Статистическое исследование государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономических реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства.

Содержание

Введение 3

1. Методы статистики государственных финансов. 5

1.1.Задачи статистики государственных финансов. 5

1.2.Определения и показатели статистики государственного

бюджета. 7

1.3.Бюджетная классификация и особенности статистики

государственного бюджета Российской Федерации. 12

1.4.Возможные направления развития статистики государст-

венных финансов. 19

2. Статистика денежного обращения. 20

2.1.Задачи статистики денежного обращения. 20

2.2.Категории, классификации и система статистических по-

казателей денежного обращения. 21
Статистика кредита. 23


3.1. Категории, классификации и система статистических по-

казателей кредита. 23

3.2.Определение государственного кредита. 25

3.3.Внутренний и внешний государственный долг. 27

Заключение. 28

Приложение. 30

Список использованной литературы. 33

Работа содержит 1 файл

гос финансы.doc

— 603.00 Кб (Скачать)

       Функциональная  классификация расходов бюджетов Российской Федерации:

    1. Государственное управление и местное самоуправление;
    2. Судебная власть;
    3. Международная деятельность;
    4. Национальная оборона;
    5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
    6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    7. Промышленность, энергетика и строительная индустрия;
    8. Сельское хозяйство и рыболовство;
    9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология;
    10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
    11. Развитие рыночной инфраструктуры;
    12. Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
    13. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
    14. Образование;
    15. Культура и искусство;
    16. Средства массовой информации;
    17. Здравоохранение и физическая культура;
    18. Социальная политика;
    19. Обслуживание и погашение государственного долга;
    20. Пополнение государственных запасов и резервов;
    21. Региональное развитие;
    22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
    23. Прочие расходы.
 
 
 
 
 
 

График 1.4. Государственные расходы в 2004 г., в %

       Из  графика видно, что главными приоритетными направлениями финансирования в 2004 г. как и в предыдущие годы удельный вес занимают ассигнования на судебную систему, правоохранительную деятельность и национальную оборону. Расходы на судебную власть планируется увеличить на 7,8 млрд. руб. или на 30,5% с учётом увеличения численности судей и повышения их окладов в 1,4 раза с 1 октября 2003 г. Расходы на правоохранительную деятельность и национальную оборону увеличатся на 26,9% и 19,4% соответственно. Значительное увеличение объёмов финансирования предусмотрено на здравоохранение и образование. По сравнению с предыдущим годом объём финансирования увеличивается на 22,5% и 20,6% соответственно, в основном за счёт увеличения доли расходов на оплату труда и стипендий.

       В функциональной классификации расходов бюджета выделены три группы расходов:

    • текущие (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);
    • капитальные (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
    • предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи органов государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам, либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий минус поступления, уменьшающие объём или погашение подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).

       Ведомственная классификация расходов бюджета  в основном имеет ведомственный  признак группировки.

       Проект  федерального бюджета на 2004 год был  составлен исходя из объёма ВВП в  сумме 15300 млрд. рублей (с ростом по сравнению  с 2003 г. на 5,2 %),  индекса потребительских  цен 110% (декабрь 2004 г. к декабрю 2003 г.) и среднегодового курса доллара  США к рублю в размере 31,3 рубль за 1 доллар США.

       В рамках бюджетных отношений произошло  изменение наблюдавшейся в последние  годы тенденции централизации доходов  в федеральном бюджете. Если в 2003 году распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы составляло 59%: 41% в пользу федерального бюджета, то в 2004 году это отношение составит 56%:44%. 
 
 

    1. Возможные направления развития статистики государственных  финансов.
 

       Направления развития статистики государственных  финансов определены в новой версии международного стандарта по данной статистике. Эта работа возглавляется Международным валютным фондом (МВФ). Статистика государственных финансов будет развиваться в направлении дальнейшей интеграции с системой национальных счетов (СНС), в то же время сохраняются некоторые традиционные подходы и классификационные схемы, отражающие специфические функции системы показателей, призванных характеризовать налогово-бюджетную политику.

       Одно  из самых серьёзных изменений, предлагаемых к внедрению, - переход в учёте операций на метод начислений (как в СНС). То есть, экономические потоки в статистике государственных финансов должны регистрироваться в момент создания, преобразования, обмена, передачи или ликвидации экономической стоимости. Следовательно, учёту должны подлежать все экономические (а не только кассовые) потоки.

         В проекте новой редакции международного стандарта по статистике государственных финансов операции в натуральной форме включаются в главные аналитические агрегаты, что обусловлено переходом на метод начислений. В международном стандарте статистики государственных финансов 1986 г. такие операции выносились в справочные статьи и не фигурировали в составе основных аналитических агрегатов. Изменяются принципы балансирования статей доходов и расходов.

