Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:37, курсовая работа
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями экономических реформ в России стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Любая рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства.
Введение 3
1. Методы статистики государственных финансов. 5
1.1.Задачи статистики государственных финансов. 5
1.2.Определения и показатели статистики государственного
бюджета. 7
1.3.Бюджетная классификация и особенности статистики
государственного бюджета Российской Федерации. 12
1.4.Возможные направления развития статистики государст-
венных финансов. 19
2. Статистика денежного обращения. 20
2.1.Задачи статистики денежного обращения. 20
2.2.Категории, классификации и система статистических по-
казателей денежного обращения. 21
Статистика кредита. 23
3.1. Категории, классификации и система статистических по-
казателей кредита. 23
3.2.Определение государственного кредита. 25
3.3.Внутренний и внешний государственный долг. 27
Заключение. 28
Приложение. 30
Список использованной литературы. 33
Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке – статистике государственного бюджета. Так в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд государства, используемый для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
Практическая
статистика государственных финансов
обобщает данные и подготавливает статистическую
информацию, необходимую для анализа и
планирования деятельности органов государственного
и выработки экономической политики. Несмотря
на важную роль международных стандартов
в реформировании отечественной статистики
вообще и статистики государственного
бюджета в частности, организационно-ведомственная
структура экономики и особенности практической
деятельности органов государственного
управления отражаются в отечественной
статистике.
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является «сектор государственного управления». Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц – государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:
Определение
этих категорий важно для
В
действующем международном
К основным показателям государственного бюджета относятся:
Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные возвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.
Налоги – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.
Официальные трансферты в государственном бюджете – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.
Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Статистическое изучение доходов и расходов бюджета производится на основе рядов динамики с вычислением относительных величин динамики, структуры, интенсивности, а также роли и значения каждого из основных источников дохода или направлений расхода во всём обьёме бюджета.
Так в современных условиях важнейшим звеном финансовой политики выступают налоги, анализ их динамики требует, в частности, выявления влияния отдельных факторов на изменение общей суммы каждого вида налога. К таким факторам относятся:
Произведение уровней трёх названных даёт сумму уплаченного налога (Ui);
Ui= ni * Si *Кi .
Поскольку,
как видим, сумма внесённого налога
представляет собой трёхфакторную
мультипликативную модель, для оценки
влияния каждого фактора используется
индексный метод анализа.
Исходя из графика, видим, что налоговые поступления в бюджет в 2004 году увеличились по сравнению с 2003 годом на 179 млрд. рублей, прежде всего это увеличение налоговых доходов, в связи с этим доходы бюджета в 2004 году значительно пополнились.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операций кредитования будут отражаться симметрично, а именно: орган – кредитор показывает кредитование, объём которого определяет дефицит, а орган – заёмщик – заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить ассиметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчёты дефицита в разные года, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.
Превышение расходных статей над доходными называется бюджетным дефицитом. Причинами его возникновения служит:
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:
Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитование минус погашение».
Общий объём финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита последний может быть равен:
Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на определённый срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая задолженность по неоплаченным обязательствам.
Для аналитических целей наряду с основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства.
Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита. Если этот показатель превышен и значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищёнными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счёт выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Информация о работе Статистическое исследование государственных финансов