Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель работы - анализ статистических методов изучения конъюнктуры рынка. Объект исследования - методы статистика конъюнктуры рынка.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- дать понятие и раскрыть сущность конъюнктуры рынка;
- перечислить задачи и систему показателей конъюнктуры рынка;
- рассмотреть методы измерения эластичности спроса и предложения.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность конъюнктуры рынка……………………….…………4
Задачи статистики и система показателей конъюнктуры рынка………….....5
Источники конъюнктурной информации………………………………..…..8
Расчет и анализ потенциала рынка…………………………………..……….9
Анализ пропорциональности развития рынка……………………...………10
Анализ цикличности рынка и тенденций его развития………………........11
Статистические методы измерения эластичности спроса и предложения………………………………………………………..……..….13
Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры……………………………....15
Заключение………………………………………………………………………18
Практическая часть……………………………………………..………….……19
Список литературы………………………………..……………………………38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Практическая
часть……………………………………………..………….…
Список литературы………………………………..………………
Введение
Рынок - базовое
понятие микроэкономического
Конъюнктура рынка
- это совокупность условий, при которых
в данный момент протекает деятельность
на рынке. Она характеризуется
Статистика конъюнктуры рынка представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.
Цель работы
- анализ статистических методов изучения конъюнктуры рынка. Объект
исследования - методы статистика конъюнктуры
рынка.
Задачи исследования вытекают из поставленной
цели:
- дать понятие
и раскрыть сущность
- перечислить задачи и систему
показателей конъюнктуры рынка;
- рассмотреть методы измерения эластичности
спроса и предложения.
Понятие и сущность конъюнктуры рынка
К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjungo-соединяю, связываю.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает:
Главная цель изучения
конъюнктуры рынка - определить характер
и степень его
Статистика конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.
Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.
Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.
Задачи статистики и система показателей конъюнктуры рынка
Задачи статистики конъюнктуры рынка:
Можно выделить два этапа реализации этих задач. На первом, оценочном, осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка - его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий, уровень анализа имеет целью выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, и на этой основе прогнозирование конъюнктуры рынка и выводы о перспективах развития рынка.
Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:
1.1. объем, структура и динамика предложения;
1.2. производственный
и сырьевой потенциал
1.3. эластичность предложения.
2.1. спрос в
дифференциации по следующим
признакам: степени
2.2. потребительский
потенциал (в целом и по
2.3. эластичность спроса.
3.1. соотношение спроса и предложения;
3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
3.3. товарная
структура товарооборота (
3.4. раздел (доля)
рынка между производителями,
оптовыми и розничными
3.5. структура
продавцов по формам
3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам);
3.7. региональная структура рынка.
4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.
5.1. коэффициенты
вариации продажи, цен и
5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.
6.1. региональная
вариация соотношения спроса
и предложения и других
6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)
6.3. региональная
вариация темпов динамики
7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;
7.2. число, размер, частота и динамика сделок;
7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.
8.1. инвестиционный риск;
8.2. риск принятия маркетинговых решений;
8.3. риск случайных рыночных колебаний.
9.1. число фирм,
выступающих на рынке каждого
товара, их распределение по формам
собственности,
9.2. общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);
9.3. уровень приватизации:
число и доля
9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);
9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
Данная система показателей включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков.
Источники конъюнктурной информации
В целях изучения рыночной конъюнктуры наряду с использованием государственной и внутрифирменной отчетности применяются методы опроса (интервьюирования и анкетирования) как специалистов рынка, так и покупателей, а также методы экспертных оценок (Дельфи-метод, метод мозгового штурма, метод синектики и т.д.).
Сущность Дельфи-метода
Исходная предпосылка метода — если грамотно обобщить и обработать индивидуальные оценки квалифицированных экспертов по поводу ситуации на рынке, то можно получить коллективное мнение, обладающее достаточной степенью достоверности и надежности.
На
первом этапе формируется
Опрос экспертов является анонимным; каждый эксперт не знает, кто еще привлечен к этой работе, и не ознакомлен с ответами других экспертов.
Метод "мозгового штурма" более оперативен и достаточно надежен. В данном случае отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.
Информация о работе Статистические методы изучения конъюктуры рынка