Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:59, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение занятости населения, и в
частности, ее составляющего компонента, численности занятых в
экономике.
Задачами курсового проекта являются:
• Раскрытие основных теоретических и методологических вопросов, касающихся статистики занятости населения.
• Выявление наличия (или отсутствия ) корреляционной связи между изучаемыми признаками.
• Измерение тесноты связи между признаками.
Введение……………………………………………………………..3
1. 1.Теоретико-методологическое статистическое изучение
занятости населения ……………… ..……………………...6
1.1. Основные категории и определения в статистическом
наблюдении за рынком труда………………………… ……6
1.2. Распределение экономически активного населения по статусу
занятости………………………………………………………8
1.3. Занятость в неформальном секторе экономики…………….8
1.4. Учет и анализ неполной (частичной) занятости……………10
1.5. Показатели статистики занятости…………………………...12
1.6 Занятость:поиск решения новых проблем…………………..12
2.Статистическая оценка эмпирических данных о занятости
населения ,выявление его связей с важнейшими
макроэкономическими показателями. …………..……………15
2.1Анализ основных тенденций, происходящих в области
занятости населения РФ.…………………… ……………….15
2.2Структура занятости населения по
регионам.………… ………..…………………………………..21
2.3 Выявление взаимосвязи занятости населения с
макроэкономическим
показателем.…………………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………35
Организация
сбора и обработки
При выборе методов сбора информации необходимо принимать во внимание особые трудности измерения занятости в этом секторе: неточность (расплывчатость) понятия; сложность явления (разнохарактерная деятельность); высокие мобильность и текучесть; сезонные колебания в деятельности; отсутствие узнаваемых отличий для идентификации (расположения институциональных единиц); трудность нахождения контактов с предпринимателями неформального сектора и др. Измерения в данной сфере возможны на основе косвенных оценок или прямого обследования.
Метод
косвенных оценок заключается в
приблизительном определении
Поэтому предпочтение отдается методу прямого обследования, которое можно проводить или на основе охвата в качестве объектов учета производственных единиц неформального сектора, или в рамках уже существующих обследований занятости населения.
Недостатками
первого метода, где объектами
обследования являются производственные
единицы неформального сектора (экономическая
перепись), являются: высокая стоимость
мероприятия; неполный охват по причине
возможного пропуска единиц, с одной стороны,
и риск двойного учета — с другой; проблематичность
установления связей между различными
типами деятельности.
1.4.
Учет и анализ
неполной (частичной)
занятости.
Различают две формы неполной (или частичной) занятости: явная, или видимая, неполная занятость и скрытая неполная занятость.
Видимая неполная занятость может быть выражена числом лиц, работающих явно неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю) по сравнению с нормой рабочего времени, установленной графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников, или меньше, чем обычно, в связи со снижением спроса на продукцию или услуги, отсутствием клиентов, заказов и т.п.
К занятым явно неполное рабочее время относятся все лица, работающие как по найму, так и самостоятельно, находящиеся на работе или временно отсутствующие.К этой категории относятся также лица, находящиеся в отпусках по инициативе администрации.
Скрытая неполная занятость представляет собой в первую очередь аналитическое понятие, которое отражает либо неправильное распределение трудовых ресурсов, либо нарушение баланса между трудом и прочими факторами производства. К характерным признакам скрытой неполной занятости относятся низкий доход трудящихся, неполное использование квалификации работающих, низкая производительность труда. Аналитические исследования размеров и причины неполной занятости основываются на данных об уровне дохода и коэффициентах использования работающих согласно уровню их квалификации (замаскированная неполная занятость) и различным коэффициентам, характеризующим уровень производительности труда (потенциальная неполная занятость).
Ввиду важности измерения видимой неполной занятости в различных отраслях экономики с 1993 г. в форму государственного статистического наблюдения по труду, представляемую крупными и средними предприятиями и организациями, введены показатели: о численности работников, занятых неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; о лицах, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, а также о неотработанном ими времени. С помощью данных показателей оцениваются количество не полностью занятых лиц и объемы видимой неполной занятости.
1.5.
Показатели статистики
занятости.
Коэффициент занятости населения может быть рассчитан по разному, что позволяет углубить анализ. Занятость трудовых ресурсов характеризуется системой взаимосвязанных показателей. Относительные показатели-коэффициенты отличаются в основном знаменателем, то есть показателем, по отношению к которому рассчитывается уровень занятости.
1. коэффициент занятости трудовых ресурсов рассчитывается как отношение численности занятого населения (Нз) к общей численности трудовых ресурсов (Т): К=Нз/Т.
2. коэффициент занятости населения в трудоспособном возрасте: как отношение занятого населения к численности населения в трудоспособном возрасте: Ктв=Нз/Ттв.
3. Коэффициент
занятости активного населения: как отношение
численности занятых к численности
экономически активного населения: Кэа=Нз/Тэа.
1.6
Занятость:поиск
решения новых
проблем.
«Занятость и безработица: анализ прошлого, реалии настоящего прогноз будущего»- тема первого из серии круглых столов, посвященных актуальным проблемам в сфере труда, которые совместно с Национальной ассоциацией специалистов в области труда и социальной политики (НАСТиСП) организует кафедра экономики труда и социальной политики РАГС.
Алексей Кашепов, доктор экономических наук, профессор РАГС. «Инвестиции в основной капитал (один из показателей динамики создания рабочих мест) за последние семь лет стабильно увеличиваются, однако составляют лишь пока 40,8%от уровня 1990 года. Начиная с 1999 года занятость растет: если в 1998 году численность занятых, рассчитанная по методологии Росстата, составляла 58,4 млн. человек, то на конец 2005 года-68,6 млн. человек (что значительно уступает показателю 1990 года-75,3 млн. человек).»
Любовь Храпылина, доктор экономических наук, вице-президент НАСТиСП. «В ситуации, когда государство не выступает мощным инвестором создания новых рабочих мест, неудивительно, что их не хватает.»
А уповать исключительно на частный сектор, мягко говоря, наивно.
Вячеслав
Бобков, доктор экономических наук,
директор Всероссийского центра уровня
жизни. «Обсуждая проблемы занятости,
стоит обратить особое внимание на
повышение эффективности
Марина Москвина,кандидат экономических наук, генеральный директор Аналитического центра развития социального партнерства КСОРР. «Сегодня фактически финансируется программа защиты от безработицы, а не программа содействия занятости. Хотела бы обратить внимание на то, что на протяжении последних полутора десятка лет, постоянно ставится вопрос о необходимости оценивать инвестиционные программы с точки зрения их влияния на рынок труда, систему рабочих мест. Были разработаны методики, и пусть зачастую формально, но такие оценки проводились. В рамках РТК, представляя интересы работодателей при обсуждении четырех национальных проектов, мы ставили вопрос о необходимости оценки возможных-в результате реализации – изменений в области занятости, в здравоохранении и образовательной сфере, а также влияния на ситуацию с занятостью в сопряженных отраслях при осуществлении нацпроектов, связанных с развитием АПК и доступным жильем. Ответа мы не получили. Чрезвычайно важно, чтобы научные и общественные организации не упускали из виду этот аспект…»
На заседании круглого стола присутствовало 15 человек. На мой взгляд, выше описанные точки зрения наиболее значимы при определении данной темы. В целом же по проблеме занятости можно добавить: на данном этапе актуален вопрос об утечке мозгов. Но если посмотреть на реальные данные (анализ Росстата), которые характеризуют экспорт российской рабочей силы, то, во-первых, это довольно незначительная цифра по отношению к занятому населению - только 0,08% в год, поэтому прямого ущерба экономике, с моей точки зрения, нет.
Следует отметить, что за государством должна остаться задача обеспечения качественной начальной профессиональной подготовки.
Данная работа создается в условиях актуальности таких проблем, как: поиск фактического снижения численности безработных и увеличения численности занятых в экономике, выявление устойчивости роста численности занятых в экономике, выявление базы для роста численности занятых, следовательно, уровня жизни населения, путем выявления взаимосвязи численности занятых в экономике и объема инвестиций в экономику. Поэтому во второй главе
рассмотрим структуру занятости населения
по регионам РФ, проанализируем
основные тенденции, происходящие в области
рынка труда, и выявим взаимосвязь
численности занятых в экономике с важнейшим
макроэкономическим показателем, таким
как инвестиции.
2.Статистическая
оценка эмпирических
данных о занятости
населения ,выявление
его связей
с важнейшими
2.1Анализ основных тенденций, происходящих в области занятости населения РФ.
Для выявления закономерности изменения занятости населения во времени, исследуем эту совокупность в разрезе ряда динамики. В качестве
основных данных возьмем численность занятых в экономике,тыс.человек:
Год. | СРЕДНЕГОДОВАЯ
ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В |
2003 | 64517 |
2004 | 65574 |
2005 | 65979 |
2006 | 66407 |
2007 | 66792 |
2008 | 67174 |
2009 | 67701 |
Таблица 2.1
Оценим основные показатели характеристики ряда динамики:
Таблица 2.2
Основные показатели ряда динамики.
год | показатели | |||||||||||
Цепные(с переменной базой) | Базисные(с постоянной базой) | |||||||||||
Абс.прирост | Кр | Тпр | А | Тн | Тр | Абс.прирост | Кр | Тпр | А | Тн | Тр | |
2003 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2004 | 1057 | 1,016 | 1,64 | 645,17 | 0,016 | 101,64 | 1057 | 1,016 | 1,64 | 645,17 | 0,016 | 101,64 |
2005 | 405 | 1,006 | 0,62 | 655,74 | 0,006 | 100,62 | 1462 | 1,023 | 2,27 | 645,17 | 0,022 | 102,27 |
2006 | 428 | 1,006 | 0,65 | 659,79 | 0,006 | 100,65 | 1890 | 1,029 | 2,93 | 645,17 | 0,029 | 102,93 |
2007 | 385 | 1,006 | 0,58 | 664,07 | 0,006 | 100,58 | 2275 | 1,035 | 3,53 | 645,17 | 0,034 | 103,53 |
2008 | 382 | 1,006 | 0,57 | 667,92 | 0,006 | 100,57 | 2657 | 1,041 | 4,12 | 645,17 | 0,040 | 104,12 |
2009 | 527 | 1,008 | 0,78 | 671,74 | 0,008 | 100,78 | 3184 | 1,049 | 4,94 | 645,17 | 0,047 | 104,94 |
Информация о работе Статистическая оценка занятости населения