Структура социологического знания. Социальные связи, взаимодействия и отношения. Социальный эксперимент. Анализ документов как метод вто

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:39, реферат

Описание работы

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный французский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный факт: « Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе». Действительно, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, почему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т.д.?

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Но, прежде всего, необходимо отметить, что далеко не все документы являются полезными при анализе определенной проблемы. Даже если внешне они выглядят вполне подходяще. Существует несколько критериев полезности информации. В начале исследования будет далеко не лишним подвергнуть имеющиеся документы проверке на их пригодность целям исследования.

Полнота. Этот критерий означает обязательность проведения полноценного поиска информации по источнику в полном объеме. Если какой-либо источник содержит только часть информации, причем априори неизвестно, какую часть, то полагаться на него не следует.

Актуальность. Как правило, информация, которая требуется для анализа ситуации, актуальна только в конкретные, ограниченные интервалы времени. Она может оказаться устаревшей и неприемлемой.

Доступность. В настоящее время ничего недоступного нет. Вопрос только в цене и усилиях, которые исследователь готов затратить для получения документов.

Степень достоверности. Решение о степени достоверности того или иного источника является очень важным критерием. Любая информация содержит искажения, неточности, несоответствия и т.п. Вторичная переработка ее может значительно увеличить погрешности. Достоверность информации очень важно определить до начала исследования.

Независимость. Большинство информационных источников, в особенности СМИ, являются зависимыми от реальных владельцев. Только имея возможность сравнивать информацию, полученную из разных независимых источников, можно быть уверенным в том, что отраженная в них картина отображает действительность.

Релевантность. Соответствие информации решаемым задачам и ее направленность.

Достаточность. Избыточность информации мешает и отвлекает на детали, которые не имеют значения для решаемой задачи. Получить информацию недостаточно. Нужно привести ее к виду, удобному для прочтения и анализа: удалить ненужную и устаревшую информацию, информационные шумы, структурировать документы для дальнейшей аналитики.

Системность. Документы должны быть объединены в целостную систему, не быть разрозненными. Иначе понимание процесса может быть нарушено.

Минимальное требование при проверке пригодности и достоверности документов - ответить на несколько вопросов:

- что представляет собой документ?

- кто автор документа?

- время создания документа?

- каковы цели создания документа?

- какова надежность создания самого документа?

- какова достоверность зафиксированных в них данных?

- какого общественное воздействие документа?

- источники вторичной информации?

Мы живем в информационном обществе. Сведения циркулируют между людьми и организациями, аккумулируются и накапливаются в разных формах и различных хранилищах. Мест скопления тематической информации весьма много: официальная информация, средства массовой информации, специальные издания; книги, учебники, монографии; государственная и отраслевая статистика, государственные службы и органы, базы данных, Интернет, источники профессиональной информации о компаниях и персоналиях; информация о патентах, торговых марках, правах и праве на копирование, официальные отчеты фирм и их программные заявления, реклама, бизнес-планы, новости и события, информация с выставок и ярмарок, мониторинг окружающей рыночной среды, информация исследовательских фирм, неофициальная информация. Маркетинговые действия иногда сравнивают с действиями военными, и часто это оказывается весьма точным сравнением. А говоря о маркетинге языком военных, можно представить средние нормы падения ценности информации:

- оперативно-тактическая разведывательная информация теряет 10% ценности в день;

- информация об акциях и маркетинговом наступлении через 10 дней теряет 2/3 своей практической деятельности;

- информация о стратегических изменениях в действиях конкурентов теряет 10% ценности в месяц, 50% за полгода и 75% за год;

- сведения об относительно стабильных факторах (адреса, телефоны, руководители, технологии) устаревают не менее чем на 10% в год.

Более простым, быстрым и доступным способом получения вторичной информации может стать сбор сведений внутри организации.

Внутренняя информация - разного рода сведения, которые циркулируют в сфере предприятия: финансовые отчеты, цены, продажи и т.п. Такой информации, как правило, накапливается достаточно много. И ее анализ почти всегда бывает очень целесообразен в соотнесении с внешней информацией. Можно выделить следующие источники:

- показатели (результаты) деятельности: доля рынка, объем производства/продаж, прибыль, рентабельность, коэффициенты и т.д.

- показатели связи с внешним окружением: всесторонний анализ конкурентов, рекламная активность, отзывы потребителей, PR-активность и т.д.

- анализ затрат, анализ поставщиков, анализ ассортимента, оценка конкурентоспособности, анализ целей и стратегий.

Анализируя источники вторичной информации необходимо помнить:

- наиболее эффективно поставить информационную работу можно с помощью мониторинга - регулярной организации отслеживания содержания источников;

- главные преимущества работы со вторичными внешними источниками - быстрота и низкие затраты;

- главные недостатки информационного исследования по вторичным источникам - невозможность получить прямой ответ на конкретно поставленный вопрос;

- данные о различных источниках часто дублируют друг друга. Поэтому количественное увеличение источников не переходит на качественно более высокий уровень.

Анализ косвенной информации применяется в различных науках - от социологии до литературы. В настоящее время достаточно часто кабинетные исследования на основе вторичной информации в том или ином виде используются в маркетинге. К кабинетным маркетинговым исследованиям можно отнести: анализ потенциала предприятия, анализ конкурентов, анализ микро- и макросреды фирмы, анализ ситуации на рынке и его сегментах.

 

Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что исследование за письменным столом может стать основополагающим при формировании общей стратегии масштабного полевого проекта, и при этом сохранить множество финансовых, временных и человеческих ресурсов. К тому же вторичный анализ, в силу того, что он проводится на основе ранее проведенных исследований, предполагает достаточно высокий уровень развития социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные связи, взаимодействия и отношения.

 

Введение.

 

По замечанию К. Маркса, общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

        Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида.
         Эти взаимодействия институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер.

        Социальные институты и организации в системе социальных связей - это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества.

 

Социальная связь – это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей. В любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между людьми (даже если они не находятся в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой социальной жизни общества.

 

Социальная связь включает такие основные элементы:

-- субъекты этой связи,

-- предмет связи, характеризующий содержание связей;

-- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Социальные взаимодействия – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Соц. взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их:

1. по количеству субъектов взаимодействия на:

-- взаимоотношения двух людей друг с другом;

-- одного и многих;

-- многих и многих;

 

2. по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на:

-- односторонние и

-- двусторонние,

-- а также на солидарные и

-- антагонистические;

 

3. по своей длительности на:

-- кратковременные и

-- долговременные;

 

4. по наличию или отсутствию организованности на:

-- организованные и

-- неорганизованные;

 

5. по сознательности взаимодействия:

-- сознательные и

-- бессознательные;

 

6. по материи обмена в процессе обмена на:

-- интеллектуальные,

-- чувственные и

-- волевые.

 

Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия.

 

Существуют 3 формы социального взаимодействия по типу координации:

Поведение

Некоторая последовательность поступков, представляет собой реакцию индивида на поступки, реактивно

Обмен действиями

координация поступков на основе смысла, вкладывается в них участниками

Непосредственное взаимодействие - face to face.

Опосредованное взаимодействие - это взаимодействие на расстоянии.

 

4 вида дистанций:

1) интимная дистанция - до 45 см

2) личная дистанция - до 120 см

3) соц. Дистанция - больше 120 см, меньше 360 см

4) публичная дистанция - более 3,5 м

 

В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.

М. Вебер, например, считал, что социология «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

Социальное действие – это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1)  целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное действие (основано на безусловной вере людей в определенные ценности, представления о должном);

3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.

Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:

1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.

2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.

3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.

4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности – культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.

Информация о работе Структура социологического знания. Социальные связи, взаимодействия и отношения. Социальный эксперимент. Анализ документов как метод вто