Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа
Теоретическая часть посвящена рассмотрению такой актуальной на сегодняшний день темы, как статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры. Сущность эффективности любого экономического явления заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат – трудовых, материальных и финансовых – добиваться существенного увеличения результата конкретной деятельности. Следовательно, чем больше соотношение результатов деятельности и затрат, тем выше эффективность.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры…..4
1. Эффективность экономической конъюнктуры как объект статистического изучения…………………………………………………………………………………..4
2. Система статистических показателей, характеризующих эффективность экономической конъюнктуры………………………………………………………..….4
3. Применение индексного метода в изучении эффективности экономической конъюнктуры……………………………………………………………………………17
II. Расчётная часть………………………………………………………………20
III. Аналитическая часть………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………………...46
Таблица 1
Система показателей эффективности экономической деятельности общественного производства
Показатели | Алгоритм расчёта |
1 | 2 |
I.1. Ресурсов ( ) I.2. Текущих затрат ( ) |
I.1. I.2. |
производительности
руда (ПТ) II.2. Показатель
трудоёмкости (ТЕ) производства ВВП
(обратный показателю общественной производительности
труда) II.3. Соотношение
темпов роста производительности и оплаты
труда (ОТ) II.4. Относительная
экономия (перерасход) численности занятых
(затрат труда) в связи с изменением эффективности II.5. Относительная
экономия (перерасход) фонда оплаты труда
(
) II.6. Зарплатоотдача (ЗО) – отношение ВВП к оплате труда (ОТ) |
II.1. II.2.
II.3.
II.4.
II.5.
II.6. |
III.1. Материалоотдача (МО) – отношение ВВП к стоимости материальных затрат (предметов труда) на производство продуктов и услуг III.2. Материалоёмкость
(МЕ) (обратный показатель) III.3. Затратоёмкость
(ЗЕ) – уровень эффективности ПП –
отношение стоимости потреблённых в процессе
производства продуктов и услуг к объёму
ВВП (ВДС) III.4. Затратоотдача
(ЗО) (обратный показатель) III.5. Фондоотдача
(ФО) – отношение ВВП к среднегодовому
объёму основных фондов (ОФ) III.6. Фондоёмкость
(ФЕ) – обратный показатель III.7. Показатель
эффективности использования производственных
фондов – носителей материально-технического
потенциала (РО) III.8. Ресурсоёмкость
(РЕ) III.9. Показатель рентабельности общественного производства – финансовой эффективности – отношение валовой прибыли экономики (ВПЭ) или чистой прибыли экономики (ЧПЭ) к среднегодовому объёму основных и оборотных фондов |
III.1. III.2.
III.3.
III.4.
III.5.
III.6.
III.7.
III.8.
III.9. |
IV.1. Окупаемость капитальных вложений – срок окупаемости ( ) - отношение объёма капитальных вложений к годовому приросту валовой прибыли (ВП) или чистой прибыли (ЧП) экономики. IV.2. Общая эффективность капитальных вложений ( ) – отношение прироста ВВП (ДВВП) к объёму прироста капитальных вложений (ДКВ) |
IV.1. IV.2. |
Для характеристики экономической эффективности капиталовложений служат следующие показатели:
а) удельный вес капиталовложений в общей сумме инвестиций в основной и оборотный капитал. Он определяется делением валовых вложений в основной капитал на общую сумму инвестиций за этот же период. Чем выше доля капиталовложений в основной капитал в общем объеме инвестиций, тем быстрее осуществляется процесс обновления производственного аппарата;
б) срок окупаемости капиталовложений. Он показывает, через сколько лет вложения в основной капитал будут возмещены за счет дополнительной прибыли, полученной в связи с осуществлением этих капиталовложений.
в) показатель капиталоемкости продукции. Он характеризует объем капиталовложений, необходимых для достижения единицы прироста результата производства. Поэтому показатель рассчитывается путем деления капиталовложений на стоимость валового выпуска, валовой или чистой добавленной стоимости, валовой или чистой прибыли.
Также хочется представить актуальный статистический материал, характеризующий производительность труда в экономике России:
Рис. 1
Рис.2
3. Применение индексного метода в изучении эффективности экономической конъюнктуры
Производительность труда понимается как количество продукции, вырабатываемое в единицу рабочего времени, иначе говоря, средняя выработка продукции в единицу рабочего времени. Эта средняя выработка - прямая величина производительности труда: она увеличивается при повышении производительности труда и уменьшается при ее снижении. Если количество единиц продукции обозначить Q, общие затраты рабочего времени Т, а среднюю выработку в единицу времени q, то .
Другим способом уровень
Выработка продукции в единицу времени и трудоемкость изделия взаимообратные величины, т.е. и . Зная, в каком направлении и на сколько процентов изменилась трудоемкость, можно установить в каком направлении и на сколько процентов изменилась средняя выработка.
При пользовании прямыми
Поскольку , то производительность труда выступает как интенсивный фактор увеличения объема продукции; изменение массы затрат рабочего времени является экстенсивным фактором. Из этого следует, что динамика объема продукции зависит от динамики производительности труда и затрат рабочего времени:
Изменение массы затрат
Связь индексов
Для анализа динамики производительности труда может применяться разновидность индексного метода - метод цепных подстановок. Этот метод используют для факторного анализа производительности труда. Сущность его состоит в том, что производительность труда выражают в виде произведения факторов, влияющих на нее, и находят влияние каждого фактора на изменение производительности труда.
Если уровень
Для характеристики влияния
- по схеме обособленных частных индексов;
- по схеме взаимосвязанных
В первом случае исходят из предположения, что изменяется только данный фактор, а значения всех остальных сохраняются на базисном уровне, то есть расчеты производятся по формулам:
- влияние фактора а;
- влияние фактора b;
- влияние фактора с.
Или в абсолютном выражении:
влияние фактора а - ;
влияние фактора b - ;
влияние фактора с - ;
Сумма этих изменений не совпадает с общим изменением производительности труда. Это объясняется тем, что влияние каждого фактора было рассмотрено изолированно от влияния других факторов. Реально факторы влияют на изменение производительности труда совместно. Эту взаимосвязь факторов выявляют путем построения системы взаимосвязанных частных индексов.
Исследуя влияние факторов в
их взаимосвязи, надо
Изучая на предприятии динамику или выполнение
плана производительности труда можно
с помощью индексного метода определить
влияние изменения средней часовой производительности
труда, использования рабочего времени
внутри дня и использования рабочих по
числу дней работы на общую динамику
II. Расчётная часть
Для
анализа эффективности
Таблица 1
Исходные данные
№ предприятия п/п | Выручка от продажи продукции, млн.руб. | Чистая прибыль, млн.руб. |
1 | 28,8 | 3,4 |
2 | 50,0 | 10,5 |
3 | 17,0 | 1,6 |
4 | 24,4 | 2,8 |
5 | 42,0 | 8,1 |
6 | 33,1 | 5,3 |
7 | 39,5 | 4,6 |
8 | 34,2 | 5,3 |
9 | 77,0 | 21,4 |
10 | 57,3 | 13,2 |
11 | 55,1 | 11,4 |
12 | 53,4 | 10,2 |
13 | 33,8 | 5,5 |
14 | 46,5 | 7,4 |
15 | 38,9 | 4,3 |
16 | 42,6 | 6,8 |
17 | 52,5 | 9,3 |
18 | 43,0 | 7,3 |
19 | 35,3 | 5,4 |
20 | 38,1 | 3,0 |
21 | 28,2 | 3,7 |
22 | 46,1 | 8,7 |
23 | 39,2 | 3,4 |
24 | 39,7 | 7,2 |
25 | 28,8 | 3,3 |
26 | 37,6 | 5,0 |
27 | 54,1 | 15,7 |
28 | 56,8 | 10,5 |
29 | 65,7 | 18,6 |
30 | 24,4 | 2,0 |
Цель статистического исследования – анализ совокупности предприятий по признакам Выручка от продажи продукции и Чистая прибыль, включая:
Задание 1
По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее.
Сделать
выводы по результатам выполнения задания
1.
Выполнение задания 1.
Целью
выполнения данного задания является
изучение состава и структуры
выборочной совокупности предприятий
путём построения и анализа статистического
ряда распределения предприятий по признаку
Выручка от продажи
продукции.
1. Построение интервального ряда распределения предприятий по выручке от продажи продукции
Для построения интервального ряда распределения определяем величину интервала h по формуле:
где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k – число групп интервального ряда.
При заданных k = 5, = 77,0 млн. руб. и = 17,0 млн. руб.
Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры