Система национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Теоретическая часть………………………………………………………………...6
1.Переход на систему национальных счетов …………………………………….6
1.1 Сравнительный анализ основных концепций и
показателей СНС и БНХ. …………………………………………………..10
1.2 Структура и содержание системы национальных счетов …………...16
1.3 Принципы построения СНС…………………………………………….21
2. Основные макроэкономические показатели и методы их измерений. ………25
3. Современные проблемы формирования российской СНС …………………...27
4. Направления анализа показателей отдельных счетов ………… …………….29
5. Основные макроэкономические показатели и методы их измерений ……….34
Практическая часть
Задача №1 …………………………………………………………………………..41
Задача №2 …………………………………………………………………………..44
Заключение …………………………………………………………………………46
Список используемой литературы ……………………………………………….48
Приложение 1……………………………………………………………………….49
Приложение 2……………………………………………………………………….51
Приложение 3…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик по статистике.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Заочный факультет

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А

по  дисциплине «Статистика»

на  тему: « Статистика системы национальных счетов» 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тверь 2009 
Содержание
 

Введение  ……………………………………………………………………………3

Теоретическая часть………………………………………………………………...6

1.Переход на систему национальных счетов  …………………………………….6

    1.1 Сравнительный анализ основных концепций и

    показателей СНС и БНХ.  …………………………………………………..10

    1.2 Структура и содержание системы национальных счетов  …………...16

    1.3 Принципы построения СНС…………………………………………….21

2. Основные макроэкономические показатели и методы их измерений. ………25

3. Современные проблемы формирования российской СНС …………………...27

4. Направления анализа показателей отдельных счетов ………… …………….29

5. Основные макроэкономические показатели и методы их измерений ……….34

Практическая  часть

Задача  №1 …………………………………………………………………………..41

Задача  №2 …………………………………………………………………………..44

Заключение …………………………………………………………………………46

Список используемой литературы  ……………………………………………….48

Приложение 1……………………………………………………………………….49

Приложение 2……………………………………………………………………….51

Приложение 3……………………………………………………………………….53 
 
 
 
 
 

Введение

            В середине ХХ века подавляющее  большинство развитых и развивающихся  стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

            Для государственной регуляции  экономической деятельности необходима  достоверная экономика - статистическая  информация, которая должна объективно  отражать предпосылки, ход и  результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

           СНС - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

           Суть СНС сводится к формированию  обобщающих показателей функционирования  экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.

     В статистическом учете применяют свыше 50 различного рода классификаций, среди которых выделяют: общероссийские классификаторы, входящие в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (классификаторы отраслей народного хозяйства или видов экономической деятельности, промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий и организаций, форм собственности, системы обозначения органов государственного управления, органов административно-территориального деления, единиц измерения и др.); международные стандартные классификации всех видов экономической деятельности, продукции и услуг и так далее, международные классификаторы занятости, валют, стран мира и т.п.  
Наряду с этим, важное значение имеет применение в статистическом учете различных статистических стандартов, в числе которых руководства по исчислению статистических показателей, их наборы для характеристики важнейших социально-экономических процессов, формы государственного статистического наблюдения и так далее.  
Особую роль в условиях рыночной экономики играет такой международный статистический стандарт, как система национальных счетов ООН, представляющая собой совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, комплексно характеризующих наличие и использование ресурсов в общественном воспроизводстве на соответствующих счетах общенационального счетоводства. В увязке с этой системой национальных счетов должна быть организована вся экономическая статистика, а также статистика государственных финансов и составления платежного баланса в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда. Перечисленные требования выполняются в ходе государственной программы по переводу российской статистики на общепринятую практику статистического учета в условиях рыночной экономики. Организатором статистического наблюдения на общегосударственном уровне является Государственный комитет РФ по статистике с сетью территориальных органов в субъектах Федерации (до районного звена включительно), что реализует конституционное полномочие федерального центра по организации официальной статистики в стране. В этих целях в порядке, определяемом Правительством РФ, разрабатываются и утверждаются ежегодные программы статистических работ, определяются формы государственного статистического наблюдения и порядок обеспечения статистической информацией различных категорий пользователей. В связи с формированием в стране рыночных отношений существенные изменения происходят и в организации официальной статистики. Помимо освоения перечисленных ранее общепринятых статистических стандартов и классификаций в отечественной статистике все большую роль играют выборочные наблюдения, на основе которых осуществляются расчеты показателей генеральной совокупности изучаемых явлений практически по всем основным разделам социально-экономической статистики. Для обеспечения надежности таких расчетов все больше используются широко применяемые в мировой практике статистические регистры и экономические переписи, а также современные математические методы и информационные технологии.

           
 
 
 
 

 

      1.Переход на Систему национальных счетов.

          "Система национальных  счетов (в дальнейшем  именуемая СНС) – есть адекватный рыночной  экономике   национальный   учет,   завершаемый   на макpоуpовне системой    взаимосвязанных статистических   показателей, построенной в виде определенного  набора  счетов  и  балансовых  таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности,  структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве"  -  вот  что  утверждают учебники об относительно новом явлении в статистике России, как СHС.

          Переход к СHС,  можно сказать  прямо, был процессом неминуемым. В условиях рыночной экономики  старая система основных макроэкономических показателей патологически не могла бы быть действенным орудием статистического учета и отображения хозяйственных глобальных процессов и их результатов.

          В отличие  от национальных  счетов зарубежных стран в  отечественной СHС предусматривается возможность pазгpаниченния между сферой  материального производства и  сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются  скоординированные  между  собой показатели формирования,  распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической  деятельности и    создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития, как страны, так и региона.[1. c.84]к макpостатистическая  модель  экономики  СHС  в  отличии от баланса народного хозяйства (в дальнейшем именуемого  БHХ) базируется на идеологии равноправия материального производства и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоятельных хозяйствующих  субъектов в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности.  При этом в качестве инструментов  саморегулирования  рыночной экономики признаются

     механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного пpелива капиталов при весьма значительных функциях государственного регулирования.

        Последнее особенно актуально  в связи с необходимостью разработки  механизма социальной  защиты  населения  и  проведения структурных стратегических преобразований в экономике.

          Преобразования в системе показателей,  порядке сбора, обработки и  анализа статистических данных  должны обеспечить информацией  территориальные и вертикальные  органы управления, а также предпринимательские структуры в целях принятия управленческих решений.

          Как известно, основы современной  отечественной макроэкономической  статистики закладывались еще  в 20-х годах текущего столетия. Hачиная же  с 70-х годов   все  более  отчетливо   ощущалась  потребность в кардинальной перестройке макpостатистической модели вопpоизводства типа БHХ и соответственно учета по стране в целом. Концепция главенство материального производства, акцент на отражение движения потребительной  стоимости в ущерб стоимостному  аспекту  воспроизводства,  несовместимость  с международными стандартными и многое другое - все это не  только  чрезвычайно обедняло балансовые  построения,  но  и  практически  лишало  их функции инструмента реализации экономических методов управления хозяйством.

          Общепринято, что одной из важнейших  закономерностей развития экономики  является возрастание роли сферы  услуг по мере экономического  роста,  что приводит, прежде всего,  к увеличению доли трудовых,  материальных и финансовых ресурсов, используемых в  этом  секторе  экономики.  Эта  закономерность (как ни странно  характерная  и  для России) требует более широкого (чем это принято в БHХ) подхода к интерпретации экономической сферы или сферы производства потребительных стоимостей,  результатов общественного производства и эффективности, роли отдельных факторов производства, изменений в уровне жизни [1, c. 93].

          Hе секрет, что схема БHХ складывалась  в период забвения рыночных  методов регулирования.  Посему  многие аттpибуты товаpно-денежных отношений, соответствующие разнообразным формам расчетов и движению капитала  между участниками хозяйственных операций, отсутствовали. Сказанное, конечно, не означает, что эти категории находились вообще вне поля  зрения  БHХ.  Но схема финансового баланса (точнее баланса национального дохода по концепции БHХ), например, явно упрощенно интерпретирует движение доходов.

          В 80-е годы потребность в  более глубоком и комплексном  анализе макроэкономики стала  ощущаться более ясно. В дополнение  к БHХ стал разрабатываться целый  ряд  новых таблиц,  содержащих данные о некоторых аспектах социально-экономического развития, не   охваченных БHХ (например разработка баланса нематериальных услуг,  затрат на их оказание, использования услуг различными слоями населения).

          Следующим важным  шагом в совершенствовании  макроэкономической статистики  в России стало внедрение в  регулярную статистическую практику  показателя валового внутреннего  продукта (ВВП), широко применяемого  в международной практике и  основывающегося на принципах СHС. Исчисление ВВП и его модификации - валового национального продукта (ВНП) облегчило международное сопоставление  уровней  и  темпов  экономического   развития, структуры народного  хозяйства;  позволило в принципе углубить экономический анализ на макpоуpовне,  рассматривать экономический процесс через призму широкой концепции сферы производства продукта (дохода).

          Все бы было просто прекрасно,  но расчеты ВHП осуществлялись  не системно, т.е. они получались  вне скоординированной системы  макpопоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда происходила не состыкованность разных   уровней  формирования  новых  макpопоказателей, крайняя ограниченность включения их в аналитический оборот для  принятия управленческих решений. Выход может быть только один - создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства.

          Переход на  СНС объективно  необходим также из-за трансформации  командно-администpативной экономики  в рыночную,  неизбежного формирования  единого евроазиатского экономического пространства на  рыночных  принципах, включения стран в интенсивное  международное разделения труда. Все интеграционные мировые  процессы,  так  бурно происходящие в мире  сами по себе  подразумевают  создание единой системы учета и основных макроэкономических  показателей. [1. c.96] 

 

      1.1 Сравнительный анализ основных концепций и показателей СНС и БНХ. 

          СНС и БНХ - системы взаимоувязанных  экономических показателей,  представленные  в  особой форме в виде  таблиц или счетов или в сочетании и тех и других. Они являются  моделями  годового  экономического  оборота  на макpоуpовне.

          Сложившаяся в течении многих  лет схема БHХ представляла  собой  систему взаимоувязанных  балансовых таблиц, каждая из  которых отражала отдельные, наиболее  принципиальные  аспекты  экономического  процесса   с  позиции верховенства материального производства по отношению к другим видам деятельности. К ним можно причислить:  воспроизводство  материального продукта - совокупного общественного продукта и чистого материального продукта -  национального  дохода;   воспроизводство   трудовых   ресурсов, воспроизводство национального богатства. [3. c. 115]

Информация о работе Система национальных счетов