       В качестве общего принципа в новой  версии международного стандарта по статистике государственных финансов используется принцип учёта операций на основе фактических цен, согласованных  участвующими в экономических операциях  единицами. Активы и обязательства выражаются в текущих ценах, действовавших на момент, к которому относится балансовый отчёт. Внутренние операции оцениваются в текущих ценах на момент регистрации операций.

       Предполагается  расширить содержание классификационной  позиции «социальные отчисления» и наряду с обязательными отчислениями в соответствующие фонды включить в неё добровольные отчисления работодателей, наёмных работников, самостоятельно занятых работников и лиц, не относящихся к рабочей силе (согласованно с классификацией занятости по социальному статусу). Это предложение аргументируется обеспечением симметричности в учёте доходов и расходов и согласованием с требованиями СНС ООН 1993 г.

       Вполне  вероятны в будущем уточнение  и развитие классификаций расходной  части бюджета, которые рекомендованы в международных стандартах по статистике государственных финансов. Даётся более чёткая дефиниция расходным статьям бюджета. Функциональная и экономическая бюджетные классификации должны быть скоординированы между собой таким образом, чтобы обеспечить возможность проводить перекрёстную классификацию расходных статей бюджета по функциям и экономическим типам. Таким образом, возможно сопряжение систем статистики государственных финансов и СНС. 
 

       2.Статистика денежного обращения. 

       2.1. Задачи статистики денежного обращения. 

       Денежное  обращение – это движение денег  во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме в процессе обращения товаров, оказания услуг  и совершения различных платежей. Денежное обращение обслуживает  движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платежного оборота в странах рыночной экономики приходится на финансовые операции, то есть на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая часть денежного оборота осуществляется в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.

       Денежно-кредитное  регулирование – составная и  важнейшая часть мероприятий  правительства по регулированию  рыночной экономики. Это система мероприятий государства, направленных на стабилизацию денежного обращения, валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путем изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на экономику.

       Задачи  статистики денежного обращения сводятся к следующему:

    • определение денежной массы и её структуры;
    • отображение денежного обращения и оценка факторов, влияющих на обесценивание денег;
    • характеристика кредитной политики;
    • статистическое изучение форм кредита;
    • изучение ссудного процента.

       2.2. Категории, классификации  и система статистических  показателей денежного  обращения. 

       Система статистических показателей, характеризующих  денежное обращение, опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной массы и её структуры.

  1. Деньги в качестве меры стоимости используются для измерения, сравнения стоимостей различных товаров и услуг
  2. Деньги выполняют функцию средства обращения, если используются для покупки товаров и оплаты услуг. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю-продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность.
  3. Деньги являются средством накопления. Эта функция состоит в сохранении стоимости, образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения операций в будущем.
  4. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров, схему движения (Т-ДО-Т).

                  Товар – срочное долговое обязательство  – деньги

    По  такой схеме в условиях развитого товарного производства связаны между собой множество товаровладельцев, и разрыв в одном из звеньев платёжной цепи порождает цепочку неплатежей: 1 руб. задолженности государства порождает 6 – 7 руб. других неплатежей.

  1. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги. В роли мировых денег функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платёжного баланса и кредитные деньги отдельных государств, разменные на золото: в основном доллар США и английский фунт стерлингов.

         Международный валютный фонд  с целью ослабления проблем  международной ликвидности ввёл (SDR) специальные права заимствования. Стоимость единицы SDR определяется на основе средневзвешенного курса 5-ти ведущих валют.

          Для стран – участниц Европейской  валютной системы с марта 1979 г. введена ЭКЮ. ЭКЮ – безбумажные  денежные единицы в виде записей  на счетах в центральных банках стран – членов. Стоимость ЭКЮ определяется на основе средневзвешенного курса валют 12-ти стран-членов. Сейчас ЕС внедрили новую валюту – ЕВРО.

       В соответствии с указанными функциями  система показателей, отображающих систему денежных отношений, включает следующие показатели:

    • денежную массу и её структуру;
    • обеспеченность денежными знаками обращения общественного  и покупательная способность денежной единицы (национальной валюты;
    • операции на счетах, с депозитами, золотым запасом государства;
    • операции с валютой в международных экономических отношениях.
 

       В процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных  платежей осуществляется движение денег  во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме. Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций:  средства платежа и средства обращения. Наличная форма осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). В России предпринимаются попытки ограничить наличное обращение, т. к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц. Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег. Высокий уровень безналичных расчётов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота.

         Денежная масса – это совокупность покупательных, платёжных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.

       В финансовой статистике России для анализа  происходящих изменений используют денежные агрегаты Мо, М1, М2, М3.

       Агрегат Мо – наличные деньги в обращении.

Информация о работе Статистическое исследование государственных финансов