Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа
Цель работы – с позиции анализа процесса трансформации налоговых отношений и изучения устойчивых связей формирующих внешние и внутренние факторы налоговой макросистемы, разработать концептуальную модель гармонизации налогового реформирования в её функциональном и организационно-процессном аспекте.
Введение 5
1 Теоретические аспекты гармонизации налоговых систем 8
1.1 Гармонизация налоговых систем: сущность, методы, принципы 8
1.2 Необходимость гармонизации налоговых систем, в условиях
экономической интеграции 12
1.3 Основные проблемы, возникающие при гармонизации налоговых систем 17
2 Анализ налоговой политики зарубежных стран,
направленной на гармонизацию налоговых отношений 24
2.1 Процесс гармонизации налоговых систем стран ЕС 24
2.2 Реформирование налоговых систем стран, входящих в СНГ 34
3 Перспективы создания гармонизированной налоговой системы в
странах ЕС и СНГ 46 3.1 ЕС – особенности налоговых систем отдельных стран и их
согласование с единой налоговой политикой 46
3.2 Возможные пути решения проблем гармонизации в странах СНГ 51
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения А-Б 65
В Соглашении о создании зоны свободной торговли так определяется цель её создания: действуя в направлении последовательной реализации положений Договора о создании Экономического союза, формируют условия для свободного движения товаров и услуг, обеспечивают сбалансированность взаимной торговли и стабилизацию внутреннего экономического потенциала, содействуют росту экономического потенциала государств-участников на основе развития взаимовыгодных кооперационных связей и сотрудничества.
Для достижения этих целей предусматривают:
– постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;
– устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг;
– создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
– координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участницами названного Соглашения;
– координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей Соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);
– содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
– гармонизацию и (или) унификацию законодательства договаривающихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
В Соглашении не оговорены конкретные мероприятия в области налогообложения, за исключением отмены налогов, эквивалентных по действию таможенным пошлинам, однако необходимость обеспечения принципа свободной торговли приводит к межгосударственному согласованию вопросов налогообложения товаров, курсирующих на территории зоны свободной торговли.
В связи с этим налоговая политика в рамках опосредует только тот налоговый механизм, который соответствует цели создания, а именно обеспечивает свободное движение товаров и услуг, а также свободу конкуренции в пределах данной зоны [49, c. 84].
Все внутренние механизмы (тарифные и налоговые регуляторы, нетарифные ограничения), препятствующие свободе предпринимательства, согласовываются с целью их постепенной унификации или отмены. Формирование единого налогового пространства находится на начальной стадии. Это объясняется как неразвитостью интеграционных связей, отсутствием единого экономического пространства, так и недостатками межнациональных органов, ограниченностью круга рассматриваемых вопросов совместной налоговой политики. Практически налоговый механизм, направлен на устранение ценовых налоговых барьеров, т.е. на гармонизацию косвенных налогов и таможенных платежей.
Последние 10 лет в государствах-участниках СНГ происходят глубокие структурные изменения, определяемые общим для них характером процесса перехода к свободному рынку. Эта закономерность подтверждается ходом экономических реформ в государствах СНГ. Вместе с тем существенные различия в темпах и направлениях проведения экономических реформ возникают как следствие неодинаковых подходов к государственному регулированию экономики, разнообразного сочетания социально-политических, экономических и природных факторов.
Такое разнообразие в условиях создания начальных форм экономической интеграции порождает чрезмерное многообразие подходов и правил регулирования экономических отношений, не позволяет обеспечить унификацию хозяйственного законодательства государств-участников экономических союзов, в первую очередь по вопросам налогообложения и собственности. Наиболее остро эти проблемы встают на уровне межгосударственного регулирования. В вопросах регулирования государствами внешнеэкономической деятельности и в позициях государств и хозяйствующих субъектов также имеются существенные противоречия объективного и субъективного характера. Всё это приводит к ориентации государств СНГ на различные мировые и региональные внешние рынки, сужает внутреннюю систему экономических стимулов и препятствует развитию Таможенного союза.
Из
изложенного можно сделать
Согласованная налоговая политика государств формируется с учётом особенностей экономического пространства государств и оценки различных ресурсов, характерных для этого пространства. Это не только природные (не возобновляемые), но и другие ресурсы - трудовые ресурсы, находящиеся на единой таможенной территории, капиталы (в первую очередь национальные), свободно обращающиеся на этой территории, передовые технологии и предпринимательская способность.
