Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа
Теоретическая часть посвящена рассмотрению такой актуальной на сегодняшний день темы, как статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры. Сущность эффективности любого экономического явления заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат – трудовых, материальных и финансовых – добиваться существенного увеличения результата конкретной деятельности. Следовательно, чем больше соотношение результатов деятельности и затрат, тем выше эффективность.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры…..4
1. Эффективность экономической конъюнктуры как объект статистического изучения…………………………………………………………………………………..4
2. Система статистических показателей, характеризующих эффективность экономической конъюнктуры………………………………………………………..….4
3. Применение индексного метода в изучении эффективности экономической конъюнктуры……………………………………………………………………………17
II. Расчётная часть………………………………………………………………20
III. Аналитическая часть………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………………...46
2. Измерить тесноту корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
3.
Оценить статистическую значимость
показателя силы связи.
Сделать
выводы по результатам выполнения задания
2.
Выполнение задания 2
Целью
выполнения данного задания является
выявление наличия
По
условию задания 2 факторным является
признак Выручка от продажи продукции,
результативным – признак Чистая
прибыль.
1. Установление наличия и характера корреляционной связи между признаками Выручка от продажи продукции и Чистая прибыль методом аналитической группировки
Аналитическая группировка строится по факторному признаку х и для каждого j-й группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака y. Если с ростом значений фактора х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками х и y имеет место корреляционная связь.
Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком х – Выручка от продажи продукции и результативным признаком y – Чистая прибыль.
Групповые средние значения получаем из табл. 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8.
Таблица 8
Зависимость чистой прибыли от выручки от продажи продукции
Номер группы | Группы предприятий по выручке от продажи продукции, млн. руб., х | Число предприятий, |
Чистая прибыль, млн. руб. | |
всего | в среднем на одно
предприятие, | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 17,0-29,0 | 6 | 151,6 | 25,2667 |
2 | 29,0-41,0 | 10 | 369,4 | 36,9400 |
3 | 41,0-53,0 | 7 | 272,7 | 38,9571 |
4 | 53,0-65,0 | 5 | 276,7 | 55,3400 |
5 | 65,0-77,0 | 2 | 142,7 | 71,3500 |
Итого | 30 | 1213,1 | 227,8538 |
Вывод: Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением выручки от продажи продукции от группы к группе систематически возрастает и средняя чистая прибыль по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения
Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака х на результативный признак y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака y в его общей дисперсии :
Для расчёта показателей и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :
Для расчёта дисперсии применяется вспомогательная таблица 12.
Таблица 12
Вспомогательная таблица для расчёта общей дисперсии
Номер предприятия | Чистая прибыль, млн. руб. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 3,4 | -37,037 | 1371,7394 |
2 | 10,5 | -29,937 | 896,2240 |
3 | 1,6 | -38,837 | 1508,3126 |
4 | 2,8 | -37,637 | 1416,5438 |
5 | 8,1 | -32,337 | 1045,6816 |
6 | 5,3 | -35,137 | 1234,6088 |
7 | 4,6 | -35,837 | 1284,2906 |
8 | 5,3 | -35,137 | 1234,6088 |
9 | 21,4 | -19,037 | 362,4074 |
10 | 13,2 | -27,237 | 741,8542 |
11 | 11,4 | -29,037 | 843,1474 |
12 | 10,2 | -30,237 | 914,2762 |
13 | 5,5 | -34,937 | 1220,5940 |
14 | 7,4 | -33,037 | 1091,4434 |
15 | 4,3 | -36,137 | 1305,8828 |
16 | 6,8 | -33,637 | 1131,4478 |
17 | 9,3 | -31,137 | 969,5128 |
18 | 7,3 | -33,137 | 1098,0608 |
19 | 5,4 | -35,037 | 1227,5914 |
20 | 3,0 | -37,437 | 1401,5290 |
21 | 3,7 | -36,737 | 1349,6072 |
22 | 8,7 | -31,737 | 1007,2372 |
23 | 3,4 | -37,037 | 1371,7394 |
24 | 7,2 | -33,237 | 1104,6982 |
25 | 3,3 | -37,137 | 1379,1568 |
26 | 5,0 | -35,437 | 1255,7810 |
27 | 15,7 | -24,737 | 611,9192 |
28 | 10,5 | -29,937 | 896,2240 |
29 | 18,6 | -21,837 | 476,8546 |
30 | 2,0 | -38,437 | 1477,4030 |
Итого | 224,9 | 33230,3765 |
Рассчитаем общую дисперсию:
Для расчёта межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 13. При этом используются групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).
