Статистические методы изучения торговли в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:49, реферат

Описание работы

Целью семестровой работы является изучение статистических методов торговли в регионе. В этой работе рассмотрены следующие этапы:

- основные статистические показатели рынка товаров и услуг;

- статистические методы, используемые в изучении торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………..3

1.Статистика торговли……………………………………..4
3. Основные статистические показатели торговли……….6

4. Статистические методы изучения рынка товаров и услуг………………………………………………………....17

Заключение……………………………………………….25

Литература………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

теория11.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

       В статистическом исследовании рынка, на любом его уровне большое значение имеет использование абсолютных показателей. Мы считаем, что в прошлом  их значение даже несколько преуменьшалось. Масштабы рынка, его потенциал, объем товарной массы, вовлеченной в обращение, размер прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности на рынке, другие показатели эффекта рыночной деятельности - все это объективно характеризует состояние рынка и является исходной базой прогноза. Сказанное нисколько не умаляет исключительно важную роль, которую в анализе рынка играют относительные величины уровня, координации, структуры и динамики, позволяющие дать оценку рыночной ситуации, охарактеризовать скорость и вектор изменений, обеспечить сопоставление с конкурентами, отразить пропорциональность развития и т. п. В условиях плановой экономики ведущим относительным показателем торговли был уровень выполнения плана.

       Разумеется, с переходом к рыночной экономике и отказом от централизованного планирования объемов продажи и прибыли показатель выполнения плана потерял свое значение центрального показателя, но было бы неразумно отказываться от него на микроуровне. Во-первых, существует понятие плана маркетинга и контрольных (плановых) цифр; во-вторых, данная относительная величина используется как оценка выполнения договорных (контрактных) обязательств, наконец, в-третьих, она является мерой точности прогноза.

       Не  теряет своего важного значения и  метод группировок и как способ выделения типических однородных групп, и как метод анализа структуры изучаемой совокупности, и как способ выявления связей и зависимостей. Находят свое применение и многомерные Группировки. В бизнес-статистике фирмы группируют собственные Предприятия по ряду признаков, чтобы найти оптимальные характеристики, дать оценку хорошо и плохо работающим подразделениям. Государственная статистика группирует предприятия (фирмы), регионы, семьи потребителей, чтобы выявить определенные закономерности развития, дать оценку рыночной ситуации. В маркетинге группировки используются для моделирования поведения и предпочтений покупателей, а также в целях сегментации рынка. Изучение закономерностей рынка может потребовать построения и анализа рядов распределения, расчета их характеристик. В анализе состояния рынка, территориального распределения товарооборота и некоторых других показателей используются специфические методы регионального анализа.

       Одним из наиболее распространенных методов  анализа в статистике рынка является индексный, который позволяет решить целый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. Наряду с динамическими индексами находят применение территориальные, индексы соотношений, качественных оценок, выполнения. Проявление стихийности в некоторых рыночных процессах заставляет уделять больше внимания проблеме оценки устойчивости и колеблемости ряда показателей состояния и развития рынка. Это связано и с проблемой количественных характеристик рыночного или коммерческого риска. В некоторых исследованиях рынка могут найти применение модели, построенные на основе использования методов теории статистических решений и теории массового обслуживания. Зарубежный опыт показывает, что эти методы приносят определенную пользу в маркетинге.

       Анализ рыночной конъюнктуры диктует необходимость выявления и моделирования тенденций рыночных процессов с помощью различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей. Целям регулирования и прогнозирования рынка подчинено использование методов корреляционно-регрессионного анализа, метода главных компонент, кластерного анализа и других методов многомерного анализа. Важную роль в изучении и прогнозировании спроса имеет расчет показателей эластичности. В зарубежной практике в целях анализа и прогнозирования ряда рыночных явлений и процессов широко используются методы экспертных оценок. Применяются также специфические методы конъюнктурного анализа.

       Стохастический  характер рыночных процессов позволяет  обращаться к некоторым методам  статистического и эконометрического моделирования, в частности трендовых и регрессионных уравнений, теории принятия решений, теории массового обслуживания (теории очередей). Использование этих методов позволяет выявить силу и вектор влияния различных факторов на рыночные процессы и явления, принимать оптимальные решения при минимизации риска; теория массового обслуживания (теория очередей) дает возможность оптимизировать дистрибьюцию товаров, оптимально размещать торговые предприятия и т. д. Эти методы нередко находят применение в маркетинге. Там же используются методы линейного и нелинейного программирования, в частности для выбора оптимального варианта товародвижения, управления товарными запасами.

       Самым ответственным моментом анализа, завершающим  всю проделанную расчетную работу, является интерпретация полученных показателей и параметров построенных моделей, а также выводы, которые необходимо сформулировать в итоге исследования. 
 

    Динамика  средних цен и объема продажи  на двух рынках города характеризуется  следующими данными: Оформите по ГОСТу

      Овощи     Количество  проданных овощей, кг     Средняя цена за 1 кг, тыс. руб.
    Базисный  период     Отчетный  период     Базисный  период     Отчетный  период
    Рынок №1

    огурцы

    помидоры

 
    2500

    1700

 
    2800

    2100

 
    0,8

    3,02

 
    0,95

    2,8

    Рынок №2

    Огурцы

    4200     4000     1,28     1,45
 

    На  основании имеющихся  данных вычислить:

    1. Для рынка №1(по двум видам  овощей в целом):

  1. Общий индекс выручки от реализации овощей;
  2. Общий индекс цен;
  3. Общий индекс физического объема проданных овощей.

