Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:39, реферат
Наблюдая за поведением человека в обществе, известный французский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный факт: « Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе». Действительно, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, почему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т.д.?
В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.
Социальное действие – это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.
М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);
2) ценностно-рациональное действие (основано на безусловной вере людей в определенные ценности, представления о должном);
3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);
4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).
М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.
Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:
1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.
2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.
3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.
4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.
Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности – культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.
Социальная деятельность предполагает активное отношение к миру, в ходе которого происходит, во-первых, его целесообразное изменение и преобразование на основе усвоения и развития наличных форм культуры, во-вторых, преобразование внутреннего мира самого человека. Таким образом, деятельность по своему содержанию есть не что иное, как производство материальных и культурных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека.
Социальную деятельность можно условно дифференцировать на практическую (ее цель – преобразование действительности) и духовную (ее цель – отражение действительности).
Деятельность также разделяют на живую и опредмеченную, которые взаимодополняют друг друга. Этот процесс включает в себя следующие составляющие: сам процесс деятельности, цель, средство и результат. Следует подчеркнуть, что все четыре составляющих должны быть согласованы и сбалансированы. Однако господствующее положение, определяющее все другие стороны единства, занимает цель как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, как духовный образ деятельности, ее проект. Цель представляет собой предвидение самой деятельности, ее результата, итога. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели, и поэтому средство является определенностью самой цели. Цель есть идеальное, мысленное предварение результата деятельности и путей его осуществления с помощью определенных средств.
Взаимодействия могут быть устойчивыми, многоразовыми, постоянными. В ходе устойчивого взаимодействия взаимоожидания людей постоянно изменяются, однако складывается определенный набор устойчивых социальных ожиданий, придающих взаимодействию достаточно упорядоченный, устойчивый, предсказуемый характер. Такой тип связи называют общественными отношениями.
Говоря об «общественном отношении», необходимо учитывать, что социальное взаимодействие рассматривается в контексте условий этого взаимодействия. Общественные отношения проявляются в человеческой деятельности. Вне деятельности людей не может существовать социальная реальность. Деятельность, как определенный тип отношения к действительности, определяется историческими социокультурными программами.
Те общественные отношения между людьми, которые складываются в экономической жизни (по поводу средств производства и их использования в производственно-трудовой деятельности), носят название экономических.
Общественные отношения, складывающиеся в политической сфере жизнедеятельности (по поводу власти), позволяющие осуществлять управление социумом, называются политическими.
Духовные отношения, формирующие духовно-культурную сферу, позволяют человеку реализовывать духовные потребности, способствуют нормативному регулированию общества в целом.
Социальный эксперимент.
Введение.
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Эксперимент — это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Социальным экспериментом называют способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами. . Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.
В связи с тем, что ведущие социологи своего времени (Дж.С.Миль, О.Конт, М.Вебер) отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений, мотивируя это тем, что последние для этого слишком сложны и изменчивы и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. И по сегодняшний день эксперимент в социологии достаточно сложен по той простой причине, что организационные проблемы, связанные с проведением эксперимента, достаточно сложны и хлопотливы, а многие социальные процессы по сей день мало изучены для выдвижения объяснительных гипотез.