Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния ОАО «Башгипроагропром». Для осуществления этой цели необходимо произвести тщательный анализ финансового состояния данного предприятия.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
• произвести анализ состояния и структуры баланса;
• произвести анализ финансовой устойчивости;
• оценить ликвидность предприятия.
1. ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния 5
1.2 Информационная база для статистической отчетности финансового состояния 6
1.3 Статистические методы анализа финансового состояния 6
2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ О ФИНАНСОВОМ СОСТОЯНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
2.1 Показатели прибыли. 8
2.2 Показатели рентабельности. 10
2.3 Показатели оборачиваемости. 11
2.4 Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности баланса. 13
3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ТИТАН» 15
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ТИТАН» 15
3.2 Предварительный анализ финансового состояния 16
3.3 Анализ пассивов баланса и оценка имущественного положения предприятия 17
3.4 Анализ активов баланса и оценка его ликвидности 20
3.5 Определение наличия (отсутствия) признаков банкротства 23
3.6 Определение группы финансовой устойчивости предприятия 25
3.7 Окончательная оценка финансового состояния предприятия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ
К финансовой отчётности предъявляется ряд требований. Основные из них:
- уместность и достоверность информации;
- значимость данной отчётности.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия в основном базируется на финансовой (внешней) бухгалтерской отчётности предприятия.
Финансовая бухгалтерская отчётность состоит из нескольких образующих единое целое отчетных документов:
бухгалтерского баланса, форма № 1;
отчёта о прибылях и убытках, форма № 2;
отчёта о движении капитала, форма № 3;
отчёта о движении денежных средств, форма № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу, форма № 5
Поскольку финансовая отчетность – это документы, показывающие результаты деятельности организации за определенный период в прошлом, то часто у внешних аналитиков нет иного выхода, кроме как оценивать нынешнее состояние, основываясь на устаревших данных. Ввиду того, что аналитики заинтересованы, прежде всего, в получении информации о том, что происходит сейчас и вероятнее всего произойдет в будущем, а не о том, что случилось в прошлом, то они не должны экстраполировать историческую информацию на нынешние условия и тем более делать на её основе прогнозы в отношении будущего.
1.3 Статистические методы анализа финансового состояния
Финансовое состояние — это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Основная цель анализа финансового состояния — это не только оценка текущего состояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.
При статистическом исследовании применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.
Главная цель статистического анализа финансового состояния — проследить динамику и структуру изменений финансового состояния предприятия посредством оценки изменения основных финансовых показателей.
При этом используются следующие методы статистического исследования: \
* построение динамических рядов как фактических показателях, так и в сопоставимых (относительных) показателях;
* расчет показателей динамических рядов;
* построение трендовых и регрессивных моделей;
* расчет индексов.
На мой взгляд, главенствующее место при анализе финансового состояния занимает:
1. изучение структуры того или иного показателя;
2. характеристика динамики показателя;
3. оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.
В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс статистического анализа финансового положения коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист в состоянии использую стандартные электронные таблицы в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточится непосредственно на анализе и прогнозе.
Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.
Далее в курсовой работе я постараюсь на основе практического материала сделать анализ финансового состояния предприятия, акцентируя внимание не столько на сам финансовый анализ, а сколько на статистические методы, используемые при этом.
2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ О ФИНАНСОВОМ
СОСТОЯНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Статистика финансов предприятий на основе присущих ей статистических методов изучает количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий.
Задачами статистики финансов предприятий являются:
Изучение состояния и развития финансовой деятельности предприятий;
анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности, оборачиваемости оборотных активов;
оценка финансовой устойчивости и платежеспособности организаций.
Основными статистическими показателями, позволяющими оценить финансовое положение отраслей экономики и образующих их коммерческих организаций, т.е. организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются: выручка от реализации (или близкий к нему показатель — объем продаж), прибыль, рентабельность, наличие и оборачиваемость оборотных активов, ликвидность и левераж. Первые четыре показателя в нашей стране широко известны и давно используются в статистических расчетах. Относительно новыми для российской экономики являются показатели ликвидности и левеража. Они также применяются для анализа финансового положения предприятий и организаций разных организационно-правовых форм.
2.1 Показатели прибыли
Выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг представляет собой важный индикатор финансовой деятельности предприятий, который является одним из основных при принятии финансовых решений. Значение показателя определяется тем, что он показывает стоимость реализации продукции (оказанных услуг) — объем основного источника финансовых ресурсов в действующих организациях.
Прибыль в обобщенном виде отражает конечные финансовые результаты деятельности отраслей и коммерческих организаций и служит весьма значимой экономической характеристикой их работы. В зависимости от содержания, порядка расчета различают:
1. Валовую, или балансовую, прибыль.
2. Прибыль от реализации.
3. Чистую прибыль.
4. Нераспределенную.
5. Облагаемую налогом прибыль.
Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов (включая земельные участки), иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разность между выручкой от реализации и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Доходы от внереализационных операций включают:
доходы от долевого участия в деятельности других организаций, дивиденды и доходы по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;
доходы от сдачи имущества в аренду;
прибыль от операций прошлых лет, выявленная в отчетном году;
доходы по операциям с иностранной валютой и положительные курсовые разницы по валютным счетам;
полученные пени, штрафы, неустойки, доходы от возмещения причиненного ущерба или упущенной выгоды;
доходы по операциям с тарой и другие виды санкций за нарушение хозяйственных обязательств и условий, присужденные должнику и признанные им;
средства, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;
доходы от дооценки производственных запасов и готовой
продукции.
Расходы, вызванные внереализационными операциями, включают:
убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;
отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям с валютой;
некомпенсированные потери, связанные с ликвидацией от стихийных бедствий, или затраты по их предотвращению;
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
судебные и арбитражные издержки;
уплаченные штрафы, пени, неустойки;
убытки по операциям с тарой;
убытки от хищений, виновники которых не обнаружены и не установлены;
другие расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг.
Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций при положительном его значении прибавляется к сумме результатов от реализации продукции, работ и услуг, а также иного имущества, а при отрицательном — вычитается.
Балансовая прибыль выявляется за отчетный период на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций; в валюту баланса не входит.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и полной себестоимостью.
Ведущее место в изучении прибыли от реализации продукции, работ и услуг отводится факторному анализу. В качестве примера рассмотрим влияние средних цен реализации, себестоимости единицы продукции, объема и структуры реализованной продукции на динамику прибыли от реализации продукции.
Роль каждого из этих факторов можно определить с помощью индексного метода. Используем для этого общепринятые обозначения:
p0, p1, - цена за единицу продукции соответственно в базисном и отчетном периодах;
q0, q1,- количество продукции;
z0, z1 ,-себестоимость единицы продукции.
Абсолютный размер прибыли по нескольким видам продукции можно выразить как разность между выручкой от реализации (∑pq) и затратами на производство продукции (∑zq).
Абсолютный прирост прибыли можно представить следующим образом:
(∑p1q1-∑z1q1}- (∑p0q0-∑z0q0)
Установим степень влияния изменения средних цен реализации, себестоимости производства и объема реализации, а также структуры реализованной продукции на абсолютный прирост прибыли. Прирост прибыли за счет изменения средних цен реализации находят как разность между выручкой от реализации продукции отчетного периода и объемом реализованной в отчетном периоде продукции, рассчитанной по средним ценам базисного периода, т.е.
∑p1q1-∑p0q1
Прирост прибыли в результате изменения себестоимости производства продукции — это разность между объемом реализованной в отчетном периоде продукции, пересчитанной по себестоимости базисного периода, и фактической себестоимостью этой продукции, т.е.
∑z0q1-∑p1q1
Влияние изменения объема реализованной продукции на при-=1ль устанавливается сравнением прибыли базисного периода и прибыли от фактически реализованной продукции, пересчитанной по ценам и себестоимости базисного периода:
(∑p0q1-∑z0q1)-(∑p0q0-∑z0q0).
Прирост прибыли в результате изменения объема реализации содержит и ту её часть, которая образуется за счет структурных сдвигов в ассортименте продукции. Рассчитывают её следующим образом:
где П=p-z
Таким образом, отклонение суммы прибыли от реализации продукции можно рассматривать как результат изменения четырех вышеназванных факторов.
Облагаемая налогом прибыль — это прибыль, определяемая для целей налогообложения. Для ее исчисления валовая прибыль уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам, а также увеличивается (уменьшается) на суммы доходов (затрат), установленных законодательством.
При распределении ее производятся отчисления в бюджет в виде различных налогов и сборов.
Чистая прибыль — это прибыль, определенная как разница между балансовой прибылью и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.
Нераспределенная прибыль представляет ту часть балансовой прибыли, которая после использования последней в отчетном году на уплату налогов и другие платежи в бюджет остается в распоряжении организации и используется в следующем за отчетным году для стимулирования работников и финансирования затрат по созданию нового имущества, приобретения основных фондов, накопления оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг других организаций, на благотворительные нужды, текущие расходы по содержанию объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства и т.п. За счет нераспределенной прибыли осуществляются также платежи по основному долгу банка и уплата банковских процентов сверх ставок, установленных законодательством, оплата банковских процентов по ссудам, полученным на приобретение основных средств и нематериальных активов, а также по просроченным и отсроченным ссудам.