Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:19, реферат
В наше время всё больше стран переходят к рыночной экономике и, становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд (МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).
Введение
1 Система национальных счетов
1.1 Понятие системы национальных счетов
1.2 Развитие СНС
1.3 Основные различия между СНС и БНХ
1.4 Основные классификации СНС
2 Показатели в СНС
2.1 Показатели на микроэкономическом уровне
2.2 Показатели на макроэкономическом уровне
Заключение
Список использованной литературы
16
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Реферат по статистике
На тему: Система национальных счётов
Выполнил:
Студент гр. 479
__________ А. П. Пашин
25.11.2011г.
Проверила:
Доцент каф. АОИ
_________ З.П.Лепихина
25.11.2011г.
Томск - 2011 г.
Содержание
Введение
1 Система национальных счетов
1.1 Понятие системы национальных счетов
1.2 Развитие СНС
1.3 Основные различия между СНС и БНХ
1.4 Основные классификации СНС
2 Показатели в СНС
2.1 Показатели на микроэкономическом уровне
2.2 Показатели на макроэкономическом уровне
Заключение
Список использованной литературы
В наше время всё больше стран переходят к рыночной экономике и, становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд (МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).
При определении содержания показателей проводится качественный анализ изучаемых процессов и явлений, который, как правило, основывается на концепциях политэкономического характера. Эти концепции в основном распространяются на наиболее важные макроэкономические показатели, такие, как ВВП, национальный доход, сбережение и др.
В данной работе я хочу изучить в полной мере и со всех сторон систему национальных счетов.
Система национальных счетов (СНС) - система взаимосвязанных статистических показателей построенных в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов.
Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например, в области налогообложения, кредитования, темпов экономического роста, дефицита госбюджета, регулирования инфляции и т.д. СНС охватывает абсолютно все технические операции, происходящие в экономике, и все ресурсы, которыми располагает страна.
Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.
Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства( стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.
Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.
Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.
В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.
Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.
Статистическая комиссия ООН, учитывая соответствующий опыт развитых стран, разработала единые международные стандарты в области методики составления СНС. СНС ООН представляет собой договорную схему для собирания, описи и связывания основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующие наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.
Современная СНС ООН содержит более 500 разных стандартных счетов. Стандартные счета СНС ООН дополняются 26 вспомогательными таблицами. Ими детализируются отдельные статьи стандартных счетов при помощи детальных классификаций экономических показателей по тем или иным критериям.
По своим задачам СНС, в общем, аналогична системе БНХ. Однако, принципы, положенные в основание обеих систем, различны.
БНХ основан на теоретической посылке существования двух сфер деятельности -- производственной и непроизводственной. При этом считается, что в производственной сфере создается весь общественный продукт и национальный доход, а непроизводственная сфера участвует только в перераспределении и конечном использовании доходов и продуктов. То есть, производство материальных благ в принципе отлично от оказания услуг населению или обществу в целом, и их нельзя смешивать между собой.
В целом БНХ, модель, разработанная академиком С.Г. Струмиликим в начале 20-х годов прошлого века, с теоретической точки зрения хорошая модель. Однако БНХ отвечает задачам плановой системы ведения хозяйства.
СНС, в отличие от БНХ, характеризует процессы, происходящие в рыночной экономике. В СНС не делается различий между производственной и непроизводственной сферами деятельности, и само понятие «сфера деятельности» не применяется. С самого начала в её основу кладутся стоимостные, а не натуральные показатели. Это позволяет учитывать стоимость услуг наравне со стоимостью товаров и, таким образом, выйти на полный охват всей экономики. Все обобщающие показатели СНС учитывают товары и услуги на совершенно одинаковой основе.
В отечественной статистике накоплен значительный опыт использования балансового метода для характеристики макроэкономических процессов и их результатов на основе разработки отчетных и плановых балансов народного хозяйства (БНХ).
Однако между методологиями БНХ и СНС имеются существенные различия, анализ которых позволяет отдать предпочтение СНС, как методологии, отвечающей потребностям развития рыночной экономики.
Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.
В СНС важнейшими являются следующие классификации:
- институционных единиц по секторам экономики;
- отраслей экономики;
- экономических операций;
- активов и пассивов;
- товаров и услуг;
- расходных органов государственного управления по назначению;
- налогов и субсидий.
Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:
1. не финансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т.е. структуры, занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг;
2. финансовые корпорации и квазикорпрации;
3. органы государственного управления;
4. домашние хозяйства;
5. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
6. внешнеэкономические связи( остальной мир).
Классификация по секторам характеризует структуру рыночной экономики.
В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.
Сектор 2 включает финансовые учреждения( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.
Сектор 3 включает бюджетные государственные организации, функция которых – перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам( выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.
Сектор 4 включает домашние хозяйство, т.е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины и т.д. в этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Свои издержки с единицы, входящие в этот сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений( пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в этот сектор.
Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членами этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.
Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность связана с резидентами данной страны. Счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.
Отраслевая классификация в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства( МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством( сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и т.д.). В соответствии с этим стандартом в классификации отраслей экономики единицей классификации является заведение – относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящиеся в одном месте предприятия или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.
Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций.
Все экономические операции подразделяются в СНС на следующие виды:
1. операции с товарами и услугами( производство и использование на различные цели товаров и услуг);