Координирование вопросов внутреннего и внешнего налогообложения в рамках регионального интеграционного образования позволяет обеспечить эффективность государственных мер по изменению структуры национальной экономики, использовать их для построения общего внутреннего рынка товаров, услуг, капиталов и труда. Согласованная налоговая политика позволяет преодолеть негативные последствия, вызванные отменой внутренних барьеров и взаимных ограничений для торговли в пределах Союза. Страны, имеющие неконкурентоспособные цены на однотипную продукцию, производимую в пределах экономического образования, оказываются в существенном проигрыше при открытии своих границ свободному импорту товаров по более низким ценам, в то время как страны со взаимодополняющей структурой внешнеторгового оборота выигрывают на уменьшении издержек за счёт беспрепятственного межотраслевого товарного движения.
Расширение
внешнеэкономического сотрудничества
требует согласования принципов налоговой
политики стран-участниц СНГ. Объясняется
это высокой степенью интегрированности
и взаимосвязями всех хозяйственных секторов
стран СНГ. Для минимизации действий, наносящих
экономический ущерб друг другу, проведения
скоординированных экономических реформ,
направленных на создание рыночной экономики,
в которой главными экономическими регуляторами
являются налоги, правительства СНГ
взяли на себя обязательства проводить
согласованную налоговую полити
В соглашении стран-участниц СНГ зафиксировано обязательство координировать такие положения законодательства о налогах, как:
– правила определения субъектов и объектов налогообложения, порядок учёта затрат на производство и реализацию продукции (по налогу на прибыль предприятий);
–
принципы определения облагаемых доходов
– применение единой ставки НДС и унифицированного порядка его исчисления и уплаты.
По
вопросам двойного налогообложения каждая из участвующих
стран СНГ должна заключать новые соглашения
между собой и с другими иностранными
государствами и выполнять их самостоятельно.
15 мая 1992 в Ташкенте подписан Протокол
об унификации подхода к заключению соглашений
об избежании двойного налогообложения доход
Главы правительств стран-участниц СНГ договорились использовать между собой и с третьими странами типовое соглашение, которое определяет унифицированы подходы и условия при подготовке соответствующих соглашений. Типовое соглашение, подписанное Советом Глав Правительств стран СНГ, имеет рекомендательный характер. Подписан также Договор о Таможенном союзе между рядом стран-участниц СНГ.
Рассматривая эволюцию налоговых отношений в СНГ можно отметить, что к основным источникам налоговых доходов республик в 1960 - 1980-е гг. относились платежи из прибыли предприятий, налог с оборота, подоходный налог с доходов населения, налоги на внешнюю торговлю. При этом к середине 1980-х гг. налоговые доходы бюджета значительно снизились. Это было связано, во-первых, со снижением налогового бремени в связи с попытками либерализации экономики и повышения мотивации труда, а также с желанием сориентировать предприятия на максимизацию прибыли (что, в частности выражалось во введении определенных схем распределения прибыли между предприятиями и бюджетом). Такая политика не обеспечила роста налоговых поступлении и привела к снижению контроля за государственными предприятиями, что, в свою очередь, ещё более снизило отчисления от прибыли предприятий в бюджет. Во-вторых, неблагоприятная конъюнктура внешних рынков вызвала снижение доходов государства от экспорта энергоносителей к концу 1980-х гг. приблизительно в два раза по сравнению с началом десятилетия. На фоне проблем, связанных со сбором налогов, происходило ухудшение обшей макроэкономической ситуации в республиках, что негативно влияло на динамику налоговых поступлений. Это, в частности, касалось налога с оборота, поступления которого резко снизились в 1990 и 1991 гг. Эти факторы привели к принятию в 1990 г. некоторых мер по ужесточению налоговой политики, в частности к резкому повышению отчислений на социальное страхование и установлению порядка обязательной продажи предприятиями части валютной выручки. Однако большинство этих мер не принесли ожидаемого результата, в итоге к моменту распада СССР правительства бывших союзных республик столкнулись с острым бюджетным кризисом и необходимостью срочного реформирования налоговой системы. На рисунке 2 отражены основные налоговые доходы в начальный период реформ, а на рисунке 3 показана структура налоговых доходов в тот же период.
Информация о работе Гармонизация налоговых систем зарубежных стран