Система национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Создание и применение Системы национальных счетов явилось приращением информационной составляющей управления на уровне стран и международного сотрудничества. СНС 93, введенная через 30 лет после публикации первого международного стандарта национального счетоводства (СНС 68), отличается многочисленными особенностями, призванными отражать не только процессы модернизации мировой экономики, но и усложняющиеся процедуры согласования учета и контроля экономических процессов в глобализирующемся мире.

Содержание

Введение
1. Формирование системы национальных счетов.
1.1. Понятие о СНС. История возникновения.
1.2.Переход от БНХ к СНС.
2. Структура и содержание СНС в РФ.
2.1. Основные понятия системы национальных счетов.
2.2. Агрегаты СНС и взаимосвязь между ними.
3.Направления использования показателей СНС для экономического анализа и разработки экономической политики.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Система национальных счетов.doc

— 483.00 Кб (Скачать)


3

 

Содержание.

Введение.

1. Формирование системы национальных счетов.             

1.1. Понятие о СНС. История возникновения.             

1.2.Переход от БНХ к СНС.             

2. Структура  и содержание СНС в РФ.             

2.1. Основные понятия системы национальных счетов.             

2.2.Агрегаты  СНС  и взаимосвязь между ними.             

3.Направления использования показателей СНС для экономического анализа и разработки экономической политики.             

Заключение.             

Библиографический список.


Введение.

Система национальных счетов — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной связке этих показателей между собой.

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Для государственного регулирования экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность Системы национальных счетов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

      рассмотреть формирование СНС,

      проанализировать взаимосвязь между основными агрегатами СНС,

      выявить направления использования показателей СНС для экономического анализа и разработки экономической политики.  


1.      Формирование системы национальных счетов.

1.1.           Понятие о СНС. История возникновения.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС была разработана в конце 1920 - х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований под руководством Саймона Кузнеца.[1] Она была создана в связи с потребностью ор­ганов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики.

Проблема измерения уровня экономического развития, совокупных доходов стояла еще перед экономистами XVII–XVIII вв.

В 1758 году была опубликована работа Франсуа Кенэ «Экономическая таблица».[2] Кенэ попытался представить в своей таблице общую картину кругооборота товаров и услуг для основных секторов экономики и классов общества и на этой основе — разобраться в механизме функционирования экономики в целом (рис.1).

Рис. 1. Народнохозяйственный кругооборот Кенэ (размерность приведенных цифр — млрд фр).[3]

По выражению К. Маркса, «Экономическая таблица» была гениаль­ной попыткой представить весь процесс производства капитала как процесс воспроизводства.[4]

Значительный вклад в развитие макроэкономического анали­за внес К.Маркс. Он во 2-м томе «Капитала» (1885) на двухсекторной модели народного хозяйства проанализировал условия простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта.[5] При этом он обращал внимание на необходимое соответствие между стоимостной и натурально-вещественной структурой СОП. Стоимостную структуру продукта К. Маркс представил в виде следующей формулы:

W = c + v + m,

где W— стоимость СОП; c — материальные затраты (стоимость потребленных средств производства); v — доходы труда (стоимость рабочей силы); m — доходы капитала (прибавочная стоимость).

По натурально-вещественному составу К. Маркс разделил СОП на

средства производства и предметы потребления. Цифровой пример К.Маркса  приведен в табл. 1.

Таблица 1. Модель простого воспроизводства СОП по Марксу.[6]

Натурально-вещественные СОП

Стоимостная структура СОП

Всего

c

v

m

Средства производства (I)

400

100

100

600

Предметы потребления (II)

200

50

50

300

всего

600

150

150

900

 

Для осуществления простого воспроизводства должно соблюдаться следующее равенство:

cI +vI + mI = cII.

Для осуществления расширенного воспроизводства необходимо,

чтобы в текущем периоде было произведено больше средств производства, чем потреблено, т.е.

cI + vI + mI > cI + cII ⇒ vI + mI > cII.

Другой экономист — А. Маршалл, ему принадлежит идея анализа поведения хозяйствующих субъектов, которая впоследствии была реализована в СНС. А. Маршалл одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода. В своей работе «Принципы экономики» (1925) он пишет: «Чистый годовой доход страны — это сумма произведенных товаров за вычетом товаров, израсхо­дованных в производстве, и амортизации основных фондов плюс чистый доход от зарубежных инвестиций».[7]

Выдающийся английский экономист Дж. Кейнс пришел к выводу, что для возвращения рыночной экономики в состояние первоначального равновесия необходимы меры государственного регулирования. Взгляды Кейнса на проблемы регулирования рыночной экономики из­ложены в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936)[8], в которой он указал и некоторые принципы формирова­ния системы информации, необходимой для анализа макроэконо­мики и ее регулирования государственными органами, тем самым сформулировав некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял все в виде системы взаимосвязанных макроэкономи­ческих переменных (таких, как общий доход, потребление, инве­стиции, сбережение) и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться нужного изменения других переменных.

В более чем полувековой истории развития СНС просматриваются два основных этапа.

Первый этап — период до Второй мировой войны, для которого характерно усиление интереса органов государственного управления к статистике национального дохода, на основе которой в последствии сформировалась СНС. Этот интерес был стимули­рован Великой экономической депрессией 1929—1933 гг.,[9] потреб­ностью органов государственного управления в информации, не­обходимой для борьбы с такими кризисными явлениями рыноч­ной экономики, как инфляция, безработица, недогрузка в использовании мощностей и т.д. В рамках первого этапа предпри­нимались шаги по интеграции в единый блок расчетов националь­ного продукта (дохода), осуществляемых различными методами, путем гармонизации соответствующих определений и классифи­каций. В рамках этого этапа многое было сделано для формиро­вания принципов исчисления национального дохода, решены многие важные теоретико-методологические вопросы.

Второй этап начался после Второй мировой войны.[10] Заверше­ние войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистичес­ких стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых послевоенных условиях и в этой связи испытывали потребность в макроэкономической статисти­ке, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Важнейшая особенность второго этапа в развитии СНС — процесс интеграции в систему ряда новых бло­ков экономической статистики, координация их со сформирован­ным на первом этапе блоком данных о национальном доходе/про­дукте и их компонентах. Так, на втором этапе в СНС были ин­тегрированы блок данных о национальном богатстве, блок данных о движении финансовых ресурсов, блок данных о внешнеэконо­мических связях, блок межотраслевого баланса и др.

Другая важная особенность второго этапа в развитии СНС со­стояла в том, что международные экономические организации (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и др.) стали играть актив­ную роль в развитии методологии и практики разработки нацио­нальных счетов.

Эра международных стандартов в области национальных сче­тов началась в 1947 г., когда был опубликован доклад ООН, боль­шая часть которого была написана Р. Стоуном (учеником и пос­ледователем Дж. Кейнса) и в котором были сформулированы важ­ные принципы национального счетоводства. В 1951 г. по просьбе Организации Европейского экономического сотрудничества (предшественницы ОЭСР) Р. Стоун подготовил доклад «Упрощен­ная система национальных счетов». По сравнению с предложени­ями, сформулированными в докладе ООН в 1947 г., «Упрощен­ная СНС» была менее амбициозной и учитывала ограничения практического характера, связанные с получением данных, необ­ходимых для составления национальных счетов.[11]

В 1952 г. «Упрощенная СНС» была заменена «Стандартной системой национальных счетов» (ОЕЭС, 1952), которая принима­ла во внимание опыт практического применения «Упрощенной СНС»; она была более детальной, чем «Упрощенная СНС» 1951 г., но менее амбициозной, чем доклад ООН 1947 г.[12]

В 1953 г. под руководством Р. Стоуна в ООН подготовлена «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», ко­торая обычно рассматривается как первый международный стан­дарт ООН в области национального счетоводства.

Второй стандарт ООН в области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г. Документ, ставший известным позднее как «Голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен Р. Стоуном вместе с американским эконо­мистом Н. Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН.

СНС 1968 г. сыграла большую по­ложительную роль в развитии национального счетоводства как на национальном, так и на международном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий срав­нимые в международном плане данные о важнейших макроэко­номических показателях и их компонентах. Большинство стран внедрили положения СНС 1968 г. в регулярную статистическую практику.

На базе СНС 1968 г. Европейское Сообщество в начале 1970 г. разработало Европейский вариант СНС, представляющий собой адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую СНС, работа над которой продолжалась около 10 лет. Пересмотру СНС 1968 г. предшествовала дискуссия в западной специальной лите­ратуре о дальнейших направлениях развития СНС.

Цель пересмотра СНС 1968 г. была определена как дальнейшая ее гармонизация со смежными разделами экономической статис­тики (платежный баланс, статистика государственных финансов и др.), что означало строгую координацию определений и клас­сификации отдельных блоков СНС с определениями и классифи­кациями упомянутых разделов экономической статистики. Другая цель пересмотра СНС 1968 г. — сделать структуру сче­тов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактов­ку отдельных статей доходов и расходов.

В этой связи следует отметить, что определение ВВП в СНС 1993 г. является более полным по сравнению с СНС 1968 г. В частности, в на­копление основных фондов включены расходы на геологоразведку, при­обретение средств программного обеспечения, оригиналов художе­ственных и литературных произведений. В СНС 1993 г. уточнена трактовка расходов на военные цели, деятель­ности финансовых посредников, усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции. В 1995 г. в ЕС была подготовлена Евро­пейская версия СНС, основанная на принципах СНС-93, — «Ев­ропейская система счетов 1995» (ESA - 1995).[13] Термин «национальное счетоводство» был предложен накану­не Второй мировой войны голландским экономистом Ван Клиффом и означает счета для нации в целом.[14] Однако, как уже было отмечено, в новой СНС 1993 г. акцент делается на анализе эко­номики секторов экономики, поэтому в процессе пересмотра СНС 1968 г. рассматривалась возможность изменения названия «СНС», однако эксперты, принимавшие участие в пересмот­ре, решили сохранить утвердившееся название системы.

Суммируя сказанное, следует отметить факторы, определившие основные направления развития СНС и ее содержание:

      систематическое применение макроэкономической теории;

      введение системы двойной записи экономических операций;

      использование данных СНС для разработки экономической политики;

      участие международных экономических организаций в раз­работке международных стандартов в области национальных счетов;

      применение математических методов и ЭВМ.

Таким образом, современная СНС представляет собой область знаний на стыке нескольких дисциплин: экономической статис­тики, политической экономии, бухгалтерского учета, экономет­рики.

1.2.Переход от БНХ к СНС.

Внедрение СНС в статистику России было начато толь­ко в начале 1990-х гг., предыдущий опыт работы в области мак­роэкономической статистики создал благоприятные условия для относительно быстрого перехода к СНС. Переход от баланса народного хозяйства на Систему национальных счетов 1993 г. (СНС-93) был обусловлен процессами трансформации плановой экономики в рыночную. Основополагающие ее концепции и определе­ния разработаны применительно к структуре, организации и меха­низмам функционирования рыночной экономики. Этот переход был связан также с обязательствами стран СНГ представлять статисти­ческие данные в соответствии с международными стандартами в ООН, МВФ и Всемирный банк. Наконец, проблема интеграции стран СНГ в мировую экономику может быть успешно решена при усло­вии формирования статистики, на базе общепринятых в мировой прак­тике принципов. Все это — важное условие развития внешнеэконо­мических связей, привлечения иностранных инвестиций, создания сов­местных предприятий и т.д.[15]

Информация о работе Система национальных счетов