Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Изучение эффективности экономической деятельности в условиях рыночной экономики приобретает особо важное значение. Растущая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных производителей предопределяет необходимость повышения эффективности производства как основного фактора успешного функционирования экономики. Ограниченность природных ресурсов и связанное с ней удорожание затрат на производство материальных благ и услуг также является фактором, стимулирующим рост эффективности производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть. Статистическое изучение результатов деятельности предприятия методом группировок………………………………...4
1.1. Понятие прибыли как экономической категории………………………..4
1.2. Основные показатели производственной деятельности предприятия…6
1.3. Метод группировки и его место в системе статистических методов…10
2. Расчетная часть……………………………………………………………..17
3. Аналитическая часть……………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….48
Список используемой литературы…………………………………………...49
Приложение…………………………………………………………………....50

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

    Вывод. Анализ данных табл. 10 показывает, что с увеличением выпуска продукции от группы к группе систематически возрастает и средняя сумма ожидаемой прибыли по каждой группе фирм, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками. 

    2. Измерение тесноты  корреляционной связи  с использованием  коэффициента детерминации 

и эмпирического корреляционного отношения

    Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :

    

    где  – общая дисперсия признака Y,

            – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

    Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

    

,                                                 (10)

    где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

            – общая средняя значений результативного признака;

             n – число единиц совокупности.

    Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

    

,                                            (13)

    где     –групповые средние,

      – общая средняя,

     –число единиц в j-ой группе,

    k – число групп.

    Для расчета показателей  и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

    

    Значения  числителя и знаменателя формулы  имеются в табл. 10 (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю  :

    

=
= 9,031 млн руб.

    Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 12.

    Таблица 12

    Вспомогательная таблица для расчета общей  дисперсии

Номер

фирмы

Сумма ожидаемой  прибыли, млн. руб.
1 2 3 4
1 6,19 -2,841 8,0713
2 3,28 -5,751 33,0740
3 8,38 -0,651 0,4238
4 12,55 3,519 12,3834
5 7,87 -1,161 1,3479
6 4,03 -5,001 25,0100
7 18,22 9,189 84,4377
8 10,94 1,909 3,6443
9 27,27 18,239 332,6611
10 4,83 -4,201 17,6484
11 8,06 -0,971 0,9428
12 13,57 4,539 20,6025
13 9,8 0,769 0,5914
14 5,67 -3,361 11,2963
15 1,87 -7,161 51,2799
16 5,91 -3,121 9,7406
17 10,68 1,649 2,7192
18 7,38 -1,651 2,7258
19 11,69 2,659 7,0703
20 2,55 -6,481 42,0034
21 5,41 -3,621 13,1116
22 6,66 -2,371 5,6216
23 11,43 2,399 5,7552
24 4,55 -4,481 20,0794
25 7,8 -1,231 1,5154
26 16,27 7,239 52,4031
27 7,53 -1,501 2,2530
28 15,26 6,229 38,8004
29 5,74 -3,291 10,8307
30 9,54 0,509 0,2591
Итого 270,93   818,3037
 

    Рассчитаем  общую дисперсию:

    

=

    Для  расчета межгрупповой дисперсии  строится  вспомогательная        таблица 13. При этом используются  групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).

    Таблица 13

    Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы  фирм по выпуску продукции, млн руб.,

x

Число фирм,

  fj

Среднее значение в группе, млн руб.

 

1 2 3 4 5
14,4-27,36 4 2,933 -6,098 148,7424
27,36-40,32 8 5,620 -3,411 93,0794
40,32-53,28 9 10,403 1,372 16,9415
53,28-66,24 6 11,810 2,779 46,3370
66,24-79,2 3 16,583 7.552 171,0981
ИТОГО 30     476,1984
 
 

    Рассчитаем  межгрупповую дисперсию:

    

    Определяем  коэффициент детерминации:

    

 или 58,19%

    Вывод. Изменение суммы ожидаемой прибыли на 58,19% зависит от выпуска продукции и на 41,81% от других неучтенных факторов.

    Эмпирическое  корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

    

    Рассчитаем  показатель :

    

    Вывод: согласно шкале Чэддока связь между выпуском продукции и суммой ожидаемой прибыли фирм является тесной.

    3. Оценка значимости (неслучайности)  полученных характеристик 

    связи признаков 

и

    Показатели  и рассчитаны для выборочной совокупности, т.е. на основе ограниченной информации об изучаемом явлении. Поскольку при формировании выборки на первичные данные могли иметь воздействии какие-либо случайные факторы, то есть основание полагать, что и полученные характеристики связи  , несут в себе элемент случайности. Ввиду этого, необходимо проверить, насколько заключение о тесноте связи, сделанное по выборке, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.

    Проверка  выборочных показателей на их неслучайность  осуществляется в статистике с помощью  тестов на статистическую значимость (существенность) показателя. Для проверки значимости коэффициента детерминации  служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле

                                        ,

    где  n – число единиц выборочной совокупности,

        m – количество групп,

           – межгрупповая дисперсия,

          – дисперсия j-ой группы (j=1,2,…,m),

           – средняя арифметическая групповых дисперсий.

    Величина  рассчитывается, исходя из правила сложения дисперсий:

    

,

    где – общая дисперсия.

    

= 8,698 

    Fтабл(0,05; 4; 25) = 2,76

    Для проверки значимости показателя рассчитанное значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл для принятого уровня значимости и параметров k1, k2, зависящих от величин n и m : k1=m-1, k2=n-m. Величина Fтабл для значений , k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера, где приведены критические (предельно допустимые) величины F-критерия  для различных комбинаций  значений  , k1, k2. Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 (что соответствует доверительной вероятности Р=0,95).

    Если  Fрасч>Fтабл , коэффициент детерминации признается статистически значимым, т.е. практически невероятно, что найденная оценка обусловлена только стечением случайных обстоятельств. В силу этого, выводы о тесноте связи изучаемых признаков,  сделанные на основе выборки, можно распространить на всю генеральную совокупность.

    Если  Fрасч<Fтабл, то показатель считается статистически незначимым и, следовательно, полученные оценки силы связи признаков относятся только к выборке, их нельзя распространить на генеральную совокупность.

    Фрагмент  таблицы Фишера критических величин  F-критерия для значений =0,05; k1=3,4,5; k2=24-35 представлен ниже: 

  k2
k1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
3 3,01 2,99 2,98 2,96 2,95 2,93 2,92 2,91 2,90 2,89 2,88 2,87
4 2,78 2,76 2,74 2,73 2,71 2,70 2,69 2,68 2,67 2,66 2,65 2,64
5 2,62 2,60 2,59 2,57 2,56 2,55 2,53 2,52 2,51 2,50 2,49 2,48

Информация о работе Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)