Но, прежде всего, необходимо отметить, что далеко не все документы являются полезными при анализе определенной проблемы. Даже если внешне они выглядят вполне подходяще. Существует несколько критериев полезности информации. В начале исследования будет далеко не лишним подвергнуть имеющиеся документы проверке на их пригодность целям исследования.
Полнота. Этот критерий означает обязательность проведения полноценного поиска информации по источнику в полном объеме. Если какой-либо источник содержит только часть информации, причем априори неизвестно, какую часть, то полагаться на него не следует.
Актуальность. Как правило, информация, которая требуется для анализа ситуации, актуальна только в конкретные, ограниченные интервалы времени. Она может оказаться устаревшей и неприемлемой.
Доступность. В настоящее время ничего недоступного нет. Вопрос только в цене и усилиях, которые исследователь готов затратить для получения документов.
Степень достоверности. Решение о степени достоверности того или иного источника является очень важным критерием. Любая информация содержит искажения, неточности, несоответствия и т.п. Вторичная переработка ее может значительно увеличить погрешности. Достоверность информации очень важно определить до начала исследования.
Независимость. Большинство информационных источников, в особенности СМИ, являются зависимыми от реальных владельцев. Только имея возможность сравнивать информацию, полученную из разных независимых источников, можно быть уверенным в том, что отраженная в них картина отображает действительность.
Релевантность. Соответствие информации решаемым задачам и ее направленность.
Достаточность. Избыточность информации мешает и отвлекает на детали, которые не имеют значения для решаемой задачи. Получить информацию недостаточно. Нужно привести ее к виду, удобному для прочтения и анализа: удалить ненужную и устаревшую информацию, информационные шумы, структурировать документы для дальнейшей аналитики.
Системность. Документы должны быть объединены в целостную систему, не быть разрозненными. Иначе понимание процесса может быть нарушено.
Минимальное требование при проверке пригодности и достоверности документов - ответить на несколько вопросов:
- что представляет собой документ?
- кто автор документа?
- время создания документа?
- каковы цели создания документа?
- какова надежность создания самого документа?
- какова достоверность зафиксированных в них данных?
- какого общественное воздействие документа?
- источники вторичной информации?
Мы живем в информационном обществе. Сведения циркулируют между людьми и организациями, аккумулируются и накапливаются в разных формах и различных хранилищах. Мест скопления тематической информации весьма много: официальная информация, средства массовой информации, специальные издания; книги, учебники, монографии; государственная и отраслевая статистика, государственные службы и органы, базы данных, Интернет, источники профессиональной информации о компаниях и персоналиях; информация о патентах, торговых марках, правах и праве на копирование, официальные отчеты фирм и их программные заявления, реклама, бизнес-планы, новости и события, информация с выставок и ярмарок, мониторинг окружающей рыночной среды, информация исследовательских фирм, неофициальная информация. Маркетинговые действия иногда сравнивают с действиями военными, и часто это оказывается весьма точным сравнением. А говоря о маркетинге языком военных, можно представить средние нормы падения ценности информации:
- оперативно-тактическая разведывательная информация теряет 10% ценности в день;
- информация об акциях и маркетинговом наступлении через 10 дней теряет 2/3 своей практической деятельности;
- информация о стратегических изменениях в действиях конкурентов теряет 10% ценности в месяц, 50% за полгода и 75% за год;
- сведения об относительно стабильных факторах (адреса, телефоны, руководители, технологии) устаревают не менее чем на 10% в год.
Более простым, быстрым и доступным способом получения вторичной информации может стать сбор сведений внутри организации.
Внутренняя информация - разного рода сведения, которые циркулируют в сфере предприятия: финансовые отчеты, цены, продажи и т.п. Такой информации, как правило, накапливается достаточно много. И ее анализ почти всегда бывает очень целесообразен в соотнесении с внешней информацией. Можно выделить следующие источники:
- показатели (результаты) деятельности: доля рынка, объем производства/продаж, прибыль, рентабельность, коэффициенты и т.д.
- показатели связи с внешним окружением: всесторонний анализ конкурентов, рекламная активность, отзывы потребителей, PR-активность и т.д.
- анализ затрат, анализ поставщиков, анализ ассортимента, оценка конкурентоспособности, анализ целей и стратегий.
Анализируя источники вторичной информации необходимо помнить:
- наиболее эффективно поставить информационную работу можно с помощью мониторинга - регулярной организации отслеживания содержания источников;
- главные преимущества работы со вторичными внешними источниками - быстрота и низкие затраты;
- главные недостатки информационного исследования по вторичным источникам - невозможность получить прямой ответ на конкретно поставленный вопрос;
- данные о различных источниках часто дублируют друг друга. Поэтому количественное увеличение источников не переходит на качественно более высокий уровень.
Анализ косвенной информации применяется в различных науках - от социологии до литературы. В настоящее время достаточно часто кабинетные исследования на основе вторичной информации в том или ином виде используются в маркетинге. К кабинетным маркетинговым исследованиям можно отнести: анализ потенциала предприятия, анализ конкурентов, анализ микро- и макросреды фирмы, анализ ситуации на рынке и его сегментах.
Заключение.
Таким образом, можно констатировать, что исследование за письменным столом может стать основополагающим при формировании общей стратегии масштабного полевого проекта, и при этом сохранить множество финансовых, временных и человеческих ресурсов. К тому же вторичный анализ, в силу того, что он проводится на основе ранее проведенных исследований, предполагает достаточно высокий уровень развития социологии.
Социальные связи, взаимодействия и отношения.
Введение.
По замечанию К. Маркса, общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида.
Эти взаимодействия институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозобновляющийся характер.
Социальные институты и организации в системе социальных связей - это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества.
Социальная связь – это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей. В любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между людьми (даже если они не находятся в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой социальной жизни общества.
Социальная связь включает такие основные элементы:
-- субъекты этой связи,
-- предмет связи, характеризующий содержание связей;
-- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.
Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.
Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.
Социальные взаимодействия – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.
Соц. взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их:
1. по количеству субъектов взаимодействия на:
-- взаимоотношения двух людей друг с другом;
-- одного и многих;
-- многих и многих;
2. по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на:
-- односторонние и
-- двусторонние,
-- а также на солидарные и
-- антагонистические;
3. по своей длительности на:
-- кратковременные и
-- долговременные;
4. по наличию или отсутствию организованности на:
-- организованные и
-- неорганизованные;
5. по сознательности взаимодействия:
-- сознательные и
-- бессознательные;
6. по материи обмена в процессе обмена на:
-- интеллектуальные,
-- чувственные и
-- волевые.
Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия.
Существуют 3 формы социального взаимодействия по типу координации:
Поведение
Некоторая последовательность поступков, представляет собой реакцию индивида на поступки, реактивно
Обмен действиями
координация поступков на основе смысла, вкладывается в них участниками
Непосредственное взаимодействие - face to face.
Опосредованное взаимодействие - это взаимодействие на расстоянии.
4 вида дистанций:
1) интимная дистанция - до 45 см
2) личная дистанция - до 120 см
3) соц. Дистанция - больше 120 см, меньше 360 см
4) публичная дистанция - более 3,5 м
В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.
М. Вебер, например, считал, что социология «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
Социальное действие – это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.
М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);
2) ценностно-рациональное действие (основано на безусловной вере людей в определенные ценности, представления о должном);
3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);
4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).
М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.
Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:
1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.
2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.
3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.
4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.
Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности – культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.