формировались две модели рыночной экономики. Либеральная модель, которая отличается ограниченным вмешательством государства в хозяйственные процессы, незначительной долей государственного сектора, патернализмом государства, распространяющимся только на беднейшие слои населения, низким уровнем налогового бремени (США, Англия, Франция) и социально-ориентированная модель, которая характеризуется значительной степенью государственного регулирования, существенной долей государственного сектора, охватом социальными программами практически всех слоев населения, высокими ставками налогов, широким кругом налогоплательщиков, незначительными льготами, высоким уровнем централизации налогов в ВВП (Германия, Норвегия, Швеция, Австрия, Япония).
Создание единого налогового пространства государствами, придерживающимися разных подходов к формированию национальной модели рыночной экономики, представляется, достаточно проблематичным, поскольку не позволяет выработать единый взгляд на роль и место налогов в регулировании объединенной экономики. Однако политика налоговой гармонизации может частично устранить это неравенство путем согласования налоговых вопросов. Но какие бы государство не выбрало приоритеты развития, система налогообложения, концентрируя в распоряжении государственной власти необходимую долю денежных средств, не должна нарушать воспроизводственные процессы, то есть должны соблюдаться три основные требования к налогообложению:
– в перераспределение может включаться только реально созданная стоимость;
– конечная цель перераспределения - максимально возможное удовлетворение общественных потребностей;
– перераспределение осуществляется в интересах всех участников процесса воспроизводства при строгом сохранении паритета между разными формами собственности в целях создания конкурентоспособной экономической среды.
В связи с тем что отдельные страны могут иметь разные структуру и формы налогообложения с учетом национальных и отраслевых особенностей экономики, вместе с тем более или менее соответствующие требованиям, предъявляемым к формированию системы налогообложения, к их сравнительному анализу в условиях совместной организации налогообложения требуется определенный подход.
За основу при сравнении национальных налоговых систем необходимо брать два параметра: эффективность налоговой системы и её адаптивность [37, c. 55].
Первый параметр показывает, насколько действующее национальное налогообложение соответствует классическим принципам построения налоговых систем, целям и задачам налоговой политики государства, а также позволяет распространить положительный опыт на общий механизм налогообложения в пределах единого экономического пространства.
Адаптивность позволяет определить возможность гибко и без ущерба для национальной экономики приспосабливать национальные налоговые системы одна к другой в соответствии с общей налоговой политикой.
Эффективность налоговой системы определяется различными показателями, с помощью которых можно выяснить, насколько выбранные формы налогообложения соответствуют своему функциональному назначению: формировать доходы бюджета, не сдерживая предпринимательскую активность.
При
определении эффективности
Эластичностью
налога (Э) называется относительное
изменение объема его поступлений
при данной налоговой системе (которая
остается неизменной) по отношению
к процентному изменению базы налогообложения.
Эластичность придает налоговой системе
внутреннюю гибкость. Коэффициент эластичности
можно записать следующим образом:
Э
= П : п,
где П – процентное изменение налоговых поступлений (при неизменной налоговой системе);
п – процентное изменение базы налогообложения.
Если
вместо базы налогообложения использовать
показатель ВВП, то эластичность ВВП
будет исчисляться следующим
образом:
Дельта АТ : АТ
Э = ─────────────────,
Дельта
GDP : GDP
где АТ – налоговые поступления при неизменной налоговой системе;
GDP – валовой внутренний продукт;
Дельта - изменение за указанный период.
Налоговая система считается эластичной, если коэффициент эластичности больше единицы, что означает более быстрое увеличение поступлений налогов по отношению к ВВП без введения новых налогов или изменения налоговых ставок, то есть без дискреционных изменений в налоговой политике.
Эластичность - положительное явление, которое, по мнению международных экспертов, следует поощрять в тех странах, где рост государственных расходов имеет тенденцию опережать прирост ВВП. Налоговая система обычно эластична по ВВП, когда налогом облагаются быстро развивающиеся отрасли экономики, налоговые ставки носят прогрессивный характер, налоги взимаются со стоимости, а не с конкретного объекта и когда сбор налогов не затягивается. Последний момент особенно важен в условиях высокой инфляции, когда слишком большой разрыв между периодом исчисления налогов и их сбором ведет к снижению реальной стоимости налоговых поступлений.
Следует также отметить, что развитие новых отраслей в сфере услуг, а также возросшая мобильность компаний, занятых в данных отраслях (в особенности это относится к интернет-бизнесу и электронной торговле), привели к возникновению дополнительных трудностей в налогообложении. Основной проблемой, стоящей в настоящее время перед налоговыми ведомствами различных стран, является необходимость обеспечения действенного налогового контроля за функционированием данных отраслей и компаний в условиях, когда подчас практически невозможно определить, к какой стране относится возникший объект налогообложения [26, c. 7].
Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран