Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономических реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства.
Введение 3
1. Методы статистики государственных финансов. 5
1.1.Задачи статистики государственных финансов. 5
1.2.Определения и показатели статистики государственного
бюджета. 7
1.3.Бюджетная классификация и особенности статистики
государственного бюджета Российской Федерации. 12
1.4.Возможные направления развития статистики государст-
венных финансов. 19
2. Статистика денежного обращения. 20
2.1.Задачи статистики денежного обращения. 20
2.2.Категории, классификации и система статистических по-
казателей денежного обращения. 21
Статистика кредита. 23
3.1. Категории, классификации и система статистических по-
казателей кредита. 23
3.2.Определение государственного кредита. 25
3.3.Внутренний и внешний государственный долг. 27
Заключение. 28
Приложение. 30
Список использованной литературы. 33
Агрегат М2 – агрегат М1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсации.
Агрегат М3 – агрегат М2 + сертификаты и облигации государственного займа.
Равновесие наступает при М2>М1, укрепляется при М2+М3>М1.
К началу 2004 г. структура совокупной денежной массы РФ имела следующий состав: М0 – 29,8%,; М1 (без М0) – 66,71%; М2 (без М1) – 3,1%; М3 (без М2) – 0,5%.
29,8% денежной массы приходится на наличные деньги.
Переход денег из безналичного оборота в наличный вызывает нехватку наличных денег в стране, ведёт к возникновению теневой экономики, способствует уклонению предприятий от уплаты налогов, свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.
Вопросы соответствия количества денежных знаков объёму обращения и факторов обесценивания денег статистически изучаются посредством ряда показателей, среди которых:
Обесценивание
денег, проявляющееся в росте
цен на товары и услуги (инфляция),
- следствие переполнения каналов денежного
обращения деньгами сверх потребностей
производства и товарооборота. Инфляция,
как правило, измеряется при помощи двух
индексов дефляторов: дефлятора ВВП и
индекса потребительских цен. Чаще всего
для измерения инфляции (в потребительском
секторе экономики) применяется индекс
потребительских цен. К числу важнейших
показателей статистики денежного обращения
относится показатель изменения покупательской
силы рубля (IП.С.Р.), который измеряется
как обратная сторона индекса потребительских
цен (IП.Ц.). В самом общем виде этот
индекс имеет следующее выражение:
IП.С.Р = 1/ IП.Ц; IП.Ц =сумма PQ1/сумма P0Q1;
где Q1 – приём товаров и услуг, потребляемых населением и включаемых в их денежные расходы;
Р0
и Р1 – цены на товары и услуги, потребляемые
населением соответственно в базисном
и текущем периодах.
3.Статистика
кредита.
3.1.
Категории, классификации
и система показателей
кредита.
Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков. В составе ресурсов для кредитования (ссудного фонда) входят:
В современных условиях известны следующие формы кредита: банковский, коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный.
Принципы кредитования и классификации кредитных операций определяют структуру и содержание статистических показателей, измеряющих разные стороны кредитных отношений.
Банковский кредит – предоставление банками денежных средств в качестве ссуды юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также государству. Субъектом банковского кредита выступают не только промышленные и торговые компании, но и сами кредитно-финансовые учреждения и рынок ценных бумаг. Банковский кредит делится на ссуду денег и ссуду капитала.
К наиболее важным показателям отечественной статистики банковского кредита относятся: общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения с выделением краткосрочного и долгосрочного кредитования, доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений, просроченная задолженность предприятий и хозяйственных организаций по ссудам банков, процент за кредит и ставка рефинансирования (Центрального банка).
Для изучения динамики кредитных вложений не только используются индексы, характеризующие изменение номинальных объёмов кредитных вложений, но и определяется динамика кредитных вложений с корректировкой на размер инфляции. В аналитических целях для этого данные об объёмах кредитных ресурсов дефлятируются на индекс-дефлятор ВВП или индекс потребительских цен.
Коммерческий
кредит предоставляется одним
Межбанковский и межхозяйственный кредиты – относительно новые формы кредита. Межбанковский кредит – предоставление банками кредита друг другу, когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостаёт. При межхозяйственном кредите субъектами кредитных отношений выступают различные предприятия и организации, дающие средства друг другу взаймы.
Более подробно следует уделить внимание на международный кредит, поскольку эта форма кредита тесна взаимосвязана с государственными финансами. Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Предоставление внешних займов осуществляется за счёт бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Система
статистических показателей заимствований
государством должна не только характеризовать
масштабы, структуру, динамику таких заимствований
и классификацию займов, но и служить информационно-методологической
основой для принятия решений по управлению
государственным долгом. В РФ доля расходов
на обслуживание государственного долга
в общей сумме федерального бюджета за
2003 г. составила 7%.
3.2.Определение
государственного
кредита.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заёмщика, а также кредитора и гаранта.
Российская Федерация как заёмщик.
В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге РФ» под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. По договору Государственного займа заёмщиком выступают РФ и субъекты РФ. В связи с этим различают:
РФ не несёт ответственности по каким бы то ни было долговым обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Российская Федерация как гарант.
В Законе «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», принятом Государственной Думой 24.02.95 г. №68-ФЗ, говорится, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991г. Гарантированные сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.
Российская Федерация как кредитор.
Внутренние ссуды. Предоставление ссуд осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счёт средств Федерального бюджета» от 8.07.1994г. №1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки, расчётов по целевым кредитам, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов.
Внешние ссуды. Ежегодно утверждается размер государственных кредитов, предоставляемых РФ.
Кредиты
государствам, членам СНГ ограничиваются
суммой процентов и суммами в
погашение основного, ранее выданного
долга.
Таблица 3.1
Размер долга государств
– участников содружества
независимых государств
по кредитам, предоставленным
Правительством РФ,
по составлению на 1
января 2003 года, млн.
руб.
Страна - заёмщик | Сумма задолженности | ||
по основному долгу. | по начисленным и неуплаченным процентам. | итого | |
Республика Армения | 93768,6 | 1586,7 | 95355,3 |
Республика Белоруссия | 136334,9 | 555,1 | 136890,0 |
Грузия | 156858,1 | 1947,1 | 158805,2 |
Киргизская республика | 176676,6 | 440,8 | 177117,4 |
Республика Молдова | 122064,3 | 6116,6 | 128180,9 |
Республика Таджикистан | 299670,6 | 6128,4 | 305799,0 |
Республика Узбекистан | 500610,9 | 140197,7 | 640808,6 |
Украина | 1778855,9 | 0,00 | 1778855,9 |
Итого в долларах США | 3264839,8 | 156972,4 | 3421812,2 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что РФ по состоянию на 1 января 2003 г. должны 3421812,2 млн. руб., самый большой долг составляет 1778855,9 млн. руб. – это долг Украины.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая
займы среди населения, государство
снижает платежеспособный спрос; если
за счёт кредита финансируются капитальные
вложения, то уменьшается денежная масса
в обращении. Выступая заёмщиком на финансовом
рынке, государство способствует росту
процентных ставок, уменьшению объёмов
инвестиций в производство. За счёт займов,
размещаемых за рубежом, развивается национальное
производство.
Следует сказать, что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
Государственным долгом являются все обязательства по возврату средств (с процентами), принятые от имени государства или от имени его уполномоченных органов перед кредиторами.
Государственный долг – это по существу сумма задолженностей государства по размещённым и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещён займ, государственный долг бывает внутренним и внешним. Соответственно внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние в рублях. Поэтому займы, которые Правительство РФ берет у Центрального банка РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России.
Таблица 3.2.
Динамика и структура
государственного долга
Российской Федерации (на
конец года) в % к ВВП.
Годы | Всего | Внутренний долг | Внешний долг |
А | 1 | 2 | 3 |
1997 | 49,5 | 29,7 | 19,8 |
1998 | 146,4 | 118,6 | 27,8 |
1999 | 101,9 | 89,7 | 12,1 |
2000 | 61,3 | 53,7 | 7,6 |
2001 | 49,1 | 43,2 | 5,9 |
2002 | 44,8 | 37,9 | 6,9 |
2003 | 39,6 | 33,3 | 6,3 |
Информация о работе Статистическое исследование государственных финансов