Таблица 13
Вспомогательная таблица для расчёта межгрупповой дисперсии
Группы предприятий по выручке от продажи продукции, млн. руб., х | Число предприятий, |
Среднее значение
в группе, млн. руб., |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17,0-29,0 | 6 | 25,2667 | -15,1703 | 1380,8280 |
29,0-41,0 | 10 | 36,9400 | -3,4970 | 122,2901 |
41,0-53,0 | 7 | 38,9571 | -1,4799 | 15,3307 |
53,0-65,0 | 5 | 55,3400 | 14,9030 | 1110,4970 |
65,0-77,0 | 2 | 71,3500 | 30,9130 | 1911,2271 |
Итого | 30 | 4540,1730 |
Рассчитаем межгрупповую дисперсию:
Определяем коэффициент детерминации:
Вывод:
13,66% вариации чистой прибыли предприятий
обусловлено вариацией выручки от продажи
продукции, а 86,34% - влиянием прочих факторов.
Тесноту
связи между факторным и
Рассчитаем показатель :
Вывод: Согласно шкале Чэддока связь между выручкой от продажи продукции и чистой прибылью предприятий является умеренной.
3.
Оценка статистической
значимости коэффициента
детерминации
Показатели и рассчитаны для выборочной совокупности, т.е. на основе ограниченной информации об изучаемом явлении. Поскольку при формировании выборки на первичные данные могли иметь воздействии какие-либо случайные факторы, то есть основание полагать, что и полученные характеристики связи , несут в себе элемент случайности. Ввиду этого, необходимо проверить, насколько заключение о тесноте и силе связи, сделанное по выборке, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.
Проверка выборочных показателей на их неслучайность осуществляется в статистике с помощью тестов на статистическую значимость (существенность) показателя. Для проверки значимости коэффициента детерминации служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле:
где n – число единиц выборочной совокупности,
m – количество групп.
Величина рассчитывается, исходя из правила сложения дисперсий:
где – общая дисперсия.
Для проверки значимости показателя рассчитанное значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл для принятого уровня значимости и параметров , зависящих от величин n и m: . Величина Fтабл для значений определяется по таблице распределения Фишера, где приведены критические (предельно допустимые) величины F-критерия для различных комбинаций значений . Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 (что соответствует доверительной вероятности Р=0,95).
Расчет дисперсионного F-критерия Фишера для оценки =13,66%, полученной при =1107,6792 млн. руб.; =151,3391 млн. руб.:
.
Табличное значение F-критерия при = 0,05:
n | m | k1=m-1 | k2=n-m | Fтабл ( ,5, 25) |
30 | 5 | 4 | 25 | 2,60 |
Вывод:
Поскольку Fрасч<Fтабл,
то величина коэффициента детерминации
=13,66% признается незначимой (случайной)
и, следовательно, найденные характеристики
связи между признаками Выручка
от продаж продукции
и Чистая прибыль относятся только
к выборке, их нельзя распространить на
генеральную совокупность.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 необходимо определить:
Выполнение задания 3
Целью
выполнения данного задания является
определение для генеральной
совокупности предприятий региона
границ, в которых будут находиться
средний размер выручки от продажи
продукции и доля предприятий с выручкой
от продажи продукции не менее 53 млн. руб.
1.
Определение ошибки выборки
Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), так как генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину е.
Принято вычислять два вида ошибок выборки – среднюю и предельную .
Для
собственно-случайной и
Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры