Статистическое исследование государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономических реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства.

Содержание

Введение 3

1. Методы статистики государственных финансов. 5

1.1.Задачи статистики государственных финансов. 5

1.2.Определения и показатели статистики государственного

бюджета. 7

1.3.Бюджетная классификация и особенности статистики

государственного бюджета Российской Федерации. 12

1.4.Возможные направления развития статистики государст-

венных финансов. 19

2. Статистика денежного обращения. 20

2.1.Задачи статистики денежного обращения. 20

2.2.Категории, классификации и система статистических по-

казателей денежного обращения. 21
Статистика кредита. 23


3.1. Категории, классификации и система статистических по-

казателей кредита. 23

3.2.Определение государственного кредита. 25

3.3.Внутренний и внешний государственный долг. 27

Заключение. 28

Приложение. 30

Список использованной литературы. 33

Работа содержит 1 файл

гос финансы.doc

— 603.00 Кб (Скачать)

       Анализ  выполнения бюджета (для России возможны варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджета) может быть осуществлён путём исчисления относительных величин выполнения плана но доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.

       Влияние первого фактора – размер налоговой  базы на абсолютный прирост величины дохода – можно рассчитать по формуле: 

       Прирост Нб = (Б/1 – Б/0) * С/О. 

       Абсолютный  прирост величины налога, обусловленный  соответственно изменением налоговой  ставки, рассчитывается по формуле: 

       Прирост Нс = (С/1 – С/О) * Б/1, 

       где Прирост Нб и Прирост Нс – абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;

       Б/1 и Б/0 – размер налоговой базы в отчётном и базисном (плановом) периодах;

       С/1 и С/0 – уровень налоговой ставки в отчётном и базисном периодах.

       Алгебраическая  сумма прироста налогов за счёт этих двух факторов должна показать общий  прирост суммы налоговых доходов  по анализируемому виду налогов. 
 
 

    1.3. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации.  

       Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации. В  соответствии с Бюджетным кодексом РФ федеральный бюджет – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения Федерации. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.  Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. 

       Таблица 1.1. Структура доходов федерального бюджета, %. 

Виды  доходов 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
А 1 2 3 4 5 6 7
Всего доходов без целевых бюджетных  фондов. 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Налоговые поступления, в том числе: 93,97 91,95 92,94 85,22 93,45 93,42 93,6
налог на прибыль 19,2 14,3 8,34 18,17 14,46 11,05 8,06
подоходный налог с граждан (налог на доходы физических лиц). - - 5,83 2,42 0,16 - -
НДС 43,13 42,1 35,9 34,5 43,27 40,92 46,1
акцизы 19,03 23,5 20,2 16,53 15,75 12,31 11,3
налоги на совокупный доход. - - 0,20 0,23 0,26 0,27 0,35
платежи за пользование природными ресурсами. 3,0 2,5 21,9 3,06 3,12 10,33 8,9
налоги на покупку иностранных денежных знаков. 0,6 0,57 0,44 0,14 0,13 0,11 -
налоги  на внешнеэкономическую деятельность. 5,5 8,08 21,1 20,25 15,97 18,14 16,2
прочие  налоги и сборы. 1,6 0,41 0,22 0,14 0,14 - 0,02
неналоговые доходы. 6,3 8,49 7,6 6,57 5,38 5,78 6,4
 
 

       Данные, приведённые в таблице, свидетельствуют, что основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счёт налоговых доходов. За последние три года их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной.

       Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств – обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определённой группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учёта и отчётности органов государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

       В дореформенный период государственная  статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру  управления с централизованно планировавшейся экономикой. Одним из важнейших отличий действовавшей схемы государственного бюджета в республиках бывшего СССР от международных стандартов являлась трактовка заимствования. В международных стандартах заимствования не рассматриваются как часть доходов государственного бюджета. Тем самым статистическое отображение соотношения доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета давалось по другой методологии, нежели это принято в междунвродных стандартах. Полученные, таким образом, данные были несопоставимы с величинами аналогичных показателей, исчисленных в соответствии с международными стандартами по статистике государственных финансов, в свою очередь скоординированной с СНС. Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, но с учётом российской специфики.

       В Федеральном законе «О бюджетной  классификации» №115 – ФЗ от 15.08.96 г. отмечается, что бюджетная классификация включает:

    • классификацию доходов бюджетов РФ;
    • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    • классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов РФ;
    • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
    • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

       Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений в понимании как  доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация расширена по числу показателей, используемых в процессе составления и использования бюджета. В ней наряду с блоками «Доходы» и «Расходы» появились новые блоки – «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Всего в составе бюджетной классификации РФ 12 блоков, из них 11 – классификации расходов бюджета, 1 – классификация доходов. Трактовка доходной и расходной части бюджета сблизилась с требованиями международных стандартов. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, измения в классификации вызваны необходимостью осуществления контроля за привлечением заёмных средств, изменением золотовалютных резервов, совокупных долговых обязательств государства, появлением новых расходов, трансфертных отношений с административными территориями. Укрупнённая классификация статей доходов государственного бюджета приводится ниже.

       Налоговые доходы:

    1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
    2. Налоги на товары и услуги, лицензированные и регистрационные сборы;
    3. Налоги на совокупный доход;
    4. Налоги на имущество;
    5. Платежи за пользование природными ресурсами;
    6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
    7. Прочие налоги, пошлины и сборы.

       Неналоговые поступления:

  1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. Доходы от реализации государственных запасов;
  4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  6. Административные платежи и сборы;
  7. Штрафные санкции, возмещение ущерба;
  8. Доходы от внешнеэкономической деятельности;
  9. Прочие неналоговые доходы;
  10. Безвозмездные перечисления:

    а) нерезидентов и бюджетов других уровней;

    б) государственных  внебюджетных фондов;

    в) государственных  организаций;

    г) наднациональных  организаций.

       Если  анализировать доходы бюджетной системы с точки зрения реального наполнения её финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала бюджетной системы являются налоговые поступления. 

       Таблица 1.2. Структура доходов консолидированного бюджета. 

Виды  доходов 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Всего доходов, млрд. руб. 439,4 575,0 722,0 668,5 1253,9 1470,7 2301,2 3448,8 4321,4
Налоговые доходы, млрд. руб. 364,3 473,0 591,1 544,1 1002,6 1298,1 1871,9 2616,2 3221,9
Доля  налоговых доходов 87,9 82,3 81,9 81,4 79,9 88,3 81,3 75,8 74,5
 

       Данные  таблицы свидетельствуют о том, что на протяжении достаточно длительного  периода доля налоговых доходов  в консолидированном бюджете  страны остаётся преобладающей, хотя и наблюдается (за исключением 2000 года) тенденция ее незначительного понижения. В определённой степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство ставит снижение налоговой нагрузки на экономику. Но такой вывод становится не таким уж очевидным, если проанализировать динамику относительных характеристик этих показателей. Наглядно эта динамика представлена на нижеследующем графике. 

График 1.2. Динамика изменения доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации.

 

       Данные, приведённые на графике, свидетельствуют  о том, что 1998 г. динамика снижения доходного  потенциала бюджетной системы практически  совпадала с динамикой падения  доли налоговых поступлений, причём эта динамика опережала падение самого ВВП. В 1999 г. наблюдается резкий рост всех показателей, причём доходы бюджетной системы опережают рост ВВП. С этого года начинается разделение динамики роста всех доходов бюджета и их налоговой составляющей, и постепенно рост налоговых доходов начинает отставать от общего роста доходов, но при этом опережает рост ВВП. По прогнозным оценкам, к 2003 г. все показатели должны достичь определённого динамического равновесия.

       Если  проследить изменения структуры  налоговых доходов, поступления  которых рассчитаны в процентах  к ВВП, то картина будет выглядеть  следующим образом. 

       График 1.3. Структура валовых доходов, в % к ВВП 

 

       С самого начала рыночных реформ российский бюджет фактически держится за счёт косвенных налогов, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищённые слои населения. В эффективной рыночной налоговой системе наибольший удельный вес занимают прямые налоги с юридических и физических лиц, т. е. на труд и предпринимательство.

       Группировка доходной части отечественного бюджета  на налоговые и неналоговые поступления  – свидетельство сближения отечественной  классификации с международными стандартами.

       Важно, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь общие доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе «налоговые доходы», что не соответствует международным стандартам.

       В части расходов в новой классификации  используются в соответствии с международными рекомендациями функциональный, экономический  и ведомственный принципы группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение основных функций государства. Это государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие.

Информация о работе Статистическое исследование государственных финансов