Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:49, реферат
Целью семестровой работы является изучение статистических методов торговли в регионе. В этой работе рассмотрены следующие этапы:
- основные статистические показатели рынка товаров и услуг;
- статистические методы, используемые в изучении торговли.
Введение…………………………………………………..3
1.Статистика торговли……………………………………..4
3. Основные статистические показатели торговли……….6
4. Статистические методы изучения рынка товаров и услуг………………………………………………………....17
Заключение……………………………………………….25
Литература………………………………………………..26
В статистическом исследовании рынка, на любом его уровне большое значение имеет использование абсолютных показателей. Мы считаем, что в прошлом их значение даже несколько преуменьшалось. Масштабы рынка, его потенциал, объем товарной массы, вовлеченной в обращение, размер прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности на рынке, другие показатели эффекта рыночной деятельности - все это объективно характеризует состояние рынка и является исходной базой прогноза. Сказанное нисколько не умаляет исключительно важную роль, которую в анализе рынка играют относительные величины уровня, координации, структуры и динамики, позволяющие дать оценку рыночной ситуации, охарактеризовать скорость и вектор изменений, обеспечить сопоставление с конкурентами, отразить пропорциональность развития и т. п. В условиях плановой экономики ведущим относительным показателем торговли был уровень выполнения плана.
Разумеется, с переходом к рыночной экономике и отказом от централизованного планирования объемов продажи и прибыли показатель выполнения плана потерял свое значение центрального показателя, но было бы неразумно отказываться от него на микроуровне. Во-первых, существует понятие плана маркетинга и контрольных (плановых) цифр; во-вторых, данная относительная величина используется как оценка выполнения договорных (контрактных) обязательств, наконец, в-третьих, она является мерой точности прогноза.
Не теряет своего важного значения и метод группировок и как способ выделения типических однородных групп, и как метод анализа структуры изучаемой совокупности, и как способ выявления связей и зависимостей. Находят свое применение и многомерные Группировки. В бизнес-статистике фирмы группируют собственные Предприятия по ряду признаков, чтобы найти оптимальные характеристики, дать оценку хорошо и плохо работающим подразделениям. Государственная статистика группирует предприятия (фирмы), регионы, семьи потребителей, чтобы выявить определенные закономерности развития, дать оценку рыночной ситуации. В маркетинге группировки используются для моделирования поведения и предпочтений покупателей, а также в целях сегментации рынка. Изучение закономерностей рынка может потребовать построения и анализа рядов распределения, расчета их характеристик. В анализе состояния рынка, территориального распределения товарооборота и некоторых других показателей используются специфические методы регионального анализа.
Одним из наиболее распространенных методов анализа в статистике рынка является индексный, который позволяет решить целый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. Наряду с динамическими индексами находят применение территориальные, индексы соотношений, качественных оценок, выполнения. Проявление стихийности в некоторых рыночных процессах заставляет уделять больше внимания проблеме оценки устойчивости и колеблемости ряда показателей состояния и развития рынка. Это связано и с проблемой количественных характеристик рыночного или коммерческого риска. В некоторых исследованиях рынка могут найти применение модели, построенные на основе использования методов теории статистических решений и теории массового обслуживания. Зарубежный опыт показывает, что эти методы приносят определенную пользу в маркетинге.
Анализ рыночной конъюнктуры диктует необходимость выявления и моделирования тенденций рыночных процессов с помощью различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей. Целям регулирования и прогнозирования рынка подчинено использование методов корреляционно-регрессионного анализа, метода главных компонент, кластерного анализа и других методов многомерного анализа. Важную роль в изучении и прогнозировании спроса имеет расчет показателей эластичности. В зарубежной практике в целях анализа и прогнозирования ряда рыночных явлений и процессов широко используются методы экспертных оценок. Применяются также специфические методы конъюнктурного анализа.
Стохастический характер рыночных процессов позволяет обращаться к некоторым методам статистического и эконометрического моделирования, в частности трендовых и регрессионных уравнений, теории принятия решений, теории массового обслуживания (теории очередей). Использование этих методов позволяет выявить силу и вектор влияния различных факторов на рыночные процессы и явления, принимать оптимальные решения при минимизации риска; теория массового обслуживания (теория очередей) дает возможность оптимизировать дистрибьюцию товаров, оптимально размещать торговые предприятия и т. д. Эти методы нередко находят применение в маркетинге. Там же используются методы линейного и нелинейного программирования, в частности для выбора оптимального варианта товародвижения, управления товарными запасами.
Самым
ответственным моментом анализа, завершающим
всю проделанную расчетную работу,
является интерпретация полученных показателей
и параметров построенных моделей, а также
выводы, которые необходимо сформулировать
в итоге исследования.
Динамика средних цен и объема продажи на двух рынках города характеризуется следующими данными: Оформите по ГОСТу
Овощи | Количество проданных овощей, кг | Средняя цена за 1 кг, тыс. руб. | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
Рынок
№1
огурцы помидоры |
2500 1700 |
2800 2100 |
0,8 3,02 |
0,95 2,8 |
Рынок
№2
Огурцы |
4200 | 4000 | 1,28 | 1,45 |
На основании имеющихся данных вычислить:
1. Для рынка №1(по двум видам овощей в целом):
Определить в отчетном периоде по сравнению с базисным абсолютный прирост выручки от реализации овощей и разложить его по факторам (за счет изменения цен и объема продажи овощей). Показать взаимосвязь между исчисленными индексами.
2. Для двух рынков в целом (по огурцам):
Объяснить различие между полученными величинами индексов.
Определить общее абсолютное изменение средней цены огурцов в отчетном периоде по сравнению с базисным и разложить его по факторам за счет непосредственного
изменения уровня цен огурцов и изменения структуры продажи огурцов. Сформулировать выводы.
Решение.
1) для рынка №1 (по двум видам продуктов в целом):
а) общий индекс выручки от реализации продуктов:
Общая выручка от реализации продукции по двум видам в целом увеличилась на 19,7%.
В отчетном периоде по сравнению с базисным абсолютное изменение выручки от реализации продуктов составило =
=8540-7134=1406 (тыс. руб.);
б) общий индекс цен:
Ip=(0,95*2800+2,8*2100)/(
Цена по двум видам продукции в целом уменьшилась на 0,5%.
Увеличение выручки за счет изменения уровня цен составило
=8540-8582=-42 (тыс. руб.);
в) общий индекс физического объема проданных продуктов:
Iq=(2800*0,8+2100*3,02)/(
Физический объем проданной продукции по двум видам в целом увеличился на 20,3%.
В абсолютном выражении увеличение выручки за счет изменения объема реализации составило
=8582-7134=1448 (тыс. руб.).
Таким образом, имеет место взаимосвязь индексов (относительного изменения показателей):
(в данном примере 1,197=1,203*0,995), а также абсолютных изменений:
(в данном примере 1406=1448-42), т.е. общее изменение выручки от реализации продуктов равно сумме приростов выручки за счет изменения уровня цен и за счет изменения объема продаж.
2) для двух рынков в целом (по огурцам):
а) индекс цен переменного состава
Iпс=1,244/1,1=1,131,
т. е. средняя цена повысилась на 13,1% за счет изменения среднего уровня цены на огурцы и за счет изменения в структуре продажи огурцов.
б) индекс цен постоянного состава
Iфс=(0,95*2800+1,45*4000)/
т. е. средняя цена на огурцы увеличилась на 15,0% за счет изменения среднего уровня цен.
в) индекс влияния изменения структуры реализации продуктов на динамику
цены:
Iстр.сдв.=Iпер.с./Iпост.с.
т. е. средняя цена на огурцы уменьшилась на 1,7% за счет уменьшения продаж.
Полученные
индексы различаются между
на индекс цен переменного состава оказывает влияние два фактора: изменение уровня цен на продукцию; изменение в структуре продаж;
на индекс постоянного состава влияет только один фактор – изменение уровня цен на продукцию;
на индекс структурных сдвигов влияет также один фактор – изменение в структуре продаж.
Общее абсолютное изменение средней цены:
Dp=Sp1q1/Sq1-Sp0q0/Sq0
Dp=1,244-1,1=0,144 (тыс. руб.)
Разложим общее абсолютное изменение средней по факторам цены:
Dpp=Sp1q1/Sq1-Sp0q1/Sq1
Dpp=1,244-1,096=0,148 (тыс. руб.) – изменение средней цены за счет изменения уровня цен;
Dpq=Sp0q1/Sq1-Sp0q0/Sq0
Dpq=1,096-1,1=-0,004 (тыс. руб.) – изменение средней цены за счет изменения структуры продаж огурцов.
Общее абсолютное изменение средней цены огурцов в отчетном периоде по сравнению с базисным:
Dp=0,148-0,004=0,144, т. е.
Цена
на огурцы в отчетном периоде по
сравнению с базисным увеличилась
на 0,144 тыс. руб. Ее изменение было вызвано
изменениями в структуре продаж огурцов
(средняя цена возросла на 0,148 тыс. руб.)
и за счет непосредственного изменения
уровня цен (уменьшилась на 0,004 тыс. руб.).
Таким образом, на изменение цен может
оказывать влияние несколько факторов.
В данном случае изменение в структуре
продаж оказалось решающим.
Статистические
данные по теме из официальных источников?
В данной работе была рассмотрена такая отрасль экономической статистики, как статистика торговли, которая занимает важное место в системе отраслевых статистических дисциплин, так как имеет большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа.
Основные
источники статистики торговли - отчётность
государственных и кооперативных торговых
организаций и предприятий, а также единовременные
обследования и переписи, посвященные
главным образом характеристике качественного
состояния материальной базы торговли
и эффективности новых форм обслуживания
покупателей.
Информация о работе Статистические методы изучения торговли в регионе