    Определить  в отчетном периоде по сравнению  с базисным абсолютный прирост выручки от реализации овощей и разложить его по факторам (за счет изменения цен и объема продажи овощей). Показать взаимосвязь между исчисленными индексами.

    2. Для двух рынков  в целом  (по огурцам):

  1. Индекс цен переменного состава;
  2. Индекс цен постоянного состава;
  3. Индекс влияния изменения структуры объема продаж огурцов на динамику средней цены.

    Объяснить различие между полученными величинами индексов.

    Определить  общее абсолютное изменение средней  цены огурцов в отчетном периоде  по сравнению с базисным и разложить его по факторам за счет непосредственного

    изменения уровня цен огурцов  и изменения  структуры продажи огурцов. Сформулировать выводы.

    Решение.

    1) для рынка №1 (по двум видам продуктов в целом):

    а) общий индекс выручки от реализации продуктов:

    Ipq=(0,95*2800+2,8*2100)/(0,8*2500+3,02*1700)=1,197

    Общая выручка от реализации продукции  по двум видам в целом увеличилась  на 19,7%.

    В отчетном периоде по сравнению с  базисным абсолютное изменение выручки от реализации продуктов составило =

    =8540-7134=1406 (тыс. руб.);

    б) общий индекс цен:

    Ip=(0,95*2800+2,8*2100)/(0,8*2800+3,02*2100)=0,995

    Цена  по двум видам продукции в целом  уменьшилась на 0,5%.

    Увеличение выручки за счет изменения уровня цен составило

    =8540-8582=-42 (тыс. руб.);

    в) общий индекс физического объема проданных продуктов:

    Iq=(2800*0,8+2100*3,02)/(2500*0,8+1700*3,02)=1,203

           Физический объем  проданной продукции  по двум видам  в целом увеличился  на 20,3%.

          В абсолютном выражении увеличение выручки за счет изменения объема реализации составило

    =8582-7134=1448 (тыс. руб.).

    Таким образом, имеет место взаимосвязь  индексов (относительного изменения показателей):

      (в данном примере 1,197=1,203*0,995), а также абсолютных изменений:

    

    (в  данном примере 1406=1448-42), т.е. общее изменение выручки от реализации продуктов равно сумме приростов выручки за счет изменения уровня цен и за счет изменения объема продаж.

    2) для двух рынков в целом (по огурцам):

    а) индекс цен переменного состава

    Iпс=1,244/1,1=1,131,

      т. е. средняя цена повысилась на 13,1% за счет изменения среднего уровня цены на огурцы и за счет изменения в структуре продажи огурцов.

    б) индекс цен постоянного состава

    Iфс=(0,95*2800+1,45*4000)/(0,8*2800+1,28*4000)=1,150,

    т. е. средняя цена на огурцы увеличилась на 15,0% за счет изменения среднего уровня цен.

    в) индекс влияния изменения структуры  реализации продуктов на динамику

    цены:

    Iстр.сдв.=Iпер.с./Iпост.с.=1,131/1,150=0,983,

    т. е. средняя цена на огурцы уменьшилась  на 1,7% за счет уменьшения продаж.

    Полученные  индексы различаются между собой  из-за влияния на них различных  факторов:

    на  индекс цен переменного состава  оказывает влияние два фактора: изменение уровня цен на продукцию; изменение в структуре продаж;

    на  индекс постоянного состава влияет только один фактор – изменение уровня цен на продукцию;

    на  индекс структурных сдвигов влияет также один фактор – изменение  в структуре продаж.

    Общее абсолютное изменение средней цены:

    Dp=Sp1q1/Sq1-Sp0q0/Sq0

    Dp=1,244-1,1=0,144 (тыс. руб.)            

    Разложим  общее абсолютное изменение средней  по факторам цены:

    Dpp=Sp1q1/Sq1-Sp0q1/Sq1

    Dpp=1,244-1,096=0,148 (тыс. руб.) – изменение средней цены за счет изменения уровня цен;

    Dpq=Sp0q1/Sq1-Sp0q0/Sq0

     Dpq=1,096-1,1=-0,004 (тыс. руб.) – изменение средней цены за счет изменения структуры  продаж  огурцов. 

    Общее абсолютное изменение средней цены огурцов в отчетном периоде по сравнению с базисным:

    Dp=0,148-0,004=0,144, т. е.

    Цена  на огурцы в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 0,144 тыс. руб. Ее изменение было вызвано изменениями в структуре продаж огурцов (средняя цена возросла на 0,148 тыс. руб.)  и за счет непосредственного изменения уровня цен (уменьшилась на 0,004 тыс. руб.). Таким образом, на изменение цен  может оказывать влияние несколько факторов. В данном случае изменение в структуре продаж оказалось решающим.   
 

       Статистические  данные по теме из официальных источников? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       В данной работе была рассмотрена такая отрасль экономической статистики, как статистика торговли, которая занимает важное место в системе отраслевых статистических дисциплин,  так как имеет  большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа.

       Основные  источники статистики торговли - отчётность государственных и кооперативных торговых организаций и предприятий, а также единовременные обследования и переписи, посвященные главным образом характеристике качественного состояния материальной базы торговли и эффективности новых форм обслуживания покупателей. 

Информация о работе Статистические методы изучения торговли в регионе