Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Статистика".
Чтобы индекс отражал только изменение индексируемого объемного показателя, веса в его числителе и знаменателе фиксируются на уровне одного и того же периода. В практике экономической работы в индексах динамики объемных показателей веса обычно фиксируются на уровне базисного периода (см. формулу 7.2). Это обеспечивает возможность построения систем взаимосвязанных индексов.
Для индивидуальных объемных показателей (объем реализации, объем производительности продукции, посевная площадь) веса выбираются на уровне базисного периода. Например:
где In– сводный индекс урожайности; I – сводный индекс стоимости товарооборота; Iq – сводный индекс себестоимости.
В отличие от индексов качественных показателей, которые исчисляются по сравнимому кругу единиц (сравнимой продукции), сводные индексы объемных показателей в целях полноты и точности должны охватывать весь круг единиц, произведенных (или проданных) в каждом периоде. В связи с этим возникает вопрос о том, какие значения весов следует брать для тех видов продукции, которые в одном из сравниваемых периодов не производились.
В практике статистики в таких
случаях применяются два
44. Статистика рыночной инфраструктуры
Рынок – система экономических отношений, обеспечивающая контакты продавцов и покупателей, где совершается большое количество сделок, объектом которых являются разнообразные товары, начиная от сложнейших приборов, начиненных электроникой, до простой буханки хлеба, а также широкий спектр производственных и потребительских услуг.
Рынок имеет собственную инфраструктуру, анализ которой позволяет сделать процесс ее функционирования и развития более управляемым и экономичным.
Инфраструктура рынка – совокупность связанных между собой институтов и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы: взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, реклама, обмен товаров на деньги, а также финансовую и хозяйственно-экономическую деятельность рыночных предприятий.
Инфраструктура рынка включает:
• торгово-складские и управленческие помещения и их оборудование;
• рекламное оборудование;
• компьютерную и другую информационно-вычислительную технику;
• торговую и кассовую технику, технику обслуживания;
• средства связи и транспортные средства;
• трудовые ресурсы.
Инфраструктура в целом
и ее элементы могут быть измерены
в денежной форме с учетом вида,
качества и амортизации. Отдельные
элементы инфраструктуры и ее виды
измеряются в натуральных единицах.
Статистика изучает инфраструктуру
рынка как самостоятельный
Предметом статистики рыночной
инфраструктуры являются массовые явления
и процессы ее формирования и функционирования,
включая материально-
Необходимость и важность
изучения инфраструктуры и ее элементов
определяется той существенной ролью,
которую она играет в рыночном
процессе. Для государственной статистики
инфраструктура рынка вне зависимости
от формы собственности – часть
национального богатства и
В свою очередь для предпринимателя необходимость изучения инфраструктуры связана с тем, что она, по существу, представляет собой организационный и технологический инструмент выполнения функций маркетинга и осуществления рыночного процесса.
Основными целями статистики рыночной инфраструктуры являются оценка состояния и возможностей материально-технической базы, изучение потенциала обеспечения товародвижения и реализации услуг, характеристика эффективности их использования.
Реализация задач, целей и характеристик инфраструктуры и ее элементов осуществляется с помощью системы статистических показателей. В нее входят:
• эффективность использования основных фондов предприятиями торговли, массового питания и услуг:
где Фотд – фондоотдача; Фемк – фондоемкость; – стоимость основных фондов; ?pq – товарооборот; – прибыль;
• размер предприятия, торговой единицы: магазина и предприятия услуг – площадь (для предприятия массового питания – число мест для посетителей, для склада – площадь, или емкость):
где M – площадь предприятия, м2; S – число потребителей; k – пропускная возможность предприятия; – коэффициент влияния прогрессивности форм торговли на пропускную способность. Рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из баллов затрат времени потребителей, присвоенных экспертным путем каждой форме (традиционная форма приравнивается к единице), взвешенной по удельным весам, занимаемым каждой формой в товарообороте.
где W – емкость складских помещений; З – товарный запас; – норматив плотности размещения товарного запаса на 1 м2складского помещения; V – коэффициент неравномерности поступления товаров на склад; К – нормативный коэффициент использования объема складских помещений; h – высота склада; Мскл – площадь, предназначенная для складирования; Мобщ – общая площадь склада;
• удельный вес площади торгового зала (зала для посетителей) в общей площади предприятия:
где Мтз – площадь торгового зала; Мобщ – вся площадь магазина;
• пропускная способность предприятия:
• для интерактивного маркетинга – число web-сайтов, связанных с коммерческой деятельностью;
• число электронных магазинов;
• время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров: на дорогу в торговое предприятие и обратно, в очереди на обслуживание, на выбор товара, на отпуск товара, в расчетном узле (в предприятиях услуг: прием и оформление заказа на изготовление и ремонт изделия, на выдачу или исполнение заказа, на оказание услуги);
• число и удельный вес в общей численности универсальных, специализированных и смешанных предприятий:
где Nсп – число специализированных предприятий; Мобщ – общее число предприятий;
• коэффициенты плотности торговых предприятий:
(количество предприятий или их площадь, места и т. п. на 10 000 жителей);
• число транспортных средств, средств связи, информационно-вычислительной техники на одно предприятие (фирму) или на 1 млн руб. оборота;
• число работников (всего, по специальностям и должностям), число работников на одно предприятие, 1 м2площади, в том числе торгового зала, товарооборот на одного работника;
• количество оборудования, механизмов и другой техники (в том числе кассовой): по типам и видам, всего, на одно предприятие, на 1 млн руб. оборота.
45. Понятие и
система показателей уровня
Уровень жизни населения
можно определить как сложную
социально-экономическую
Материальные блага – это продукты питания, одежда и обувь, предметы культуры и быта. Услуги – полезные результаты деятельности медицинских, учебных, культурных учреждений, учреждений искусства, сюда же входят услуги жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта и т. д.
Для характеристики условий жизни населения можно выделить четыре уровня:
– достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
– нормальный уровень (рациональное потребление благ по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
– бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы);
– нищета (минимально допустимый по биологическим критериями набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет держать жизнеспособность человека).
Основными критериями, характеризующими уровень жизни населения, являются показатели доходов и расходов, потребление материальных благ и услуг, условия жизни, ВВП на душу населения, свободное время и др. Эти показатели изучаются в целом по всему населению и социальным группам. Для характеристики доходов населения используют показатели номинальных, располагаемых и реально располагаемых доходов. Такие же показатели исчисляют для характеристики заработной платы работников.
В мировой практике делается попытка исчислить обобщающий (интегральный) показатель уровня жизни населения. Одной из попыток является разработанный ООН показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, который включает три основных показателя:
– ожидаемую продолжительность жизни при рождении;
– достигнутый уровень образования;
– реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС)).
ИРЧП определяется как средняя арифметическая из трех указанных показателей:
Чем ближе значение индекса к 1, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране.
1.6.2. Показатели доходов и расходов населения
Для характеристики доходов населения применяется система показателей, которая включает совокупные денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реально располагаемые доходы.
Совокупные доходы – общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.
Номинальные доходы (НД) – номинальная заработная плата как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.
Располагаемые доходы (РД) – номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей; их можно считать конечными доходами.
Реально располагаемые доходы (РРД) населения характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы населения в целях удовлетворения своих личных потребностей. Реально располагаемые доходы – располагаемые доходы, скорректированные с учетом индекса потребительских цен:
РРД = РД : Iр, или РРД = РД ∙ Iп.с,
где Iр – индекс потребительских цен; Iп.с – индекс покупательной способности рубля.
Для характеристики динамики показателей доходов строятся соответствующие индексы. Например, индекс реальных располагаемых доходов
Сравнивая показатели реальных доходов за разные периоды, исчисляют их индексы и определяют динамику доходов.
Одним из аспектов изучения уровня жизни населения является дифференциация доходов. Дифференциация доходов показывает различия в потреблении населением товаров услуг, т. е. в его уровне жизни. В основу дифференциации доходов населения положен размер среднедушевого совокупного дохода. К основным характеристикам дифференциации доходов населения и уровня бедности относятся следующие показатели:
– модальный, медианный и средний доход;
– коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференту;
– уровень бедности, среднедушевой доход бедного населения, дефицит дохода.
Данные показатели исчисляют на основе распределения численности (или долей) населения по размеру среднедушевого (среднего на домохозяйство) денежного дохода, сгруппированного по интервалам с заданными (фиксированными) границами, децильным (10%-м) и другим интервалам.
Модальный доход – уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения.
Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше.
Средний доход – общий средний уровень дохода всего населения.
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения кd показывает, во сколько раз минимальные доходы 10 % самого богатого населения превышают максимальные доходы 10 % наименее обеспеченного населения: