Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление знаний основных положений статистики рынка товаров и услуг. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие конъюнктуры рынка.
2. Ознакомиться с основными показателями конъюнктуры рынка
3. Освоить методику расчета и анализа потенциала рынка
Введение 3
I. Теоретическая часть 5
1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка 5
1.2. Задачи и показатели статистики конъюнктуры рынка 8
3. Анализ тенденции развития колеблемости и цикличности рынка 13
II. Расчетная часть 22
Задание 1. Исследование структуры совокупности 22
Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение ее тесноты 28
Задание 3. Применение выборочного метода в финансово-экономических задачах 32
Задание 4. Использование одного из статистических методов (балансового, индексного, анализа рядов динамики и др) в финансово-экономических задачах 33
III. Аналитическая часть 36
Аналитическая часть 36
1. Постановка задачи 36
2. Методика решения задачи 37
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 38
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 40
Заключение 42
Список литературы 44
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра Статистики
Курсовая работа
по дисциплине «Статистика»
на тему
«Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры»
Вариант № 8
Исполнитель:
Факультет
Специальность
Группа
Курс
№ зачетной книжки
Руководитель:
Москва 2009г
Оглавление
Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Оценка и анализ рыночной конъюнктуры представляют собой необходимое условие коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления, а также требование формирования государственной политики регулирования рынка с помощью социально-экономического и налогового воздействия, разработки соответствующих законов и т. д. Это направление статистического исследования органично вписывается в функции маркетингового исследования и является необходимой предпосылкой формирования стратегии и тактики маркетинга.
Статистика конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют—конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.
Конъюнктурная статистика отличается оперативностью, широким использованием качественных, атрибутивных и альтернативных оценок, обзоров описательного характера, применением ориентировочных характеристик и косвенных расчетов, логических выводов, использованием предварительной и прогнозной информации, экспертных оценок, сценариев развития. Все они отлично сочетаются с количественными статистическими расчетами и моделями. Выводы и оценки конъюнктурной статистики увязываются с текущим маркетинговым управлением и планированием, так называемым контроллингом, оперативным исправлением допущенных ошибок, гибким реагированием на изменения ситуации, поиском скрытых резервов и т. д, Именно поэтому хорошо налаженная конъюнктурная статистика считается действенным орудием конкурентной борьбы. Конъюнктурные подразделения, как правило, включаются в состав статистических и маркетинговых служб коммерческих фирм и государственных экономических ведомств.
Таким образом, тема курсовой работы: «Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры» является актуальной.
Целью курсовой работы является углубление знаний основных положений статистики рынка товаров и услуг. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие конъюнктуры рынка.
2. Ознакомиться с основными показателями конъюнктуры рынка
3. Освоить методику расчета и анализа потенциала рынка
В расчетной части курсовой работы были решены четыре задачи согласно 8 варианту: исследована структура совокупности; выявлено наличие корреляционной связи между признаками и установлено направление связи и измерена ее теснота; проиллюстрировно применение выборочного метода в финансово-экономических задачах и использование одного из статистических методов в финансово-экономических задачах.
В аналитической части было произведено исследование анализа динамики платных услуг населению Владимирской области 12 лет. Для автоматизированных расчетов в качестве программных средств использовался пакет прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjun-go — соединяю, связываю. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает:
Конъюнктура рынка — это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию. Итак:
1-е определение конъюнктуры — конкретная ситуация;
2-е определение конъюнктуры — уточняющее, направленное на выявление причинно-следственных связей в рыночной конъюнктуре.
Главная цель статистического изучения конъюнктуры рынка — выявить закономерности ее формирования и изменения, характер действия рыночного механизма.
Статистика
конъюнктуры рынка (
Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную ситуацию и поддающиеся конкретной оценке.
Конъюнктурный анализ представляет собой часть маркетингового исследования, но отличается оперативностью, обзором описательного характера, применением косвенных расчетов, логических выводов, экспертных оценок и т.п.
Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность. Рынок по своей сути склонен к стихийности, а следовательно, подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным, очень гибок в. своем развитии, чутко реагирует на многие социально-экономические воздействия,. более того, весьма зависим от политических и психологических влияний, от слухов, паники и т. п. Поэтому оценки колеблемости, характеристики цикла развития, градуирование состояния рынка представляют собой необходимое условие маркетинговой деятельности, принятия коммерческих решений. Под градуированием мы понимаем использование шкалы количественных и качественных (атрибутивных) оценок состояния рынка, которая должна быть разработан на основе статистических характеристик.
Рынок — динамичен, изменчив (часто говорят «капризен»), его границы расширяются или сужаются, происходят различные структурные сдвиги и, самое главное, меняются цены и объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке. Состояние рынка на данный момент времени всегда связано с ситуацией предшествовавшего отрезка времени. - Из этого, можно сделать вывод, что в исследовании конъюнктуры рынка одно из самых важных мест занимают выявление и анализ динамических тенденций рыночных процессов.
Существует распространенная точка зрения, что в правильной, характеристике рыночной конъюнктуры, особенно ее интерпретации, наряду с точными количественными оценками большую роль играет интуиция. В этом нет противоречия: сочетание статистических методов анализа и подсознательной интуиции, основанной на впыте и таланте исследователя (эксперта), часто приводит к правильной оценке состояния рынка и перспектив его развития.
Изучение конъюнктуры рынка может быть как интегрированным в целом, так и дифференцированным по локальным рынкам. Изучаются конъюнктура рынка товаров и услуг в масштабах всей
37 страны и отдельных регионов, конъюнктура рынка всей товарной массы (массы услуг) и каждого товарного рынка (рынка отдельных услуг). Следует учитывать конъюнктурные взаимосвязи локальных рынков.
Субъектами изучения рыночной конъюнктуры могут быть коммерческие рыночные структуры (их маркетинговые подразделения), государственные органы (в том числе статистические), общественные организации, научные учреждения.
Конъюнктура рынка товаров и услуг является составным элементом экономической конъюнктуры. Она тесно связана с состоянием и развитием рынков инвестиций, ценных бумаг, труда. Ситуация на рынке товаров и услуг представляет собой фактор экономической конъюнктуры в целом. В свою очередь, ситуация, сложившаяся на других рынках, оказывает определенное влияние на конъюнктуру рынка товаров и услуг.
Конъюнктурная статистика отличается оперативностью, широким использованием качественных, атрибутивных и альтернативных оценок, обзоров описательного характера, применением ориентировочных характеристик и косвенных расчетов, логических выводов, использованием предварительной и прогнозной информации, экспертных оценок, сценариев развития. Все они отлично сочетаются с количественными статистическими расчетами и моделями. Выводы и оценки конъюнктурной статистики увязываются с текущим маркетинговым управлением и планированием, так называемым контроллингом, оперативным исправлением допущенных ошибок, гибким реагированием на изменения ситуации, поиском скрытых резервов и т. д, Именно поэтому хорошо налаженная конъюнктурная статистика считается действенным орудием конкурентной борьбы. Конъюнктурные подразделения, как правило, включаются в состав статистических и маркетинговых служб коммерческих фирм и государственных экономических ведомств.
Стратегические цели
конъюнктурного анализа, вытекающие из
общей концепции статистики рынка,
требуют выявления и
сбор и обработка конъюнктурной информации;
интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типология рыночной ситуации, качественная и атрибутивная градация состояния рынка;
характеристика масштаба (объема) рынка;
оценки и анализ основных пропорций рынка;
выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;
оценки и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;
оценка и анализ региональных различий рынка; оценки и анализ деловой активности; оценки коммерческого (рыночного) риска;
характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.
Поставленные задачи ориентированы на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику состояния рынка в целом и в разрезе отдельных его элементов и составных частей.
Можно выделить два этапа или уровня реализации этих задач. На первом — оценочном осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий уровень анализа имеет целью выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, на этой основе прогнозирование рыночной конъюнктуры и выводы о перспективности развития рынка с позиций маркетинга фирм.
Для реализации поставленных задач строится соответствующая система показателей: первый блок системы показателей статистики рынка товаров (продуктов и услуг). Здесь показатели первого блока более конкретизированы и дифференцированы. Данный блок включает 9 субблоков, которые, в свою очередь, объединяют некоторое число конкретных показателей, характеризующих те или иные стороны и проявления рыночной конъюнктуры.
1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам
показатели:
1.1. объем, структура и динамика предложения;
1.2. производственный
и сырьевой потенциал
1.3. эластичность предложения.
2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам
показатели:
2.1. спрос в дифференциации
по следующим признакам:
Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры