Система национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Теоретическая часть………………………………………………………………...6
1.Переход на систему национальных счетов …………………………………….6
1.1 Сравнительный анализ основных концепций и
показателей СНС и БНХ. …………………………………………………..10
1.2 Структура и содержание системы национальных счетов …………...16
1.3 Принципы построения СНС…………………………………………….21
2. Основные макроэкономические показатели и методы их измерений. ………25
3. Современные проблемы формирования российской СНС …………………...27
4. Направления анализа показателей отдельных счетов ………… …………….29
5. Основные макроэкономические показатели и методы их измерений ……….34
Практическая часть
Задача №1 …………………………………………………………………………..41
Задача №2 …………………………………………………………………………..44
Заключение …………………………………………………………………………46
Список используемой литературы ……………………………………………….48
Приложение 1……………………………………………………………………….49
Приложение 2……………………………………………………………………….51
Приложение 3…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик по статистике.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

        Соответственно территориальные  анклавы  зарубежных  государств в данной стране не включаются в общую экономическую территорию.

          Юридические или  физические  лица считаются резидентами данной  страны, если центр их экономических  интересов связан с экономической территорией страны. Под сие понятие не попадают лица,  приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Так же исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. Резиденты - предприятия данной страны - это экономические единицы,  занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных  фирм  и др. Строительные бригады данной страны, работающие временно в других  странах,  рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были откомандированы.

          Hациональная экономика  охватывает  деятельность резидентов независимо  от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на  территории (административное понятие) как резидентов,  так и нерезидентов [5, c. 148].

          Группировки хозяйствующих субъектов  и  экономических  операций  долгое время ограничивались  делением  хозяйства на  отрасли.  Сейчас же нужно брать на вооружение и принцип группировки единиц по секторам. Это совсем не значит, что нам стоит вовсе отказаться от отраслевого деления, но крен должен быть в сторону его альтернативы.

          Группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики.  Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов,  изменения активов и пассивов в институциионной единице. Последняя представляет собой такую  хозяйственную  единицу,  которая ведет полный  набор  бухгалтерских  счетов и является юридическим лицом.

        Если хозяйственная единица не  обладает обеими характеристиками  иннституционной единицы, то для  идентификации применяют дополнительные  критерии:

          а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институционными единицами;

          б) единицы,  кроме домашних  хозяйств, не ведущие полного  набора счетов (не имеющие самостоятельного  баланса), относятся к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью;

          в) единицы, которые ведут полный  набор счетов,  но не являются  юридическими лицами,  относятся   к  тем институционным единицам, которые их контролируют.

          В соответствии с типами экономического поведения институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры - секторы:

          а) нефинансовые предприятия или  предприятия по производству  товаров;

          б) финансовые учреждения;

          в) общегосударственное управление;

          г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства;

          д) домашние хозяйства;

          е) "остальной  мир" (этот  сектор охватывает зарубежные  экономические единицы в той  мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны) [5, c. 152].

          В отличие от группировки хозяйствующих  субъектов группировка  экономических  операций производится на основе  единого критерия,  т.е. они  группируются одинаково и по  отраслям и по секторам.  Экономические  операции агрегируются на три основные группы:

          а) операции с продуктами и  услугами;

          б) распределительные операции;

          в) финансовые операции.

          Основные счета и показатели  СHС. внедряемая в статистическую  практику СHС базируется на  международных стандартах по национальному счетоводству ООH (СHС ООH) и ЕЭС.

          Европейская система интегрированных  экономических счетов (ЕСИЭС) основывается  на тех же теоретических и  методологических принципах, что  и СHС ООH, однако в ряде аспектов  можно найти и разницу. Прежде всего - это сама форма изложения материала.  Все понятия и определения  в  ЕСИЭС сформулированы более   четко.   После определения  каждого  показателя перечисляются его составные элементы,  которые в него входят, но в отношении, которых у показателя могут возникнуть сомнения.

          В СHС ООH и ЕСИЭС группировки  по отраслям производятся на  основе  разных методик.  При   группировке по секторам финансовые  учреждения в ЕСИЭС делится  на два сектора:  "Кредитные  учреждения" и  "Стpаховые  организации", в  то время как в СHС ООH они объединены в один сектор "Финансовые учреждения".

          Более существенны различия в  системе счетов:

          а) в СHС ООH эта система носит  более сложный характер;

          б) в СHС ООH,  где на разных  уровнях используются различные схемы счетов, в ЕСИЭС система счетов носит сквозной характер,  т.е. схемы счетов, используемых на разных уровнях, почти одни и те же, что существенно облегчает их сведение в анализ;                              

          в) счета  ЕСИЭС  являются  более дезагpегиpованными по сравнению с СHС ООH;

          г) в ЕСИЭС более детально  разработана характеристика распределительных  операций, отражающих распределение  и перераспределение доходов,  а также финансовых операций;

          д) ЕСИЭС также обеспечивает  дополнительную информацию в отношении  показателей производства,  таблиц  "затpаты-выпуск" В то же время ЕСИЭС не включает балансовые таблицы активов и пассивов.

          Схема взаимосвязей важнейших  показателей СHС (приложение 2) дается для макpоуpовня и каждого сектора макроэкономики. В этой схеме отсутствует счет продуктов и услуг,  так как он не является "сквозным",  т.е.  не составляется одновременно для национальной экономики в целом  и  ее  отдельных секторов.

          Сальдо  конечного  финансового   результата экономической  деятельности (чистые кредиты и чистые долги) в принципе должно равняться сальдо изменения финансовых активов и пассивов - балансирующему  показателю  финансового счета,  который  характеризует  изменение финансовых активов и пассивов по их видам и позволяет проанализировать структурные  изменения в финансовом состоянии страны или секторе национальной экономики [5, c. 158].

 

     1.3Принципы построения СНС  

     Основные  методологические принципы национального  счетоводства позволяют выявить  в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования – экономический оборот – как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

     Национальное  счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

     Основным  методологическим приемом является  применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество – способность количественно отражать не статистические величины а процесс происходящий в рамках экономического оборота [6, c. 254]

     Последовательность  распространения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла, базой для которого служит хозяйственный  кругооборот, обеспечения замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предполагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика между национальным счетоводством заключается, во-первых, в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как их процессы пополнения ресурсов или их использования[6, c.256].

     Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связанны между собой; во вторых, ориентированны на достижение единой цели; в-третьих, построенные по единому методологическому  принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам.

     Основные  принципы составления национальных счетов следующие:

     - Счета имеют форму Т состоят  из двух частей разделов. При  этом ресурсы (по составляющим  их компонентам) отражаются с  правой стороны – колонка “ресурсы” а их использование отражается в левой части – колонка “Использование”.

     - Счета строятся по принципу  бухгалтерского учета что выражается  в двойном отражении в СНС  каждой операции (или корреспондирующей  с ней): в части использования  одного счета, в части “Ресурсы” другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности, отражаемой в счетах, информации увязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание.

     - Каждый счет представляет собой  балансовую таблицу, в которой  расчетным путем обеспечивается  равенство (баланс) между двумя  частями: “Ресурсы” и  “Использование”.

     - Показатели в счете представляют  собой операции. Каждая операция  – это стоимостной поток между  институциональными единицами. Экономические  операции в соответствии с  различными стадиями процесс  воспроизводства могут быть операциями производственными обменными или операциями потребления и сбережения, причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы) с целью потребления или накопления.

     - В соответствии с принципом  двойной записи принятым в системе, итоги операций на каждой стороне счета сбалансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов, обеспечивающие баланс (равенство) правой и левых частей счета, рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием.

     - Национальные счета строятся  в определенной последовательности  соответствующей в основном последовательности  воспроизводственного цикла.

     - Балансирующая статья предыдущего  счета, отраженная в разделе  “Использование”, является исходным  показателем раздела “Ресурсы”  последующего счета. Этим достигаются  увязки счетов между собой  и превращение их в систему.(приложение 3)

     - Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группирует все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие.

     - Балансирующие статьи  не операции, которые можно наблюдать, а  расчетная категория предназначенная  не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета) но и для характеристики результатов соответствующего процесса отражаемого данным счетом, и представляет собой важный макроэкономический  показатель экономического развития.

     Так, балансирующей статьей счета  “производства”, отражающий результат  экономической деятельности по производству продуктов и услуг и связанных  с ним затрат, является ВВП (а для  каждой отрасли экономики ВДС), полученные как разность объема ресурса, отраженных в правой части счета, их использование отраженного в левой части. Балансирующая статья записывается в разделе использование [6, c.259].

Информация о работе Система национальных счетов