Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:49, реферат
Целью семестровой работы является изучение статистических методов торговли в регионе. В этой работе рассмотрены следующие этапы:
- основные статистические показатели рынка товаров и услуг;
- статистические методы, используемые в изучении торговли.
Введение…………………………………………………..3
1.Статистика торговли……………………………………..4
3. Основные статистические показатели торговли……….6
4. Статистические методы изучения рынка товаров и услуг………………………………………………………....17
Заключение……………………………………………….25
Литература………………………………………………..26
Поморский
государственный университет
Математический факультет
Кафедра
информационных технологий
СЕМЕСТРОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Статистика»
Тема:
Статистические
методы изучения торговли в регионе
Выполнила студентка
3 курса, 36 группы,
очного отделения
математического факультета
Шолохова
Анастасия Валерьевна
Научный руководитель:
Берлин Ю.И.
К.э.н., доцент кафедры
прикладной
математики
Архангельск
2010
Оглавление
Введение…………………………………………………..3
3. Основные статистические показатели торговли……….6
4. Статистические
методы изучения рынка товаров и услуг………………………………………………………....
Заключение……………………………………………….
Литература………………………………………………..
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление. Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.
Рынок - это достаточно высокая стадия развития товарно-денежных отношений, которая предполагает свободу продавца и покупателя в выборе партнера. Из этого следует, что рынок предусматривает хозяйственно-экономическую самостоятельность субъектов хозяйственных отношений, полноту их прав и ответственность за принятие решений, связь и взаимодействие спроса и предложения, конкуренцию, подвижность цен, определенную экономическую среду.
Одним из видов рынка является рынок товаров и услуг. Под рынком товаров и услуг понимается совокупность отношений, связанных с куплей и продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода и предназначенных для конечного использования.
Целью семестровой работы является изучение статистических методов торговли в регионе. В этой работе рассмотрены следующие этапы:
-
основные статистические
- статистические методы, используемые в изучении торговли.
В работе использовались учебники по социальной статистике, Интернет-ресурсы и данные Российского статистического ежегодника.
Статистика торговли - отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
Исторический процесс развития экономики обусловил развитие трех социально-экономических форм торговли: государственной, кооперативной и колхозной.
Государственная торговля осуществляется государственными торговыми предприятиями и организациями системы Министерства торговли и других ведомств. Торговля ведется товарами, принадлежащими государству, по государственным ценам и в соответствии с единым государственным планом.
Кооперативная торговля осуществляется предприятиями и организациями потребительской кооперации, действующими на основе кооперативной собственности. Значительную часть товаров, полученную от государственных предприятий и организаций, кооперативная торговля реализует по государственным ценам. Остальные товары, полученные из собственного производства или в порядке собственных закупок, реализуются по ценам, установленным соответствующими кооперативными организациями (облпотребсоюзами). Главное назначение кооперативной торговли — обеспечение села товарами народного потребления и лишь продажа излишков сельскохозяйственной продукции производится городскому населению.
Колхозная торговля представляет собой реализацию излишков сельскохозяйственной продукции, принадлежащей колхозам, а также колхозникам, рабочим совхозов и другим группам населения, имеющим личное подсобное хозяйство. Если первые две формы торговли относятся к организованному рынку, то колхозная торговля представляет собой рынок, на котором купля-продажа товаров осуществляется между их непосредственными производителями и потребителями, цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а объем оборота колхозной торговли государством не планируется. Однако развитие колхозной торговли, объем и структура товаров, уровень их цен зависят от состояния сельскохозяйственного производства, государственной и кооперативной торговли, размеров государственных товарных ресурсов.
Ведущее положение и решающее значение имеет государственная форма торговли как по объему товарооборота, мощности своих предприятий, так и по степени удовлетворения потребностей населения.
Предметом статистики торговли является количественная сторона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере товарного обращения в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торговли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий.
Основная задача статистики торговли — всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий.
Источники информации для статистического изучения торговли в регионе?
В решении задач статистики рынка услуг важная роль отводится системе показателей. Сформулируем основные принципы ее построения:
Для характеристики рынка услуг целесообразно использовать систему показателей, приведенную в таб.1.
Система показателей рынка услуг
Таб.1
Исходным направлением анализа рынка потребительских услуг населению является характеика его социально-экономического потенциала.
Социально-
К числу важных показателей потребительского рынка услуг относятся: объем предлагаемых услуг (товарное предложение, в котором в качестве товара выступает услуга) и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.
Объем реализации услуг одновременно отражает объем удовлетворенного спроса (и в этом смысле этот показатель является социальным) и объем выручки, полученной от реализации платных услуг (и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функционирования рынка).
Объем реализации услуг населению — важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. На его основе определяется вклад рынка услуг в результат функционирования рынка товаров в целом.
Специфика нематериальных услуг как товара, которая, как известно, состоит в том, что они не могут накапливаться и откладываться в запасы, а также в том, что момент производства услуг и момент их потребления не разделены процессами их распределения и обращения, определяет скорость их обращения и отсутствие показателя товарооборота, учитывающего звенность товародвижения.
Показатель
уровня реализации услуг на одного
жителя — важный индикатор развития
регионального рынка и
Следующая подсистема показателей включает показатели статистики цен на услуги. Цена — главная категория рынка, инструмент его регулирования, балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности.
В
системе показателей цен
Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.
В подсистеме показателей результатов функционирования рынка услуг, помимо показателя объема реализации услуг (выручки от реализации), большое значение имеет показатель прибыли, а также объема валовой добавленной стоимости, отражающей вклад рынка услуг в создание ВВП.
Особую
проблему составляет определение объемов
рыночных услуг, оказываемых
Выпуск рыночных услуг оценивается в основных ценах, т.е. исключая налоги на продукты (в рассматриваемых отраслях это налог на добавленную стоимость), но включая субсидии на продукты, т.е. государственную дотацию и другие субсидии, получаемые отраслью из государственного бюджета, кроме субсидий, связанных с использованием рабочей силы и других факторов производства, а также субсидий на капитальные затраты.
Валовая добавленная стоимость равна стоимости рыночных услуг отраслей (выпуск) за минусом их промежуточного потребления.
Промежуточное потребление — стоимость всех продуктов (кроме основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода в процессе производства и реализации услуг. Промежуточное потребление не включает износ основных фондов, который является элементом валовой добавленной стоимости. Вместе с тем к промежуточному по греблению относятся затраты на улучшение условий труда работников сферы услуг, затраты на спецодежду и спецпитание; представительские расходы; оплата за обучение работников, если все это осуществляется в интересах производства.
Информация о работе Статистические методы изучения торговли в регионе